Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №1.
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Вопрос №2.
«ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
Вопрос №3.
«СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ»

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ -контрольная работа.docx

— 69.53 Кб (Скачать файл)

В процессе делового общения могут реализовываться различные функции общения:

·   инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения;

·   интегративная функция – используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса, решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и проч.;

·   функция самовыражения – позволяет самовыразиться, самоутвердиться, продемонстрировать свой личностный, интеллектуальный и психологический потенциал;

·   трансляционная функция – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и проч.;

·   функция социального контроля – для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых высказываний участников делового взаимодействия;

·   функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета;

·   экспрессивная функция – с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще всего выражающиеся через невербальные средства.

 

Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:

1) обязательность контактов  всех участников общения, независимо  от симпатий и антипатий;

2) предметно-целевое содержание  коммуникации;

3) соблюдение формально-ролевых  принципов взаимодействия, с учетом  должностных ролей, прав, функциональных  обязанностей, придерживаясь при  этом субординации и делового  этикета;

4) взаимозависимость всех  участников деловой коммуникации  в достижении конечного результата  и при реализации личных намерений;

5) коммуникативный контроль  участников взаимодействия, в том  числе высокий (игра, манипулирование);

6) формальные ограничения:

а) конвенциональные, т.е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например действие по инструкциям, протокол и проч.);

б) ситуативные, т.е. ограничения с учетом ситуации общения (например деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и проч.). Необходимо взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду;

в) эмоциональные, т.е. необходимость проявлять стрессоустойчивость – управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру;

г) насильственные, т.е. допустимость прерывания контактов, когда информация перестает носить предметный характер.

Если целью общения выступает психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения или о модальном общении, при этом участники взаимодействия получают удовольствие от самого процесса общения или же занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения другие, например передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, оказать эмоциональную поддержку, то в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.

 

Специалисты в сфере общения различают пять видов делового общения:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель: расширить информационный уровень партнера, передать необходимую для профессиональной деятельности информацию, прокомментировать инновационные сведения.

Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Коммуникативные формы: лекции и семинары, доклады и информационно-аналитические сообщения, беседы и консультации, уроки, отчеты, а также письменные работы: рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные работы, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, просмотр видео и телевизионных обучающих передач.

Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; рациональное структурирование информации; речевая культура и ораторское мастерство.

Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие.

УБЕЖДАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ

Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, полемика, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, «круглые столы».

Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, свидетельствующие о преимуществах; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его основной и ведущей систем восприятия с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументации и критического настроя партнера; психологические приемы присоединения, создание атмосферы доверия.

Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

ЭКСПРЕССИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию.

Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на сенсорные каналы делового партнера.

Коммуникативные формы: речи по специальному поводу; презентации; беседы и собрания; митинг; рассказ о ситуации, о фирме, о человеке; брифинг; мозговой штурм, а также демонстрация видео- и кинофрагментов; анализ потенциальных проблем, возможных последствий; лозунги и призывы.

Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенный, образный лексикон; актерское мастерство: аффектация, акцентация через улыбку, голос, взгляд, демонстративный характер поз; яркость жестикулирования, интонирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; ситуативная обусловленность информации, опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.

Ожидаемый результат: изменение настроя партнера; провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания; вовлечение партнера в конкретные акции и действия.

СУГГЕСТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения его мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

Условия организации коммуникации: внушаемость партнера (суггерента), его недостаточная информированность, недостаточная критичность, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные формы: беседа, митинг, речь-напутствие, пресс-конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консультация, тренинг.

Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок, управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы, идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение и интонационное стимулирование.

Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.

РИТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель: закрепить и поддержать конвенциональные отношения в деловом мире; обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.

Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций. Художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; праздничное или адекватное ситуации ритуала настроение; опора на национальные, территориальные, профессиональные традиции и нормы общения.

Коммуникативные формы: рамочная. Торжественная, траурная речи, речь в дружеском кругу; ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования, презентации и торжественные собрания.

Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический сенсорные каналы участников общения; включение участников в активную массовую деятельность; импровизации и неординарность сюжетов при сохранении ритуальных и церемониальных тенденций.

Ожидаемый результат: формирование соответствующих ситуации общения, например чувства патриотизма, гордости, причастности и проч.; сохранение традиций, формирование и закрепление новых ритуалов.


Рассмотренные виды общения не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат. Кроме того, знание видов делового общения позволит каждому деловому человеку более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, создать условия для конструктивного взаимодействия, программируя собственный речевой репертуар, разрабатывая сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения с учетом индивидуальных особенностей делового партнера.

Объект этой дисциплины – идеальная психическая реальность, речь при этом идет о сознательных проявлениях интеллекта, эмоций и воли, а также о бессознательных проявлениях человеческой психики.

Предмет этой дисциплины – это психологическая и нравственная сторона деятельности и общения людей, а также психологические процессы, свойства и состояния разного рода деловых групп.

Основной категорией данной учебной дисциплины является психология личности, включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении.

Именно знания этой категории помогут понять степень надежности человека, уровень его готовности к групповой работе и проч. Поэтому основное внимание в нашем курсе и будет направлено на изучение этой категории.

Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам: «Я – Ты»; «Я – Мы»; Мы – Они». Высокий уровень делового общения – решающее условие успешного предпринимательства.

Совместная деятельность всегда связана с решением определенной задачи, наличием у участников общения единой цели. Задачи могут быть поставлены самими участниками взаимодействия, а могут задаваться более широким контекстом: производственным, политическим, культурным. Поэтому важной категорией психологии делового общения является психология рабочей группы.

Структура совместной деятельности включает в себя ряд обязательных элементов:

·   единая цель;

·   общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

·   взаимосвязанность участников;

·   наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий;

·   разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;

·   координация индивидуальных действий, необходимость управления ими;

Опираясь на анализ психологии личности и рабочей группы, данная дисциплина решает две основные задачи:

·   овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов профессиональной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп.

·   выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

Так как деловое общение подчинено решению конкретной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), стоящей перед организацией (фирмой, предприятием), то это накладывает определенные рамки на поведение людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №3.

 «СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ»

……………………………………………………………………………………………………………………..

ЛИЧНОСТЬ – человек в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Личностные качества всегда приобретаются в обществе.

ИНДИВИД – единичный биологический организм, носитель общих, наследственных свойств биологического вида «человек разумный». Индивидные черты - врожденные черты.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – сочетание психологических, врожденных и приобретенных особенностей человека, составляющих его своеобразия и его отличия от других людей.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

  1. Направленность личности

(самая сложная)

  • Морально-нравственные черты
  • Убеждения
  • Принципы
  • Ценности
  • Характер
  • Самооценка
  • мотивы

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ

 

(СМИ, детские сады, школы, ВУЗы…)

 

  1. Социальный опыт
  • Знания человека
  • Умения человека
  • Навыки человека

 

ОБУЧЕНИЕ/ОБЩЕНИЕ

 
  1. Индивидуальные особенности психических процессов

(психическая  подструктура личности)- особенности  развития познавательных и волевых  процессов.

 

 

          ТРЕНИРОВКА  и ОБУЧЕНИЕ

 

 

 

ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

4.Биологически обусловленная структура личности.

Характеристики с рождения:

  • Темперамент
  • Свойства нервной системы
  • Конституция
  • Гендерные особенности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конспект лекций по дисциплине «Психология»– М., 2010
  2. Коноплева Н.А., Анипко Л.З. Психология делового общения
  3. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007
  4. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
  5. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс»,  2009.

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"