Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 00:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 456.14 Кб (Скачать файл)

Е., 36 лет, родился и вырос в условиях безразличного отношения матери и резко враждебного, жестокого отношения отца. Е. вспоминает: “Мы с братом внимания матери не ощущали, она целыми днями пропадала на работе. Родители нас часто били, особенно меня, а я бил брата, поэтому он от меня прятался. Однажды, когда мне было лет 10 или 12, отец так бил меня, что я, выбив головой стекло, вылетел на улицу, упал на асфальт и поранил лицо. Думаю, что он был мне неродным, потому что родные так не поступают. Я чувствовал себя в семье чужим и часто убегал из дома. Жил в кочегарках и сараях, ездил по разным городам, но нигде для меня места не было. Нигде не нашлось такого дома, который стал бы для меня своим”. Родители относились к нему безразлично и враждебно, причем конфликты обострились после того, как он стал совершать преступления. В первый раз его осудили за кражу, затем дважды за нанесение тяжких телесных повреждений (его брат 4 раза судим за кражи). После освобождения вернулся в дом родителей. Во время очередной ссоры нанес отцу тяжкие телесные повреждения, от которых тот через несколько дней скончался.

Е. не испытывал угрызений совести по поводу гибели отца и не считал себя виновным. Оправдывает свои действия тем, что отец был “очень плохим человеком”. Вспоминает о нем с ненавистью, приходит в возбуждение, кричит, рассказывая о его отношении к себе.

Е. отрицательно относится и к матери: “Она мне хотела сейчас (в период отбывания наказания) дать передачу, но я ее не взял, на свидание с ней не пошел. Я ей передал, что не хочу знать, где будет ее могила, и пусть она не знает, где моя”.

Возможности объяснения причин преступного поведения кроются, конечно, не только в конкретных социологических и психологических методах. Вне меньшей степени они определяются отношением исследователя к изучаемым явлениям, тем, как он понимает личность преступника, ее природу, что вкладывает в это понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация и условия  формирования личности преступника.

 

Поскольку причины преступного поведения заключены в личности преступника, то, чтобы понять их, необходимо изучить эту личность, выявить те внешние по отношению к ней социальные явления и процессы, которые сформировали ее криминогенные черты. И само преступное поведение нужно изучать не только для его предотвращения или пресечения, но и для понимания его причин. Данное соображение мы считаем очень важным не столько для теории, сколько для профилактической деятельности. Изучение последней показывает, что можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы — предварительного расследования, суд, учреждения, исполняющие наказание, — в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни, те или иные влияния на нее. При изучении личности преступника часто бывает трудно отделить ее от поведения, особенно когда изучаются мотивы, намерения, цели, выбор средств их достижения, принятое решения и т. д. Так, возникновение и развитие мотивов преступного поведения можно рассматривать и в рамках формирования личности преступника, и при анализе внутренних механизмов поведения. Мысли, эмоции, чувства и переживания преступника, реализованные в преступлении, есть в то же время проявления его личности. Само преступное поведение, прежде всего длительное, многократное совершение преступлений, способно “питать” себя, но только через саму личность, приобщая ее к определенному образу жизни, закрепляя в ней негативные внутренние черты, антиобщественные установки, взгляды и ориентации, заостряя в нежелательном направлении особенности характера и т. д. Значительную роль в дальнейшей криминализации личности играет пребывание в местах лишения свободы и общение там с другими преступниками. По полученным данным, чем дольше пребывание в этих местах и, главное, продолжительнее само преступное поведение, тем меньше возможностей добиться исправления осужденных, которые “обрастают” вредными привычками и навыками, деморализуются, теряют способность к общественно полезным контактам.

Среди таких преступников обнаруживаются лица с психическими аномалиями, которые обладают серьезным криминогенным зарядом, негативно изменяющим личность и все больше препятствующим нормальному человеческому общению.

 Существуют несколько типологических схем личности преступника. По признаку антиобщественной направленности поведения в основу типологии положено отношение личности к различным общественным ценностям.

Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности, её важнейшим благам. Подобное отношение лежит в основе умышленных агрессивно - насильственных преступлений — убийств, изнасилований, а также большинства случаев хулиганства.

Индивидуалистически-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам, к общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям предполагает совершение ряда хозяйственных преступлений, преступления против правосудия, воинских и др. преступлений. Легкомысленно-безответное и небрежное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям проявляется в различных неосторожных преступлениях.

По глубине и стойкости антисоциальной направленности, лежащих в её основе ценностных ориентаций выделяются следующие типы преступников: 
«Случайный» — впервые совершивший преступление, противоречащее социально- положительной направленности.

«Криминогенный» — характеризуется следующими особенностями:

1) сформирован в условиях интенсивного  противоправного и аморального  поведения окружающих. 
         2) в прошлом совершал аморальные проступки и правонарушения, которые продолжили повторяться.

3) привык к отрицательной оценке  своего поведения 
          4) активен в ситуации совершения преступления, совершает преступление без обоснованных внешних поводов.

В рамках типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.

Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где нарушаются нравственно-правовые нормы; преступление закономерно вытекает из привычного стиля поведения и образа жизни.

Ситуативно-криминогенный подтип характеризуется нарушением нравственных норм и совершением правонарушений, ненадлежащим исполнением требований социальных ролей; преступление обусловлено неблагоприятной ситуацией.

Ситуативный подтип характеризуется тем, что безнравственные элементы выражены у него незначительно. Преступление совершается лицом под решающим влиянием ситуации, которая возникает не по его вине.

 

По степени опасности выделяются следующие типы преступников:

«Особо опасные» — многократно судимые рецидивисты, преступное поведение которых носит характер активного противостояния обществу и его ценностям. Сюда относятся преступники, систематически совершающие кражи, грабежи, разбои, хулиганские действия и тяжкие преступления прот

ив личности. В эту категорию входят и крупные расхитители имущества, крупные взяточники, длительно совершающих тяжкие преступления.

«Десоциализированные опасные» — деклассированные лица, длительное время ведущие паразитический, бездомный образ жизни. Это тунеядцы, неоднократно судимые, алкоголики. Они совершают в основном мелкие кражи, для обеспечения своего существования и, особенно для приобретения спиртных напитков.

«Неустойчивые» — лица, характеризующиеся частичной криминальной заражённостью и совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных установок, а в силу своего образа жизни. Лица этого типа совершают, в основном в нетрезвом состоянии, мелкие хищения и кражи, реже— грабежи, разбои, некоторые насильственные преступления.

«Ситуативные» — лица, чьё поведение не представляет выраженной общественной опасности. Преступления они совершают вследствие того, что из- за своих психологических особенностей попадают в жёсткую зависимость от ситуации и не могут найти социально приемлемый способ её разрешения.

Рассмотренные типологии, существующие в криминологии, носят условный характер. Не каждый преступник может быть однозначно отнесён к тому или иному типу. Кроме того, все типологии носят описательный, а не объяснительный характер.

Более перспективной является типология преступников, в основу которых положены мотивы их преступных действий. Отдельные попытки создания такой типологии уже предпринимались.

Среди корыстных преступников авторы выделяют следующие типы:

«Утверждающийся» тип, для которого смысл преступного поведения заключается в утверждение себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.

«Дезадаптивный» тип, характеризующийся нарушением социальной адаптацией, т.е. приспособленности к условиям микросреды. Эти преступники часто ведут бездомный образ жизни. Они обычно нигде не работают, не имеют семьи, друзей. Большинство из них безразлично к своей судьбе. В большинстве своём дезадаптивные лица не имеют законных источников получения средств к существованию — их дают кражи и другие имущественные преступления.

«Алкогольный» тип. Критерием для выделения этого типа является совершение корыстных преступлений для приобретения спиртного. Большинство представителей — хронические алкоголики. По мере роста зависимости от алкоголя этот мотив становится в структуре личности доминирующим, вытесняя на задний план все другие мотивы. Лица алкогольного типа чаще всего совершают мелкие кражи и мелкие хищения на производстве для удовлетворения потребности в спиртных напитках.

