Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:35, контрольная работа
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в
психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве
самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других
методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности,
различные типы эксперимента и т.д.
1. Методы психологии (самонаблюдение, праксиметрические методы).
2. Формирование характера.
3. Понятие об ощущениях, их виды и свойства.
4. Понятие «действие» и «операция».
5. Эффекты восприятия человека человеком: эффект ореола, первичности, новизны, стереотипизации.
6. Педагогические теории (Проблемное обучение Дистанционное обучение).
О
1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в
психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве
самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других
методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности,
различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и
регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим
психологическим методом.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко
применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для
исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация
причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой
обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь
выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует
условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме
квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:
в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все
особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры
поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту
проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня
и т.п.
Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам,
выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп"
(банд, воинских коллективов,
подростковых группировок и т.
наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам
является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании
индивида, например ребенка,
наблюдатель находится в
общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения:
наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем
(например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа
подводной лодки);
наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие
в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла; группа заключенных в общей
камере и т.д.).
В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально
важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди
привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не
провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется
скрытое наблюдение, "разоблачение"
исследователя может иметь
последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого
наблюдателя.
Кроме того, включенное наблюдение,
при котором исследователь
цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие
психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана",
когда его цели скрываются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не
знают, что они - объекты наблюдения или экпериментальных манипуляций.
Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с
самонаблюдением, является "трудовой метод", который очень часто использовали
зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта
цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли
оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в
процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее
протоколы, а развернутые
и более или менее
По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную
задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму
протокольных записей.
Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или
групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые
описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым
результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для
последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к
объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания,
свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию,
беседе и изучению продуктов деятельности.
исключить?
Наблюдение может выступать
в качестве самостоятельной
и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования.
Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального
задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не
случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Чарльз Роберт Дарвин (1809-
1882), Вильгельм Гумбольт (1767-1835), Иван Петрович Павлов (1849-1936),
Конрад Лоренц (1903), и многие другие считали метод наблюдения главным
источником научных фактов.
2. Характер является прижизненным
образованием. Это означает, что он формируется
после рождения человека. Истоки характера
человека и первые признаки его проявления
следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии
характера ребенка играет его общение
с окружающими его людьми. В свойственных
для него поступках и формах поведения
ребенок прежде всего подражает своим
близким. При помощи прямого научения
через подражание и эмоциональное подкрепление
он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления
характера можно считать возраст от двух-трех
до девяти-десяти лет, когда дети много
и активно общаются как с окружающими
взрослыми людьми, так и со сверстниками.
В этот период они открыты для воздействий
со стороны, с готовностью их принимают,
подражая всем и во всем. Взрослые люди
в это время пользуются безграничным доверием
ребенка, имеют возможность воздействовать
на него словом, поступком и действием,
что создает благоприятные условия для
закрепления нужных форм поведения.
Весьма важны для становления характера
ребенка стиль общения взрослых друг с
другом, а также способ обращения взрослых
с самим ребенком. В первую очередь это
относится к обращению родителей, и особенно
матери, с ребенком. То, как действуют мать
и отец в отношении ребенка, спустя много
лет становится способом обращения его
со своими детьми, когда ребенок станет
взрослым и обзаведется собственной семьей.
Раньше других в характере человека закладываются
такие черты, как доброта, общительность,
отзывчивость, а также противоположные
им качества — эгоистичность, черствость,
безразличие к людям. Имеются данные о
том, что начало формирования этих черт
характера уходит в глубь дошкольного
детства, к первым месяцам жизни и определяется
тем, как мать обращается с ребенком.
Те свойства характера, которые наиболее
ярко проявляются в труде — трудолюбие,
аккуратность, добросовестность, ответственность,
настойчивость, — складываются несколько
позже, в раннем и дошкольном детстве.
Они формируются и закрепляются в играх
детей и доступных им видах домашнего
труда. Сильное влияние на их развитие
оказывает адекватная возрасту и потребностям
ребенка стимуляция со стороны взрослых.
В характере ребенка сохраняются и закрепляются
в основном такие черты, которые постоянно
получают поддержку (положительное подкрепление).
В начальных классах школы оформляются
черты характера, проявляющиеся в отношениях
с людьми. Этому способствует расширение
сферы общения ребенка с окружающими за
счет множества новых школьных друзей,
а также учителей. Если то, что ребенок
как личность приобрел в домашних условиях,
получает в школе поддержку, то соответствующие
черты характера у него закрепляются и
чаще всего сохраняются в течение всей
дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый
опыт общения со сверстниками и учителями
не подтверждает как правильные те формы
поведения, которые ребенок приобрел дома,
то начинается постепенная ломка характера,
которая обычно сопровождается выраженными
внутренними и внешними конфликтами. Происходящая
при этом перестройка характера не всегда
приводит к положительному результату.
