Контрольная работа по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

1.Приведите систему явлений, которые изучает психология, дайте им определение.
2. Причиной невроза является?
3.Укажите,какие существуют индивидуальные различия памяти.
4. Какое слово не относится к видам взаимодействия ?
5. Дайте определение понятия "воля" и назовите этапы волевого процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

работа контрольная психология.docx

— 120.88 Кб (Скачать файл)

АГМУ

Фармацевтический факультет

Заочное отделение

 

Кафедра психологии,психотерапии и педагогики

 

 

 

Контрольная работа по курсу "Психология"

Вариант № 6

 

 

 Выполнила студентка  2 курса 023 группы

 Нургалиева(Даниленко)  Валерия Сергеевна 

 

 

 

Дата выполнения: 19.11.2012

 

 

Проверил(а):__________________________________

 

 

 

 

Барнаул,2012-2013г.

1.Приведите систему  явлений, которые изучает психология, дайте им определение.

 

Предметом изучения психологии прежде всего является психика  человека и животных, включающая в  себя многие субъективные явления. С  помощью одних, таких, например, как  ощущения и восприятие, внимание и  память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому  их часто называют познавательными  процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно  управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и  сознание. Кроме того, психология изучает  человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений  и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений  от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью  своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью  удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает  определенные поступки. Для того чтобы  понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь  психические процессы, состояния  и свойства человека, особенно в  их высших проявлениях, вряд ли могут  быть осмысленны до конца, если их не рассматривать  в зависимости от условий жизни  человека, от того, как организованно  его взаимодействие с природой и  обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также  поэтому составляют предмет современных  психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его  общение и деятельность разделяются  и исследуются отдельно, хотя в  действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.


Рис1 - Общие понятия, с помощью которых описываются    явления, изучаемые в психологии. (Р.С.Немов. «Общие основы психологии», Москва «Владос»,1994г., стр9.)

          

Психические процессы выступают в качестве первичных  регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят  параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов  формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические  процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные  и волевые.

К познавателъным психическим процессам относятся  психические процессы,

связанные с восприятием  и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что  одни события у вас остаются в  памяти надолго, а о других вы забываете  на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас  незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь  или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными  психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные  психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают  такие психические явления, как  аффекты, эмоции, чувства, настроения и  эмоциональный стресс. Мы вправе полагать, что если определенное событие или  явление вызывает у человека положительные  эмоции, то это благоприятно сказывается  на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние  человека. Тем не менее бывают и  исключения. Например, событие, вызвавшее  отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению  возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует  о том, что для формирования поведения  человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются  в ситуациях, связанных с принятием  решений, преодолением трудностей, управлением  своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосозноваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осущесвляются  вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой  и выступают в качестве первичных  факторов формирования психических  состояний человека. Психические  состояния характеризуют состояние  психики в целом. Они, как и  психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется  длительностью, направленностью, устойчивостью  и интенсивностью. В то же время  психические состояния влияют на течение и результат психических  процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К  психическим состояниям относят  такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут  быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для  них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные  доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния  могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Следующий класс  психических явлений - психические  свойства личности - характеризуется  большей устойчивостью и большим  постоянством.

Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности  личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень  деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят  направленность, темперамент, способности  и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности  развития психических процессов  и Преобладающие (наиболее характерные  для человека) психические состояния  определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и  отношения между людьми в различных  человеческих объединениях -больших  и малых группах, коллективах.

Явления, изучаемые  психологией, связаны не только с  конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные  с жизнедеятельностью групп и  коллективов, подробно изучаются в  рамках социальной психологии. Мы рассмотрим только краткую характеристику таких  психических явлений.

Все групповые  психические явления могут быть также разделены на психические  процессы, психические состояния  и психические свойства. В отличие  от индивидуальных психических явлений  психические явления групп и  коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

На рис.1 представлены в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная  психология.

 

2. Причиной невроза является?

а) переохлаждение;

б) психические  переживания;

в) заболевания  внутренних органов;

г) черепно-мозговые травмы. 

 

3.Укажите,какие существуют  индивидуальные различия памяти.

Различия памяти у людей  бывают количественные и качественные . К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.  
   "Чистые" виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.  
   Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.  
   Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.  
   Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.  
   Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.) , а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.  

 

 

4. Какое слово не относится  к видам взаимодействия ?(выберите  правильный ответ):

а) кооперация;

б) расторжение;

в) конкуренция;

г) согласованное взаимодействие ;

д) конфликтное  взаимодействие;

е) помогающее обучение;

ж) обучение, "расшатывающее" совместную деятельность.

 

5. Дайте определение понятия  "воля" и назовите этапы волевого  процесса.

