Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.

Содержание

1. Основные направления развития представлений об эмоциях.
2. Теории эмоций.
3. Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
4. Дискуссия об условиях возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джеймса-Ланге и её критика (Э.Клапаред, У.Кэннон). Когнитивные теории эмоций.
5. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
6. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
7. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке.

Вложенные файлы: 1 файл

срс общая.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

6

 Весьма сходным  образом представляет возникновение  эмоций-аффектов Э. Клапаред, однако  в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы  производят не интеллектуальные  процессы, как считает Лазарус,  а особый класс эмоциональных  явлений — чувства.

Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения  эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс (или классы) эмоциональных  явлений обсуждается в той  или иной работе. При широкой трактовке  эмоций их возникновение связывается  с устойчивыми, обычными условиями  существования, такими как отражение  воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют  об этом субъекту) и т.п. При узком  понимании эмоций они рассматриваются  как реакция на более специфические  условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др.

Убедительность  примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтверждение этих различных точек зрения, свидетельствует  о дифференцированности эмоций в  отношении условий их возникновения  и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия  в некотором обобщенном принципе или положении. Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие «эмоция  вообще», и доведенные до полного  охвата в них всего разнообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой — особенностями воздействий (ситуации).

О сложности  пути, который необходимо пройти, желая  отразить в теории реальную сложность  эмоциональной жизни, можно составить  представление по непревзойденному анализу условий возникновения  эмоций в учении Б. Спинозы. Оно показывает, что на возникновение эмоций наряду с такими анализируемыми  

7

в современных  теориях условиями, как фрустация, нарушение жизненных констант («изменение способности тела и души к действию») или отражение возможности достижения целей («сомнения в исходе вещи»), влияет множество других факторов: ассоциации по сходству и времени, отражение  причинных связей, «судьба» предметов  наших чувств, сопереживание, представление  о справедливости происходящего  и др.

Разумеется, этот материал нуждается в адаптации  к современным представлениям и  терминологии, но, с другой стороны, он обнаруживает многие аспекты проблемы, которых в этих представлениях явно недостает.

Феноменологическая  теория Ж.-П.Сартра.

Сартр, утверждая  противоположность эйдетической феноменологии  и эмпирической психологии, дает последней  искаженное изображение, полагая, что  она рассматривает психические  факты как грубые, инертные элементы, механическая комбинация которых и  составляет психическую жизнь сознания. Такое изображение имеет некоторое  основание только по отношению к  позитивистской натуралистической  психологии, в частности бихевиоризму или интроспективной ассоцианистской  психологии, которые пренебрегают активной ролью сознания, осуществляющего  синтетические акты, и сводят сознание либо к механической связи типа «стимул-реакция», либо к причинной связи «идей» наподобие причинной связи «вещей». По Сартру, психология объективирует  жизнь сознания, превращает «психологические факты» в вещи. Однако это — вопреки  мнению Сартра — является одним  из условий научности и плодотворности психологии. Также значение феноменологии  не в том, чтобы предшествовать и  обосновывать эмпирическую науку, как  считал Сартр. В частности, М. Мерло-Понти  указывал на то, что феноменологический метод воображаемых вариаций и индуктивный  метод эмпирической психологии однородны, так как последний опирается  на ограниченное число фактов и предполагает интерполяцию, которая опирается  также на воображаемые вариации.

8

 К тому  же, по Мерло-Понти, эмпирическая  психология (психоанализ) открывает  сущности, смыслы психологических  переживаний. В этом плане феноменология  базируется на результатах эмпирической  психологии и переинтерпретирует  их исходя из конститутивной  работы сознания. Сартр пренебрегает  эмпирическими исследованиями в  пользу рефлексии. К тому же  его определение сознания как  анонимной интенциональности делает  невозможным создание научной  психологии .

Сартр определяет образ как особое интенциональное  действие сознания: нет воображаемого  предмета «внутри» сознания, есть только воображающее сознание. Воображение  является способностью оживлять то или  иное гилетическое содержание, то есть любой образ характеризуется одной и той же интенцией (воображения), направленной в каждом случае на различный природный материал. Другими словами, образ — не особая «вещь», не посредник между моим сознанием и отсутствующим сейчас реальным предметом, который я вспоминаю, но это специфический акт сознания, направленный на отсутствующий или несуществующий предмет. У реального Пьера нет «двойников» — воображаемого, любимого и т.д. Пьеров — инертных сущностей «внутри» моего сознания: есть только реальный Пьер, внешняя материя, которую мое сознание полагает в различных актах — чувственного восприятия, воображения, эмоции и т.д. Поэтому образ — это чистая спонтанная активность сознания, в отличие от восприятия, где сознание пассивно, полагает Сартр. Таким образом, Сартр отождествляет образ с интенциональным актом сознания.

Этот интенциональный  акт имеет свои особенности. Сартр  отличает образ от понятия и восприятия. В понятии сознание схватывает внешний  предмет сразу в полном объеме. В восприятии сознание видит предмет  с какой-либо стороны, «в профиль». Образ  имеет черты и восприятия (дан  в профиль), и понятия (дан целиком  сразу). Но в отличие от них в  образе полагается не реальность, а  ничто бытия: воображающее сознание полагает свой предмет как интуитивно-отсутствующее  бытие (либо как несуществующее, либо как отсутствующее, либо

9

существующее  в другом месте, либо мое сознание нейтрализует вопрос о существовании).

