Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:12, контрольная работа
1. Невербальные средства в деловой коммуникации.
2. Психоаналитическая концепция З. Фрейда.
3. Психология больших социальных групп.
4. Современная деловая практика и механизмы внедрения этических норм, стандартов и требований в деловые отношения: кодексы, комитеты, тренинг .
С понятием смешанной активности в определенных
пределах сближается понятие сублимации.
Фрейд трактовал ее как форму замещения,
при которой импульсы ид (в основном сексуального характера)
направляются на социально приемлемую
активность. Фрейд считал, что многие из
феноменов культуры могут быть объяснены
именно в контексте смещения инстинктов.
Не имея возможности получать удовлетворение
потребности непосредственно и мгновенно,
люди научились смещать свою инстинктивную
энергию на другие объекты (других людей,
другие предметы и другую деятельность)
вместо тех, которые предусматривались
для прямой разрядки энергетического
напряжения. Таким образом, по Фрейду,
и были сформированы сложные социальные
институты - религиозные, политические,
экономические и т.д. Продуктом смещения
сексуальной и агрессивной энергии Фрейд
считал и искусство.
Созданная 3. Фрейдом психоаналитическая
концепция имеет свои уязвимые места.
Прежде, привлекает внимание, что его теория
личности построена в основном на материале,
полученном в результате клинических
наблюдений за пациентами с различными
проблемами в психоневрологической сфере.
Поэтому возникает вопрос: насколько данная
модель психической деятельности соответствует
реальной психической деятельности здорового
человека? Гипертрофированная роль сексуальной
активности человека в учении Фрейда,
наконец, также может быть объяснена усиленной
проблемности в сексуальной сфере именно
у людей с психоневрологическими расстройствами.
Однако, несмотря на эти и некоторые другие
подходящие обвинения, невозможно отрицать
тот факт, что влияние учения 3. Фрейда
на западную культуру XX века был чрезвычайно
мощным.
Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что область психологии больших групп вообще не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще больше укрепляет подобные взгляды.
Прежде чем приступить к рассмотрению психологических особенностей некоторых конкретных больших групп, необходимо выделить как минимум те принципиальные методологические вопросы, без решения которых такое рассмотрение не может быть успешным.
Сразу же нужно сказать, что ответы на эти вопросы приходится отыскивать не только, а может быть и не столько в психологии, сколько в социологии.
Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп "язык" может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.
Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все "сквозные" характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.
Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры.
Следующая проблема— это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.
Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д.
Здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, где термин "межкультурные" отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обязательно различные культуры, но и различные социальные группы.
При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Результаты исследований, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскрывают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с экспериментальным исследованием, и тип так называемого корреляционного исследования в социальной психологии. Он уместен и допустим прежде всего при изучении психологических характеристик больших групп.
Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией "социальных представлений", разработанной во французской психологической школе (С. Московией). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку "представление" вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.
Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы "воспитывая" сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т. е. способствуя формированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем.
4.Современная деловая практика и механизмы внедрения этических норм, стандартов и требование в деловые отношения: кодексы, комитеты, тренинг.
Этика (греч. ethika, от ethos – обычай)
– философская наука, объектом изучения
которой является мораль, ее развитие, нормы и роль
в обществе. Этика является одной из наиболее
древних теоретических дисциплин, возникших
как часть философии. Для обозначения
философского учения о морали и нравственности
Аристотелем был предложен термин «этика».
В процессе развития этических теорий
философы встретились со значительными
трудностями в унификации терминологии,
так как в разных теориях объявлялись
базовыми разные понятия, часто неопределённые,
субъективные или противоречивые (добро
и зло, смысл жизни и т.д.).
Следует иметь в виду, что исследования
этики проводятся, главным образом, умозрительно,
исследователем на собственном примере,
и потому часто изобилуют генерализацией
личных принципов и ограничений на этику
в целом.
Одним из основных недостатков современного
положения этики как науки является практически
полное отсутствие методологически корректных
объективных исследований этического мировоззрения.
В конце ХХ века развитие этики пошло в
сторону специализации и детализации:
стала развиваться профессиональная этика
– этика врача, этика социального работника,
этика журналиста, этика бизнесмена и
т.п. В связи с угрожающими тенденциями
развития техники появилась этика науки
и техники, экологическая этика, биоэтика
и т.п. Человечество столкнулось с проблемами,
вызванные принципиально новыми отношениями,
которые складываются между человеком,
обществом и природой. Возникла парадоксальная
ситуация: человеческая деятельность
угрожает самому существованию человека.
Отсюда – необходимость осмысления и
выработки нравственной позиции по отношению
к этим явлениям.
Механизмы внедрения этических
норм в деловые отношения
Для того чтобы этические принципы, нормы,
правила и стандарты превратились в реалии деловой жизни,
они должны быть включены в процесс принятия
решений на всех уровнях управления, а
также в практику работы всех сотрудников,
т.е. быть частью реальной кадровой политики.
В мировой экономике существует семь основных
механизмов, посредством которых можно
внедрить в практику этические нормы.
К ним относятся:
Наиболее часто применяемым механизмом
является этический кодекс. Около 90% зарубежных компаний внедряло
этические принципы посредством таких
кодексов. Они могут быть разработаны
для компании в целом и содержать общие
для всех этические правила.
Кодекс может быть также создан для определенных
функциональных подразделений, например
для отдела закупок, и затрагивать только
специфические для данного отдела этические
проблемы.
Этический кодекс, как правило, разрабатывается
специально созданным органом - комитетом,
комиссией и т.п.
Чтобы сделать кодекс эффективным, обычно бывают, приняты определенные дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса.
Комитет по этике корпорации имеет определенный набор функций, к которым относятся следующие:
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Деловое общение»