Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда.
2. Индивидуальная теория личности А. Адлера.
3. Факторная теория личности Г. Айзенка.
4. Бихевиоризм.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 46.14 Кб (Скачать файл)

 

Введение


В системе тех или иных связей человек  изучается то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определённым набором изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда, ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как субъекта воспитания и т. д.

История науки ещё ни когда  не знала такого многообразия подходов к изучению человека. Это специфическое  явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его приложением к различным областям общественной практики.

Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и  прижизненно сформированное, природное  и социальное образуют нерасторжимое  единство. Человек многогранен, поэтому  он служит объектом изучения как естественных, так и общественных наук.

Человек-существо общественное, и это один из самых важных его  признаков. Общественная жизнь, общественные отношения, общественный труд изменили природную организацию предка человека, подчинив себе его биологическую, телесную организацию: появились новые функции  руки как органа труда, прямохождение  как необходимость освободить передние конечности для трудовых и познавательных действий, речь как средство взаимодействия индивидов в обществе.

На определённом уровне психического развития человек становится личностью. Личность-это иерархическая структура собственных взглядов и отношений к внешнему миру, а также собственные требования к самому себе, оценок и самооценок в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, делающих её относительно устойчивой и независимой от воздействий среды, чуждых собственным моральным нормам и убеждениям.

 Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна её позиция, т. е. система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют, прежде всего нравственный облик личности, её социальные установки.

Ещё одна характерная сторона  личности - её индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей-личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Разнообразие теорий личности, возникших в психологической науке в течение ХХ века, определяет и множество взглядов на определение концепта «личность», ее функционирование и структуру. На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности, но существует великое множество различных теорий, концепций и моделей личности, имеющих значительное влияние и большое число сторонников. Мы кратко остановимся лишь на некоторых известных моделях личности.

  1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда.

Фрейдизм-наиболее известное  за пределами психологии направление  в объяснении природы личности человека. Он оказал влияние на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Своим  названием это направление обязано  его основателю Зигмунду Фрейду. Фрейд  сформулировал психологическую  концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трёх компонентов, уровней: Оно (Ид), Я (Эго), сверх-Я (совесть).

Оно - бессознательная часть психики, врождённые инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность. Как считал Фрейд, Оно подчиняется принципу удовольствия. Достижение удовольствия есть первый принцип поведения, т. е. главная цель жизни человека. Второй принцип - гомеостаз, тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

Я-это сознание человека. По Фрейду, Я находится в состоянии  постоянного конфликта с Оно, подавляя сексуальные и другие инстинктивные  влечения, которые считаются в  данном обществе неприемлемыми. На сознание воздействуют три силы: Оно, сверх-Я и общество. Я старается установить гармонию между ними, подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

Сверх-Я является носителем моральных стандартов. Совестью личности. Если Я принимает решение или совершает действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. Сверх-Я не пускает инстинкты в Я, и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в формах деятельности, которые одобряются обществом (творчество, искусство, общественная деятельность), или проявляется в поведении (сны, описи, обмолвки, шутки, особенности забывания).

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной  сферы в жизни и психике  человека. Человек понимается как  сексуальное биологическое существо, которое находится в состоянии  непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим его подавлять сексуальные  влечения. Таким образом, человек  у Фрейда-это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное.

Заслуга Фрейда состоит в  том, что он привлёк внимание учёных к серьёзному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

  1. Индивидуальная  теория личности А. Адлера.

Эту теорию также традиционно  относят к психоаналитическому  направлению.

Теория А. Адлера, как это  ни парадоксально звучит, по своему духу и основным концептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник  и предтеча современной гуманистической психологии.

Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».

Фиктивный финализм. По Адлеру, основные цели человека, т.е. те цели, которые и определяют направление жизни личности, представляют собой фиктивные цели — их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но, несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является реальным стимулом активности человека и объясняет его поведение. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и только немного удачи позволяют достичь почти всего. Это утверждение (по Адлеру) — лишь фикция, так как многие из тех, кто напряженно работает, не получают того, что они заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, которые способны оказывать влияние на жизнь человека, являются следующие: «честность — лучшая политика», «все люди созданы равными». Вера в то, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад, несомненно, также оказывает влияние на поведение человека. И эта вера тоже является примером фиктивного финализма. Финальная цель, являясь фикцией, неким идеальным представлением, несмотря на это, играет роль реального стимула, мотива вполне конкретного устойчивого поведения человека.