Сводя образ  к сознанию, которое абсолютно  свободно и активно полагает предмет, Сартр отрицает роль бессознательного в воображении. Если воображающее сознание активно и свободно, то такие состояния, как бред, греза (где образы в действительности скорее «внушаются» сознанию, что  опровергает сартровскую теорию) представляются философу сериями отдельных, не связанных друг с другом образов, ибо не существует «воображаемого мира». Такой мир — игра, иллюзия больного сознания. Например, галлюцинации для  Сартра — свободная активность воображающего  сознания, отличающаяся от нормального  воображения только тем, что больной  верит в реальность образов. Галлюцинирующее  и нормальное сознание имеют одну и ту же структуру образа, различны лишь представления о реальности или нереальности образа. Поэтому  Сартр игнорирует различие между  нормальным и патологическим воображением. Это ведет к негативной оценке и обесцениванию образа с точки  зрения его квазипатологического характера. В частности, он трактует воображение  как магический акт, «некое заклинание, долженствующее явить объект, о котором думают, вещь, которую желают». Но обладание воображаемым объектом является иллюзорным, я лишь разыгрываю утоление своих желаний: эта попытка является неудачей, которая, если продолжать ее практиковать, может обернуться психической болезнью.

Теория  дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.

Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному  наследию и претендует на родство  с классическими, работами Дьюшена, Дарвина, Спенсера, Кьеркегора, Вундта, Джемса, Кэннона, Мак-Даугала, Дьюмаса, Фрейда, Радо и Вудвортса, а также  с более современными работами Якобсона, Пиннота, Маурера, Гельгорна, Боулби, Симонова, Экмана, Холта, Сингера и многих других. Все эти ученые, представляя различные  дисциплины и точки зрения, склонны  в 

10

целом верить в  центральное значение эмоций для  мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. Однако за идеологическое обоснование теории более ответствен современный автор — Силван Томкинс, чья блестящая двухтомная работа «Аффект, воображение, сознание» будет  часто цитироваться по ходу этой книги. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных  эмоциях, которые понимаются как  отличающиеся переживательно-мотивационные  процессы. Эта теория имеет в своей  основе пять ключевых допущений:

 Девять фундаментальных  эмоций образуют основную мотивационную  систему человеческого существования. 

 Каждая фундаментальная  эмоция обладает уникальными  мотивационными и феноменологическими  свойствами.

 Фундаментальные  эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным  внутренним переживаниям и различным  внешним выражениям этих переживаний. 

 Эмоции взаимодействуют  между собой — одна эмоция  может активировать. усиливать или  ослаблять другую.

 Эмоциональные  процессы взаимодействуют с побуждениями  и с гомеостатическими, перцептивными,  когнитивными и моторными процессами  и оказывают на них влияние.  

      Эмоции как основная мотивационная  система

 Теория дифференциальных  эмоций признает за эмоциями  функции детерминант поведения  в широчайшем диапазоне от  насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, и самопожертвования  — с другой. Эмоции рассматриваются  не только как основная мотивирующая  система, но и как личностные  процессы, которые придают смысл  и значение человеческому существованию. 

11

     Шесть  систем в организации личности

 Личность  — это сложная организация  шести систем: гомеостатнческой, эмоциональной,  перцептивной, когнитивной, моторной  и системы побуждений. Каждая  система имеет определенную степень  автономности или независимости,  но все они соотнесены между  собой. Гомеостатическая система  является сетью взаимосвязанных  систем, которые действуют автоматизированно  и бессознательно. Основными среди  них являются эндокринная и  сердечно-сосудистая системы, которые,  взаимодействуя с системой эмоций, влияют на личность. Гомеостатические  механизмы рассматриваются как  вспомогательные по отношению  к эмоциональной системе, некоторые  регуляторы метаболизма, такие,  как гормоны, важны и для  регуляции и для возникновения.

    Система  побуждений основана на тканевых  изменениях и обеспечивает информацию  о потребностях тела. Наиболее  общие побуждения — голод,  жажда, секс, поиск комфорта и  избегание боли. Побуждения важны  как основа выживания, но при  обычных обстоятельствах (после  того как потребности выживания  и комфорта удовлетворены) побуждения (за исключением секса и боли) психологически значимы лишь  в той мере, в какой они влияют  на эмоции.

    Наиболее  важны для функционирования личности  и для социального взаимодействия  четыре системы: эмоциональная,  перцептивная, когнитивная и моторная. Эти четыре системы совместно  формируют основу уникального  человеческого поведения. Продуктивность  человека является производной  гармоничного взаимодействия этих  четырех систем. Неэффективное же  поведение и дезадантации —  результат нарушения или неправильного  осуществления системного взаимодействия.

Четыре типа мотивационных феноменов

Согласно теории дифференциальных эмоций шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения., эмоции, аффективно-когнитивное  взаимодействие и аффективно-когнитивные  структуры.

12

 Побуждения  являются результатом изменения  в тканях, происходящего обычно  циклично. Эмоции рассматриваются  как переживательно-мотивационные  феномены, имеющие адаптивные функции.  Аффективно-когнитивное взаимодействие  — это мотивационное состояние,  возникающее из-за взаимодействия  между аффектом или комплексом  аффектов и когнитивными процессами. Такие взаимодействия многочисленны  и меняются в зависимости от  конкретных отношений субъекта  с окружающей средой. Аффективно-когнитивные  структуры являются результатом  повторяющегося взаимодействия  отдельного аффекта или комплекса  аффектов с некоторым набором  или конфигурацией знаний. Сложная  аффективно-когнитивная структура  может образовывать аффективно-когнитивную  ориентацию, более глобальную личностную  черту, комплекс черт или диспозицию, например интроверсию. Любой из  этих четырех основных типов  мотивации может являться в  течение некоторого времени основной  детерминантой поведения.

Развитие  представлений об эмоциях в отечественной  науке.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к  предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов:

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"