Чаще всего имеет место частичное изменение
черт характера и компромисс между тем,
к чему приучали ребенка дома, и тем, что
от него требует школа.
В подростковом возрасте активно развиваются
и закрепляются волевые черты характера,
а в ранней юности формируются базовые
нравственные, мировоззренческие основы
личности. К окончанию школы характер
человека можно считать в основном сложившимся,
и то, что происходит с ним в дальнейшем,
почти никогда не делает характер человека
неузнаваемым для тех, кто с ним общался
в школьные годы.
Следует отметить, что характер не является
застывшим образованием, а формируется
и трансформируется на протяжении всего
жизненного пути человека. Характер не
является фатально предопределенным.
Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами
жизненного пути человека, сами эти обстоятельства
изменяются под влиянием поступков человека.
Поэтому после окончания учебного заведения
характер человека продолжает формироваться
или видоизменяться. На данном этапе человек
сам является творцом своего характера,
поскольку характер складывается в зависимости
от мировоззрения, убеждений и привычек
нравственного поведения, которые вырабатывает
у себя человек, от дел и поступков, которые
он совершает, от всей его сознательной
деятельности. Этот процесс в современной
психологической литературе рассматривается
как процесс самовоспитания.
Самовоспитание характера предполагает,
что человек способен освободиться от
излишнего самомнения, может критически
посмотреть на себя, увидеть свои недостатки.
Это позволит ему определить цель работы
над собой, т. е. те черты характера, от
которых бы он хотел избавиться или, наоборот,
которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую
помощь в воспитании характера оказывают
старшие, поэтому большинство людей стремится
найти себе хорошего наставника. Неслучайно
на Востоке говорят; «Если есть ученик,
учитель найдется». В этом высказывании
заложен глубокий смысл. Никакой учитель
не в состоянии обучить того, кто не хочет
учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда
найдет, на кого ему равняться.
Пример для подражания не обязательно
должен быть реальным. Это может быть киногерой
или герой литературного произведения,
отличающийся глубокой принципиальностью
и исключительной твердостью характера,
герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме
этого, особое значение в формировании
характера принадлежит общественной деятельности
человека, активное участие в которой
развивает чувство ответственности перед
коллективом, способствует развитию организованности,
выдержки, чувства долга.
Наиболее эффективным средством формирования
характера является труд. Сильными характерами
обладают люди, ставящие перед собой большие
задачи в работе, настойчиво добивающиеся
их решения, преодолевающие все стоящие
на пути к достижению этих целей препятствия,
осуществляющие систематический контроль
за выполнением намеченного. Поэтому мы
вправе утверждать, что характер, как и
другие черты личности, формируется в
деятельности.
3. Ощущения считаются самыми
простыми из всех психических явлений.
Они представляют собой осознаваемый,
субъективно представленный в голове
человека или неосознаваемый, но действующий
на его поведение продукт переработки
центральной нервной системой значимых,
раздражителей, возникающих во внутренней
или внешней среде. Способность к ощущениям
имеется у всех живых существ, обладающих
нервной системой. Что же касается осознаваемых
ощущений, то они есть только у живых существ,
имеющих головной мозг и кору головного
мозга. Это, в частности, доказывается
тем, что при торможении деятельности
высших отделов центральной нервной системы,
временном отключении работы коры головного
мозга естественным путем или с помощью
биохимических препаратов человек утрачивает
состояние сознания и вместе с ним способность
иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно
воспринимать мир. Такое происходит, например,
во время сна, при наркозе, при болезненных
нарушениях сознания. В эволюции живых
существ ощущения возникли на основе первичной
раздражимости, представляющей собой
свойство живой материи избирательно
реагировать на биологически значимые
воздействия среды изменением своего
внутреннего состояния и внешнего поведения.
По своему происхождению ощущения с самого
начала были связаны с деятельностью организма,
с необходимостью удовлетворения его
биологических потребностей. Жизненная
роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно
и быстро доводить до центральной нервной
системы как главного органа управления
деятельностью сведения о состоянии внешней
и внутренней среды, наличии в ней биологически
значимых факторов.
Ощущения в своем качестве и многообразии
отражают разнообразие значимых для человека
свойств окружающей среды. Органы чувств,
или анализаторы человека, с рождения
приспособлены для восприятия и переработки
разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (
Виды ощущений отражают своеобразие тех
стимулов, которые их порождают. Эти стимулы,
будучи связанными с различными видами
энергии, вызывают соответствующие ощущения
разного качества: зрительные, слуховые,
кожные (ощущения прикосновения, давления^
боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные.
