Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека. Волевые качества личности. Теории воли. Природа волевого действия. Развитие воли у человека.
Психология малой группы. Классификация малых групп. Направления исследований малых групп.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

Вопросы:

 

  1. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека. Волевые качества личности. Теории воли. Природа волевого действия. Развитие воли у человека.
  2. Психология малой группы. Классификация малых групп. Направления исследований малых групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1

Воля и ее основные признаки

Воля – сознательное регулирование  человеком своего поведения, связанное  с преодолением внутренних и внешних  препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана  для выполнения того или иного  волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в  результате его исполнения; состояние  оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления  поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного  удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В качестве основных функций воли выделяют:

  • выбор мотивов и целей;
  • регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
  • организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;
  • мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно  возникающие в данной ситуации желания  и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору  на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера  действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое  по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного  удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое  действие обычно сопровождается отсутствием  эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением  волевого акта обычно связано как  раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Нередко усилия воли направляются человеком  не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько  на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей  импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда  им приходится действовать вопреки  своим природным или характерологическим  данным.

Ни одна более или менее сложная  жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле  никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой  воли. Человек в первую очередь  тем и отличается от всех остальных  живых существ, что у него, кроме  сознания и интеллекта, есть еще  и воля, без которой способности  оставались бы пустым звуком.

 

Значение воли в жизни  человека

         Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

        Задачей  воли является управление нашим  поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

        Функцией  волевой регуляции является повышение  эффективности соответствующей  деятельности, а волевое действие  предстает как сознательное, целенаправленное  действие человека по преодолению  внешних и внутренних препятствий  с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать  как первичные, или базовые, волевые  качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется  всеми или большинством описанных  выше свойств.

        Волевого  человека отличают решительность,  смелость, самообладание, уверенность  в себе. Такие качества развиваются  обычно в онтогенезе несколько  позже, чем названная выше группа  свойств. В жизни они проявляются  в единстве с характером, поэтому  их можно рассматривать не  только как волевые, но и  как характерологические. Назовем  эти качества вторичными.

        Наконец,  есть еще третья группа качеств,  которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его  морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К  этой же группе, обозначаемой  как третичные качества, можно  отнести те в которых одновременно  выступают воля человека и  его отношение к труду: деловитость,  инициативность. Такие качества  личности обычно формируются  только к подростковому возрасту.

        По  мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

        Волевое  действие, необходимость в нем  возникает тогда, когда на пути  осуществления мотивированной деятельности  появилось препятствие. Волевой  акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо  осознать, осмыслить суть возникшей  проблемы.

        Включение  воли в состав деятельности  начинается с постановки человеком  перед собой вопроса: «Что случилось?»  Уже сам по себе характер  данного вопроса свидетельствует  о том, что воля тесным образом  связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

        Волевая  регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного  времени удерживать в поле  сознания объект, над которым  размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

        Волевое  действие всегда связано с  сознанием цели деятельности, ее  значимости, с подчинением этой  цели выполняемых действий. Иногда  возникает необходимость придать  какой-либо цели особый смысл,  и в этом случае участие  воли в регуляции деятельности  сводится к тому, чтобы отыскать  соответствующий смысл, повышенную  ценность данной деятельности. В  ином случае необходимо бывает  найти дополнительные стимулы  для выполнения, доведения до  конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

        Энергия  и источник волевых действий  всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

        Волевая  регуляция может включиться в  деятельность на любом из этапов  ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов  ее выполнения, следования намеченному  плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность  включения волевой регуляции  в начальный момент осуществления  деятельности состоит в том,  что человек, сознательно отказываясь  от одних влечений, мотивов и  целей, предпочитает другие и  реализует их вопреки сиюминутным,  непосредственным побуждениям. Воля  в выборе действия проявляется  в том, что, сознательно отказавшись  от привычного способа решения  задачи, индивид избирает иной, иногда  более трудный, и старается  не отступать от него. Наконец,  волевая регуляция контроля исполнения  действия состоит в том, что  человек сознательно заставляет  себя тщательно проверять правильность  выполненных действий тогда, когда  сил и желания делать это  уже почти не осталось. Особые  трудности в плане волевой  регуляции представляет для человека  такая деятельность, где проблемы  волевого контроля возникают  на всем пути осуществления  деятельности, с самого начала  и до конца.

        Типичным  случаем включения воли в управление  деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых  мотивов, каждый из которых  требует в один и тот же  момент времени выполнения различных  действий. Тогда сознание и мышление  человека, включаясь в волевую  регуляцию его поведения, ищут  дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений  более сильным, придать ему  в сложившейся обстановке больший  смысл. Психологически это означает  активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

        При  волевой регуляции поведения,  порожденной актуальными потребностями,  между этими потребностями и  сознанием человека складываются  особые отношения. СЛ.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя . как субъекта . который . возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними».

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру  характера, которые получили название ``волевые качества''.

        Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

        В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка и дисциплинированность.

        Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого  акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые,  в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

        Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

        Инициативность  - это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

        Самостоятельность - это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

        Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"