«Игровой» тип личности с психологической точки зрения сложен. Данный тип отличается постоянной потребностью в риске, отсюда — поиск острых ощущений, связанных с опасностью, стремлением участвовать в опасных операциях и т.д. Поведение таких лиц полимотивно: корыстные побуждения действуют наряду с «игровыми», т.к. для них одинаково значимы как материальные выгоды в результате совершения преступления, так и те эмоциональные переживания, которые испытываются в процессе совершения преступления.

«Семейный» тип корыстных преступников характеризуется огромной ролью семьи в мотивации преступных действий. Обычно этот тип встречается среди расхитителей и взяточников. Хищения такой человек совершает для материального обеспечения дорогих членов своей семьи. «Семейная мотивация довольно распространена среди женщин, которые похищают вверенное им имущество ради детей, мужа. Перечисленные типы встречаются в среде других категорий преступников. Создать исчерпывающую классификацию психологических типов, применимую для всех преступников, пока не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы сделать вывод. Во-первых, вопрос о личности преступника имеет большое значение, как для сотрудников оперативно-разыскной деятельности, так и для психологов. А разработка этой проблемы играет большую роль в профилактической деятельности по предупреждению преступлений, где учет личностного фактора имеет решающее значение.

Во-вторых, причины и условия совершения конкретного преступления неразрывно связаны с личностью обвиняемого. Поэтому необходимо тщательное изучение социальной микросреды формирования личности, конкретной ситуации совершения преступления.

В последние годы в деятельности правоохранительных органов стал применяться метод формирования психологического портрета, составление которого, несомненно, напрямую зависит от исследований в области личности преступника. Этот метод основан на положении о том, что в преступлениях, как правило, особо тяжких, проявляется психология и психопатия преступника. 
Состоит этот метод в том, что на основе обработки оперативных и следственных материалов составляется портрет предполагаемого преступника, в котором указывают его предполагаемые психологические, физические и социальные характеристики, как то психологический тип, наличие психических отклонений, физический данные, уровень образования, культуры и т.д.

Подводя итог вышеизложенному можно подчеркнуть, что криминологическая характеристика преступника имеет важное значение при решении правовых, розыскных и профилактических задач. Поэтому ее необходимо шире использовать на практике.

 

 

 

При самостоятельной подготовке к занятиям по данной теме рекомендуется обратить внимание на следующие положения:

Личность преступника как объект оперативно- розыскной деятельности; психология преступной деятельности и ее субъект; механизмы возникновения преступного поведения.

Перечень рекомендуемых источников:

  1. Федеральный закон об оперативно- розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. № 144- ФЗ.
  2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. «Психология преступника и расследования преступлений». - М.: Юрист, 1996.
  3. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. - М., 1982.
  4. Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей: Криминальная мотивация. - М., 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Психологические особенности выявления лиц причастных к криминальной среде (конспирация в преступной деятельности).

 

Вопрос1. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности.

Вопрос2. Конспирация в преступной деятельности.

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Индивидуальный характер деятельности агента.

  1. Психологические вопросы воспитания негласных сотрудников.

  1. Психологические аспекты “вхождения” в доверие к разрабатываемым.

Темы рефератов:

  1. Нравственные особенности привлечения граждан к негласному    содействию.

  1. Подбор, проверка и изучение кандидатов для привлечения к негласному содействию.

  1. Классификация личностных качеств, необходимых негласному сотруднику.

  1. Психологические основы изучения и привлечения граждан к негласному содействию.

  1. Основные особенности способов привлечения кандидатов к негласному сотрудничеству.

Практическое задание:

 Используя словарь  психологических терминов раскройте  понятия:   исследование предметов и документов, конспирация, контракт, легенда в оперативно-розыскной деятельности, лицо, оказывающее содействие органу, осуществляющему ОРД, мышление, методика.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"