Воля – психическая  деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и  поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Трудности  и препятствия бывают внешние (не зависящие от человека, объективные  препятствия. Внешние помехи, противодействия  других людей, природные препятствия) и внутренние (зависят от самого человека, это не желание делать то, что нужно, наличие противодействующих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать  необдуманно, лень, чувство страха и  т.д.). Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять  своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. 
Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. 
Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. 
Воля проявляется во всех видах деятельности человека.  
Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. 
Действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей называются волевыми действиями. 
Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости. 
Волевые действия имеют следующие этапы: 
Первый этап – подготовительный – постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цель ставится для удовлетворения потребностей, для установления цели необходимо понять мотивы (побуждение), которые побудили человека действовать. Т.е. каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Мотивы бывают разного уровня – низшего (эгоистические побуждения и высшего (мотивы общественного порядка, чувства долга). 
Подготовительный этап волевого действия завершается принятием определенного решения. 
Второй этап – исполнительный – важнейший этап волевого действия – исполнение принятого решения. Исполнение может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок). 
Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие его самооценкой: человек оценивает избранные способы достижения цели, затраченные усилия и делает соответствующие выводы для будущего. 
Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления. 
К волевым качествам относятся: 
1. целеустремленность – это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. 
2. самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Отрицательное качество воли – негативизм – когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, происходит необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей и внушаемость – когда человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относится к чужим советам. 
3. решительность – это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском. 
4. настойчивость – это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. Отрицательное качество воли отличное от настойчивости – упрямство. 
5. выдержка (самообладание) – есть способность постоянно контролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. Противоположное отрицательное качество – импульсивность – склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков. 
6. мужество и смелость – это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Причем мужество – более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия. Противоположное отрицательное качество – трусость – когда страх за себя, за свою жизнь руководит действиями человека. 
7. дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. 
 
Локус контроля — личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок. При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации. 
 
Таким образом, воля – это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.

 

6.Дайте определение понятия  "обучающие программы" и  укажите их разновидности (в  зависимости от обучения).

Обучающие программы  это программы предназначенные  для развития человеческих способностей. Например для оказания помощи в запоминании  иностранных слов.

Обучающая программа, полное описание процесса программированного обучения, содержащее точные указания как о дозировании — делении на части (порции) — учебного материала и о последовательности его изложения (чтения по учебнику), так и о порядке (правилах) перехода от одной порции к другой. Усвоение учащимися материала проверяется серией контрольных вопросов, предлагаемых им либо в конце каждой порции материала, либо периодически в процессе его изучения (причём от правильности ответа зависит переход к следующей дозе материала).

 

Схемы обучающих  программ: а — линейная с конструктивными  ответами; б — линейная с множественным  выбором; в — разветвленная: 1, 2, 3,... — порции учебного материала; стрелки  обозначают переход к следующей  порции при правильном ответе либо возврат к исходному материалу  в случае неправильного ответа.

 




 

  Наиболее  широко известны линейные и  разветвленные программы (рис.). Линейной  называется такая Обучающая программа,  в которой все учащиеся знакомятся  с каждой порцией материала  в одинаковой последовательности; ответ может быть дан либо  выбором одного из предлагаемых  вариантов, либо путём активного  составления самостоятельного ответа. Самостоятельное составление ответов  в процессе обучения или запоминания  даёт лучшие результаты, чем простой  выбор из двух или нескольких  готовых предложенных ответов,  каждый из которых выглядит  весьма правдоподобно, но может  привести к ненужному запоминанию  неправильных положений. Для линейных  Обучающая программа характерен  короткий «шаг», т. е. небольшой  объём каждой новой порции  материала, что облегчает учащимся  составление (выбор) правильного  ответа и, следовательно, ускоряет  процесс обучения. 
 
  В разветвленной Обучающая программа ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений программы. Каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше. Разветвленная программа допускает и неправильные ответы, не мешающие достижению правильного результата, поскольку они могут быть исправлены прежде, чем учащийся пойдёт дальше. Разветвленная Обучающая программа может быть использована для объяснения учащемуся, в чём ошибочность его ответов, позволяет выявить учащихся, которые не поняли ничего из пройденного курса, и отослать их к самому началу объяснения, даёт возможность учащемуся с хорошей подготовкой пройти курс быстрее других, может быть использована для того, чтобы дать самому учащемуся возможность выбрать степень глубины изучения материала. 
 
  Применяются и др. виды Обучающая программа, например комбинированные, в которых линейные программы в определенных пунктах переходят в разветвленные для того, чтобы успевающий ученик мог избежать порядка следования, в котором нуждается отстающий. 
 
  

Информация о работе Контрольная работа по "Психология"