Информацию о состоянии мышечной системы
нам предоставляют проприоцептив-
Сигналы, поступающие из внутренних органов,
менее заметны, в большинстве случаев,
за исключением болезненных, не осознают-ся^нотакже^
Далеко не все существующие виды энергии,
даже если они жиз--ненно значимые, человек
воспринимает в виде ощущений. К неко-
торым из них, например радиационной, он
психологически нечувствителен вообще.
Сюда же можно отнести инфракрасные и
ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся
за пределами диапазона, вызывающего ощущения,
незначительные, не воспринимаемые ухом
колебания давления воздуха. Следовательно,
человек в виде ощущений получает небольшую,
наиболее значимую часть той информации
и энергии, которые воздействуют на его
организм.
Порождают ощущения обычно электромагнитные
волны, находящиеся в пределах значительного
диапазона — от коротких космических
лучей с длиной волны около 4х10 ^ см до радиоволн
с длиной волны, измеряемой многими километрами.
Длина волны как количественная характеристика
электромагнитной энергии субъективно
представлена человеку в виде качественно
разнообразных ощущений. Например, те
электромагнитные волны, которые отражает
зрительная система, располагаются в диапазоне
от 380 до 780 миллиардных долей метра и в
совокупности занимают весьма ограниченную
часть электромагнитного спектра. Волны,
находящиеся внутри этого диапазона и
различающиеся по длине, ророждают в свою
очередь ощущения различного цвета (табл.
7).
Ухо человека реагирует, в отличие от глаза,
на механические воздействия, связанные
с изменениями атмосферного давления.
Колебания давления воздуха, следующие
с определенной частотой и характеризующиеся
периодическими появлениями областей
высокого и низкого давления, воспринимаются
нами как звуки определенной высоты и
громкости. Существует специальная физическая
единица, посредством которой оценивается
частота колебаний воздуха в секунду,—
герц, численно равная одному колебанию,
совершаемому за секунду.
Чем больше частота колебаний давления
воздуха, тем выше воспринимаемый нами
звук. Человек обладает способностью слышать
звуки, при которых частота колебаний
давления воздуха находится в пределах
диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приведем пример
для сравнения: такой музыкальный инструмент,
как фортепиано, спосо-бен порождать звуки
с частотой в диапазоне от 27 до 4200 Гц. Размах
частоты колебаний воздуха, воспринимаемых
разными живыми существами в виде ощущений,
весьма различен. Летучие мыши и собаки
способны слышать намного более высокие
звуки чем человек. '
Заметим, что субъективно воспринимаемая
человеком высота звука зависит не только
от частоты колебаний давления воздуха.
На нее оказывает влияние и сила звука,
или его интенсивность, т. е. разность давлений
между самой высокой и самой низкой точками
отражающими величину давления воздуха
(рис. 33, параметр амплитуды) . Более сильный
звук иногда воспринимается как более
высокий, и наоборот.
Для оценки субъективной громкости воспринимаемого
звука так-
Его воспринимаемая громкость в децибелах
же предложена специальная шкала, единицей
которой является децибел. Чтобы представить
себе громкость звука, соответствующего
этой единице, обратимся к табл. 8, где в
децибелах показана громкость ряда известных
нам звуков. Заметим, что длительные и
сильные воздействия физических стимулов
на наши органы чувств способны вызывать
определенные нарушения в их функционировании.
Например, глаз, подвергаемый воздействию
сильного света в течение длительного
времени, слепнет; при воздействии на орган
слуха длительных и сильных звуков, амплитуда
колебаний которых превышает 90 дб, может
наступить временная потеря слуха. Такое
нарушение нередко встречается у любителей
и исполнителей современных эстрадных
молодежных песен и произведений на электромузыкальных
инструментах.
Обоняние — вид
чувствительности, порождающий специфические
ощущения запаха. Это одно из наиболее
древних, простых, но жизненно важных ощущений.
Анатомически орган обоняния расположен
у большинства живых существ в наиболее
выгодном месте— впереди, в выдающейся
части тела. Путь от рецепторов обоняния
до тех мозговых структур, где принимаются
и 'перерабатываются получаемые от них
импульсы, наиболее короткий. Нервные
волокна, отходящие от обонятельных рецепторов,
непосредственно без промежуточных переключений
попадают в головной мозг,
Часть мозга, которая называется обонятельной,
также является и наиболее древней, и чем
ниже живое существо стоит на эволюционной
лестнице, тем большее пространство в
массе головного мозга она занимает. У
рыб, например, обонятельный мозг охватывает
практически всю поверхность полушарий,
у собак—около одной ее трети, у человека
его относительная доля в объеме всех
мозговых структур равна примерно одной
двадцатой части. Указанные различия соответствуют
развитости других органов чувств и тому
жизненному значению, которое данный вид
ощущение имеет для живых существ. Для
некоторых видов животных значит ние обоняния
выходит за пределы восприятия запахов.
