Контрольная работа по "Психофизиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Для современной физиологии нервной системы характерен комплексный методический подход, т. е. исследование закономерностей деятельности мозга с помощью различных взаимодополняющих методов. Широко применяются электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы мозга, томографические и многие другие методы исследования. Особое место в исследовании нервной деятельности имеют электрофизиологические методы, получившие широкое развитие лишь в последние десятилетия.

Вложенные файлы: 1 файл

Психофизиология.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Это могут быть связанные события, а могут и нет, может также  общаться с людьми которых давно  уже нет в живых. И в это  время они могут что то говорить, советовать, это часто называют вещим  сном. С древнейших времён, сноведения, их расшифровка и применение к действительности, занимали умы человечества. Толкование снов имело важное значение, при дворах правящих династий существовали специальные люди, которые занимались толкованием сноведений. И порой, войны,  свадьбы, а так же прочие важные дела начинались или откладывались, в зависимости от рекомендаций подобных толкователе. Многие оракулы и предсказатели, а позднее философы и известные учёные стремились понять природу сноведений и соответствие их реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Теории эмоции.

Все мы постоянно испытываем различные  эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также  чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным  нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.

Теория Чарльза Дарвина. Более поздняя и научно обоснованная теория принадлежит Ч. Дарвину. Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование.

Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.

Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность).

Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Теория активации эмоций происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.

Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

7. Классификации видов  памяти.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Виды памяти человека:

По характеру психической  активности:

-Двигательная память (моторная) –  запоминаются, сохраняются и воспроизводятся  различные движения.

-Образная память - запоминаются, сохраняются  и воспроизводятся образы, звуки,  запахи.

-Эмоциональная память  - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

-Словесно-логическая - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся  мысли. Это ведущая память у человека, самая сложная.

Классификация памяти по характеру целей деятельности.

-Произвольная – есть цель, есть  волевое усилие.

-Непроизвольная – автоматическое  запоминание, нет контроля сознания, нет цели.

  Классификация памяти по продолжительности  сохранения материала.

Краткосрочная – быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок. Объем кратковременной памяти –  от 5 до 9 единиц.

-Оперативная память – хранение  информации на определенный срок (от нескольких секунд до несколько  дней )

-Долговременная память – есть волевое усилие. Эта информация должна запоминаться на длительный срок

Также память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую.

 

8.Теории восприятия.

 

Восприятие — психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия могут быть полными  и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Теория Гибсона Американский ученый Дж. Гибсон вывел теорию непосредственного восприятия, согласно которой нам кроме сенсорной информации больше ничего не нужно. Для подтверждения своей теории он использовал, так называемую визуальную пропасть (под стеклянной поверхностью стола — глубокая и мелкая пропасть). Малыш не станет ползать над глубокой пропастью. Гибсон это объяснял врожденным распознаванием признаков глубины и избегание опасности падения.

Теория Р. Грегори считал, что образы восприятия — это конструкции из частично сенсорных данных и частично хранимых в памяти.

Теория У. Найсера в процесс восприятия включены схемы, исследования и стимулы. Схемы восприятия (внутренние репрезентации) направляют персептивное исследование на важные стимулы окружающей среды.

Еще одна альтернативная теория связана  с попыткой моделирования когнитивных  процессов человека на компьютере. Д. Марр пытался моделировать зрительное восприятие, но полного успеха не достиг, это говорит о том, что зрительное восприятие еще более сложно, чем предполагалось. Очевидно, все теории имеют право на существование, поясняя лишь часть всего сложного процесса восприятия.

Теория Г. Гельмгольца. Он исходил из предположения о том, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты.

Во-первых, они многозначны по природе (зрительное направление не связано  жестко с позицией стимула на сетчатке глаза и зависит от положения  обоих глаз в пространстве, к тому же проекция плоскостей объекта допускает разные объемные интерпретации). Во-вторых, они избыточны, т.е. не каждое ощущение становится компонентом образа объекта.

Теория Стрэттона  доказавшего возможность успешно и быстро восстанавливать способность к ориентации в пространстве после инверсии (разворота вокруг горизонтальной оси) сетчаточного изображения.

Теория  И.М. Сеченова он, исходя из развиваемого им рефлекторного подхода и признания сигнальной функции психического, высказал мысль о движении как механизме объективизации восприятий. Иннервационные, или волевые, ощущения не имеют объективного источника, но такого рода источником может служить ощущение движения, или «темное мышечное чувство».

Согласно И.М. Сеченову, операции обнаружения, сравнения и т.п. есть не что иное, как проявление скрытых, свернутых форм двигательной активности.

 

  1. Психофизиология сознания. Теории сознания.

Сознание - свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире.

Сознание — совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят познавательные важнейшие процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство или распад любого из познавательных процессов неизбежно становятся расстройством сознания.

Закреплённое в сознании отчётливое различение субъекта от объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его не «я». Отделение «я» от не «я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

 

Теории сознания.

Существующие теории сознания, каждая со своей стороны, расширяют подходы к проблеме вытеснения. Так, развитие концепции "светлого пятна" И П. Павлова привело к созданию "теории прожектора" Ф. Криком (Crick, 1984). В ней акцентируется переключающая функция дорсального таламуса, с участием которого, каждые 100 мс "высвечивается" всё новый участок коры. Таким образом перемещается центр внимания.

Другая идея основана на том, что  рефлекторная дуга, если она имеет  обратную связь, превращается в кольцо. В этом случае сигнал, поступивший  в проекционную зону коры, далее  перемещается в ассоциативную кору, гиппокамп, зоны эмоций и мотиваций гипоталамуса и опять возвращается в проекционную зону, осуществляя тем самым информационный синтез вновь поступившей информации, с уже имеющейся. Предположительно, это и является мозговой основой возникновения субъективных переживаний (Иваницкий, 1976)

Похожая идея лежит в основе теории сознания, разработанной Дж. Эдельменом. По его мнению, субъективные ощущения (осознание) возникают в момент повторного входа сигнала в те же нейронные  структуры, куда он уже поступал. Обратные связи могут проходить по различным путям, а сигналы могут поступать как из внешней среды, так и после обработки информации в других структурах. Время одного цикла составляет 100 - 150 мс.

Теория Б. Либета, он  регистрировал реакцию нейронов с обнажённого участка коры на раздражение кожи и обнаружил, что стимул не осознаётся (раздражение кожи не ощущается), если корковая активация, возникшая в ответ на этот стимул, длится менее 300 - 500 мс. Автор не только подтверждает факт бессознательного восприятия, но и моделирует работу предполагаемого фильтрующего механизма. Так, в следующих экспериментах, применяя два стимула (раздражение кожи) с небольшим интервалом времени, Б. Либет обнаружил, что если второй стимул сильнее первого, то реакция на второй стимул тормозит реакцию на первый. В результате угнетения и прерывания корковой реакции на первый стимул - не происходит осознания соответствующего раздражения кожи. В роли тормозящего фактора, как предполагает автор, могут выступать и внутренние мозговые процессы.

 

 

 

10.Психофизиология речи  и её значение. Развитие речи  в онтогенезе.

Речь — исторически сложившаяся  форма общения людей посредством  языковых конструкций, создаваемых  на основе определённых правил. Процесс  речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой  психолингвистический процесс, форму  существования человеческого языка.

Виды речевой деятельности. 

Речь внутренняя- различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания. 
Речь дактильная — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. 
 
Речь жестовая- способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями.  
Речь письменная- вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

Информация о работе Контрольная работа по "Психофизиологии"