Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3
1. Характеристика основных психических процессов………………………………………………………………………..4
1.1 Внимание………………………………………………………………….…4
1.2 Ощущение…………………………………………………………………...6
1.3 Память……………………………………………………………………….9
1.4 Воображение……………………………………………………………….11
1.5 Восприятие…………………………………………………………………13
1.6 Мышление и речь………………………………………………………….15
2. Принципы обучения и условия их эффективной реализации……...18
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

к.р по психологии.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Память

Одно из самых  удивительных свойств человеческого  разума - память. Эта уникальная способность  связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. В отечественной психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теориям деятельности. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития. Мы остановимся на характеристике отдельных видов памяти.

Виды  памяти:

Существуют  разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную и индивидуальную, которая свойственна каждому  отдельному индивидууму и формируется  на протяжении всей жизни. Мы будем  рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала: В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную.

  • Мгновенная память - это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной.
  • Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти.

Роль кратковременной  памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.

  • Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой  невидимыми нитями - ассоциациями, поэтому  быстрее опознается и лучше всего  запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти.

  • Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени.

По  характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

  • Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.
  • Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).
  • Образная память - это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др.

Образная память обычно ярче проявляется у детей  и подростков. У взрослых людей  ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память.

  • Символическая память подразделяется на словесную и логическую.
  • Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.
  • Память представляет собой систему процессов и состояний, где информация организуется, обобщается и сохраняется некоторое время.

 

1.4 Воображение

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Для исследования связи воображения с другими  психическими процессами необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления  специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Многие исследователи  отмечают, что воображение есть процесс  создания новых образов, протекающий  в наглядном плане. Эта тенденция  относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция  считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Виды  воображения:

У человека различают  следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.

  • Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей
  • Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.
  • Продукти<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight: bold;

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"