Стремление к  превосходству. Первоначально в качестве конечной цели, к которой стремятся все люди, Адлер называл стремление к власти. Позднее он отказался от термина «воля к власти» в пользу термина «стремление к превосходству». Стремление к превосходству при этом не сводится лишь к достижению высокого социального статуса или лидерства. Стремление к превосходству — это общее стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх». Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек по-своему реализует это стремление.

Чувство неполноценности  и компенсация. Чувство неполноценности — это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Оно возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности присуще практически всем людям. По существу, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и к упрочению чувства превосходства. Следовательно, чувство неполноценности не является признаком патологии. Напротив, оно является причиной совершенствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием) может усиливаться и достигать аномального уровня. В этом случае говорят о формировании комплекса неполноценности. Адлер выделял три вида страданий, испытываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплекса неполноценности: неполноценность органа, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к развитию — либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой. В качестве классического примера компенсации неполноценности органа можно вспомнить Демосфена, который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов. Однако в определенных случаях компенсация может уступить место гиперкомпенсации, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного комплекса превосходства.

Социальный интерес. Социальный интерес (или чувство общности), по Адлеру, включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т.п. Концепция социального интереса в сущностном плане состоит в том, что у людей выражена тенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальной пользы, общей пользы. В основе своей социальный интерес является врожденным, так как люди — по своей природе социальные существа. Однако спонтанно, автоматически эта природная предрасположенность вряд ли будет реализована, для того чтобы она проявилась в должной мере, необходимы определенные усилия. В развитии социального интереса большое значение, таким образом, имеет социальное окружение и воспитание, причем уже на самых ранних этапах развития ребенка.

Жизненный стиль. Точно определить, что такое жизненный стиль, достаточно трудно, так как сам Адлер по-разному представлял это понятие в своих работах. Вместе с тем именно это понятие считается наиболее характерной особенностью теории личности Адлера. Да, все люди имеют общую базовую цель — достижение превосходства, но пути ее достижения — различны. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, и определяют неповторимую картину существования индивида. Все поведение человека определяется его жизненным стилем. Один человек старается обрести превосходство, развивая свой интеллект, другой видит этот путь в физическом совершенствовании. Жизненный стиль, по Адлеру, формируется в детстве, приблизительно к пятилетнему возрасту, и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений. Предполагается, что жизненный стиль определяется специфической неполноценностью ребенка, воображаемой или реальной. То есть жизненный стиль — это компенсация конкретной неполноценности. В его основе лежат наши усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности и за счет этого упрочивающие чувство превосходства.

Креативное «Я». Концепция креативного «Я» является самым главным и самым последним (в том числе и в хронологическом плане) элементом теории личности Адлера. Согласно идее креативного «Я», человек сам творит свою личность. Наследственность и даже субъективный жизненный опыт являются лишь материалом, из которого человек сам строит свою личность. И даже такое основополагающее для Адлера понятие, как стиль жизни, оказывается подчиненным креативному «Я»: стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. То есть каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни. Таким образом, именно креативное «Я» является в теории Адлера первопричиной личности — той первопричиной, которая определяет и жизненный стиль, и развитие социального интереса, и сами цели жизни, а также способы их достижения.

  1. Факторная теория личности Г. Айзенка.

В ней выделяются два измерения  личности: интроверсия—экстраверсия и нейротизм—стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.

В зависимости от сочетания  параметров интроверсия—экстраверсия и нейротизм—стабильность, всех людей можно разделить на четыре группы .

 

 

 

 

 

Категории людей, выделяющиеся на основе комбинации суперчерт.

 

СТАБИЛЬНЫЙ

НЕВРОТИЧНЫЙ

ИНТРОВЕРТ

Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый,миролюбивый,  внимательный, заботливый, пассивный

Склонный к переменам  настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

ЭКСТРАВЕРТ

Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно отметить, что представленные в таблице черты, описывающие  тот или иной тип личности, относятся  к крайним вариантам типа. Понятно, что при менее выраженных особенностях (экстраверсии, интроверсии или нейротизма) и описания будут более «мягкими», не столь категоричными.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"