У насекомые и высших обезьян обоняние
также служит средством внутривидового
общения.
Следующий вид ощущений — вкусовые — имеет
четыре основные модальности: сладкое,
соленое, кислое и горькое. Все остальные.^
ощущения вкуса представляют собой разнообразные
сочетания этих), четырех основных,
Кожная чувствительность, или осязание,— это
наиболее широко представленный и распространенный
вид чувствительности. Всем нам знакомое
ощущение, возникающее при прикосновении
какого-либо предмета к поверхности кожи,
не представляет собой элементарного
осязательного ощущения. Оно есть результат
сложного комбинирования четырех других,
более простых видов ощущений: давления,
боли, тепла и холода, причем для каждого
из них существует специфический вид рецепторов,
неравномерно расположенных в различных
участках кожной поверхности.
Наличие таких рецепторов можно обнаружить
практически на всех участках кожи. Однако
специализированность кожных рецепторов
до сих пор точно установить не удалось.
Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно
предназначенные для восприятия одного
воздействия, порождающие дифференцированные
ощущения давления, боли, холода или тепла,
или качество возникающего ощущения может
меняться в зависимости от состояния одного
и того же рецептора, а также от специфики
воздействующего на него свойства. Известно
только, что сила и качество кожных ощущений
сами по себе относительны. Например, при
одновременном воздействии на поверхность
одного участка кожи теплой водой ее температура
воспринимается по-разному в зависимости
от того, какой водой мы воздействуем на
соседний участок кожи. Если она холодная,
то на первом участке кожи возникает ощущение
тепла, если она горячая, то ощущение холода.
Температурные рецепторы имеют, как правило,
два пороговых значения:
они реагируют на высокие и низкие по величине
воздействия, но не отзываются на средние.
На примерах кинестетических ощущений
и ощущений равнове-.-д сия можно подтвердить
тот факт, что далеко не все ощущения являр'^
ются осознаваемыми. В повседневной речи,
которой мы пользуемся, отсутствует слово,
обозначающее ощущения, идущие, например,
от рецепторов, расположенных в мышцах
и работающих при их сокра' щении или растяжении.
Тем не менее эти ощущения все же суще'
ствуют, обеспечивая управление движениями,
оценку направления и скорости движения,
величину расстояния. Они формируются
автоматически, поступают в мозг и регулируют
движения на подсознательном уровне. Для
их обозначения в науке принято слово,
которое происходит от понятия «движение»,—
кинетика, и их поэтому называюткинестетическими. Без
ощущений подобного рода мы бы испытывали
большие труд-
ности, связанные с одновременным согласованием
движений различных частей тела, сохранением
позы, равновесия, контролем различных
непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные
реакции, навыки и т. п.), потому что все
они включают в себя такие двигательные
моменты, которые выполняются автоматически
и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических
ощущений находятся в других органах.
Например, формирование ощущений, которые
способствуют поддержанию и сохранению
равновесия, происходит благодаря наличию
особых рецепторов равновесия, имеющихся
во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов
зависит чувство ускорения или замедления
движений.
Существуют данные о том, что и с помощью
обычных органов чувств человек воспринимает
раздражители, находящиеся за нижним порогом
его чувствительности. Эти раздражители
(их называют субсенсорные) способн
Зона неслышимых звуков, вызывающих улитко-зрачковый
рефлекс, была названа Гершуни «субсенсорной
областью». На стадиях постепенного восстановления
слуха эта зона увеличивается, а при полной
нормализации уменьшается. Подобным же
образом ведут себя другие непроизвольные
реакции, регистрируемые в ходе патологического
процесса. В норме пределы субсенсорной
области существенно зависят от состояния
человека и для улитко-зрачково-го рефлекса
колеблются в пределах от 5 до 12 дб.
Все виды ощущений возникают в результате
воздействия соответствующих стимулов-раздражителей
на органы чувств. Однако ощущение возникает
не сразу, как только нужный стимул начал
действовать. Между началом действия раздражителя
и появлением ощущения проходит определенное
время. Оно называется латентным периодом.
Во время латентного периода происходит
преобразование энергии воздействующих
стимулов в нервные импульсы, их прохождение
по специфическим и неспецифическим структурам
нервной системы, переключение с одного
уровня нервной системы на другой. По длительности
латентного периода можно судить об афферентных
структурах центральной нервной системы,
через которые, прежде чем попасть в кору
головного мозга, проходят нервные импульсы.
4. Операция (в психологии) (англ.
operation)
ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
(англ. action, performance) — произвольный
акт, акция, процесс, подчиненный представлению о
результате, образу будущего,
т. е. процесс, подчиненный осознаваемой
(сознательной) цели. В терминологии А. А. Ухтомского