Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:46, контрольная работа

Краткое описание

Психические состояния — целостные характеристики психической деятельности за некоторый период времени. Они сопровождают жизнь человека — его взаимоотношения с другими людьми, обществом и т. д.
В любом из них можно выделить три измерения:
♦ мотивационно-побудительное;
♦ эмоционально-оценочное;
♦ активационно-энергетическое. Определяющим выступает первое.

Содержание

1. Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния
человека....................................................................................................................3
2.Рассмотрите отрицательные психические состояния.......................................7
3.Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как "эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся
переживанием безысходности, крушением надежд".........................................15
Литература......................................................

Вложенные файлы: 1 файл

контольная работа.docx

— 29.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Охарактеризуйте    типичные    положительные    психические    состояния

человека....................................................................................................................3

2.Рассмотрите отрицательные психические состояния.......................................7

3.Укажите,      какое     психологическое     понятие     характеризуется     как "эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся

переживанием безысходности, крушением надежд".........................................15

Литература.............................................................................................................16

 

3

1.Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека.

Психические состояния —  целостные характеристики психической  деятельности за некоторый период времени. Они сопровождают жизнь человека — его взаимоотношения с другими  людьми, обществом и т. д.

В любом из них можно  выделить три измерения:

♦ мотивационно-побудительное;

♦ эмоционально-оценочное;

♦ активационно-энергетическое. Определяющим выступает первое.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, многообразием, полярностью.

Целостность проявляется  в том, что они характеризуют  в определенный промежуток времени  всю психическую деятельность, выражают конкретное соотношение всех компонентов  психики.

Подвижность заключается  в изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния  и свойства личности теснейшим образом  взаимосвязаны. Состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают  в качестве строительного материала  для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности  мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, оно, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью.

 

4

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому из них соответствует             противоположное              (уверенность/неуверенность,

активность/пассивность, фрустрация/толерантность  и т. д.).

Психические состояния человека можно классифицировать.

В основу деления положен  ряд оснований:

1. В зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные.

2. В зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые проявлены) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.

3. В зависимости от степени глубины               (более или менее) глубокие либоповерхностные.

4. В зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т. д.

5. В         зависимости         от         влияния         на        личность положительные иотрицательные,               стенические,              повышающие

жизнедеятельность, иастенические.

6. В зависимости от степени осознанности — более или менее осознанные.

7. В зависимости от причин, их вызывающих.

8. В зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Из всего обширнейшего пространства психических состояний  человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

Типичные положительные  психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся  к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это  обучение или профессиональная деятельность).

 

5

Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических  и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.

Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные  психические состояния, свойственные большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями.

Типично положительными состояниями  повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную  окраску.

Ко    второй    группе         следует    отнести    психические    состояния

профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов  в работе, состояние волевой активности и т.д.

Огромное значение для  эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние  профессиональной заинтересованности.

Глубокий, обоснованный, общественно  и личностно мотивированный, сильный  интерес к профессиональному  труду является важнейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профессиональный интерес в сочетании  с волей человека к труду создает  эмоционально-волевую готовность к  профессиональной работе. Для успешного  осуществления трудовой деятельности важна профессиональная заинтересованность как личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, ибо потеря устойчивого интереса к работе означает дисквалификацию  специалиста. Специалист же, имеющий  сильный профессиональный интерес, сам ищет ситуации, которые позволили  бы ему пережить состояние профессиональной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей.

 

6

Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание  значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и  активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и  при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение  в сознании специалиста. Наконец, состояние  профессиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев  сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.

Но следует отметить, что  во избежание узкого профессионализма, для предотвращения профессиональной деформации личности состояние профессиональной заинтересованности должно сочетаться и протекать на фоне любознательности как направленности человека на получение  знаний в различных областях культуры и жизни вообще, так и общей  интеллектуальной отзывчивости. В свою очередь, любознательность здесь будет  выступать и в качестве черты  личности, и в качестве активного  личностного психического состояния, выражающего потребность в ориентировке и связанного с избирательным  отношением к действительности.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение  у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре  к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого  вдохновения представляет собой  сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно  выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности  воспроизведения ранее запечатленного; возрастании мощи воображения; возникновении  целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения существенного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому

 

7

состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными  раздумьями над конкретным делом. Вдохновение  профессионала - это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам - в частности.

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психическое  состояние готовности быстро принять  решение и привести его в исполнение. Однако решительность - это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же "решительность", как и нерешительность, то есть психическое  состояние, характеризуемое недостатком  психологической готовности принять  решение и ведущее к необоснованной отсрочке или- невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

2.Рассмотрите отрицательные психические состояния.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в

 

8

экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к  возникновениюсостояния психической напряженности.

Можно            и            нужно            говорить            о            состоянии

сугубо операционной (операторной, "деловой") напряженности, то есть напряженности, которая возникает  как результат сложности выполняемой  деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в  том числе с больными, правонарушителями  и т.д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного  эмоционального напряжения. Эмоциональное  напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. "Эмоциональное решение" значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию "коррекции" поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Предварительное эмоциональное  переживание ситуации позволяет  человеку: а) почувствовать, что выполняемая  им деятельность является "его деятельностью", б) как бы дистанционно оценивать  условия протекания планируемой  деятельности, т.е. осуществлять так  называемое предварительное "эмоциональное  планирование". Здесь даже отрицательные  эмоции могут выполнять положительную  роль в связи с тем, что происходит взаимодействие "интеллектуальных" (эмоциональная активизация, являющаяся   продуктом   интеллектуального   процесса)   и    "ситуативных"

 

9

(эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Но воздействие экстремальных  условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ, "напряжение").

Понятие стресса в современной  психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого  состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в  дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные  состояния, которые точнее было бы считать  проявлением психической напряженности (а ее крайние формы -стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на "хороших" (евстресс) и "плохих" (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические  и терминологические вопросы, при  дальнейшем изложении под "стрессом будет пониматься только отрицательное  психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что  в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу  у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается  основное отличие стресса от напряженной  и трудной задачи, на которую (вне  зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

 

10

В состоянии стресса возникают  затруднения в осуществлении  функций, связанных с направленностью  мышления на решение определенных задач. Это происходит ввиду того, что  стресс выступает как фактор, разрушающий  предварительное "эмоциональное  планирование", а в конечном итоге  и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе  возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве "стрессоров", то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, "цейтнот", перегрузка информацией и т.д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого

человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональных  стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"