Проблема самостоятельности,
творчества, инициативности, ответственности
в деятельности агента.
Психолого-педагогические
проблемы обучения агентуры приемам и
методам негласной работы.
Темы рефератов:
Психологические
условия, ввода негласного сотрудника
в оперативную разработку.
Понятие информации
и дезинформации.
Основные требования,
предъявляемые к оперативной разработке.
Распознание дезинформации
в сообщениях негласных сотрудников.
Основные уровни
при подготовке к операции ролевого поведения
негласного сотрудника.
Назначение и сущность
оперативной разработки.
Практическое
задание:
Используя словарь
психологических и юридических
терминов раскройте понятия: наблюдение (слежка),
наведение справок, негласные оперативно-розыскные
мероприятия, оперативно-разыскная
психология, обучение и воспитание
субъектов ОРД, объяснительный принцип,
описательный принцип.
Введение.
Особая ситуация создается
впервые принятым в 1995 г. Федеральным законом
«Об оперативно-розыскной деятельности».
Указывая на цель ОРД, - защита законных
прав от преступных посягательств, - законодатель
определил назначение этого вида деятельности,
вне которого она осуществляться не может.
Поскольку подавляющее большинство вопросов
ОРД регулируется на ведомственном уровне,
постольку психологическая проблематика
ОРД оказывается зависящей от субъектов
ОРД и их компетенции. Ведь одно и то же
оперативно-розыскное мероприятие, например,
оперативное внедрение, будет иметь существенные
именно психологические различия в зависимости
специфики сферы такого внедрения – организованное
преступное сообщество или предприятие,
частное предприятие или государственное,
осуществляемое подразделением уголовного
розыска или по борьбе с экономической
преступностью. Категория «оперативный
сотрудник» имеет весьма общий характер,
внутри ее существуют не только профессионально-квалификационные,
но и психологические различия. Последнее
приобретает особое значение в связи со
специализацией оперативных аппаратов
и характером выполняемых ими задач.
Вопрос
1 Организации психологического
сопровождения в оперативно-розыскных
мероприятиях.
Структура ОРД (ее цели, задачи,
условия, оперативно-розыскные мероприятия
и др.) должна лежать в основе любого исследования
ее психологических аспектов. Вместе с
тем, существующие по данному направлению
литература показывает, что исследования
психологической проблематики ОРД зачастую
посвящены ее частным и отдельным аспектам
и нередко не объединяются общей концепцией
объекта и предмета таких исследований.
Причем, большая часть из них берет за
основу общепсихологические понятия и
представления и рассматривает их в рамках
ОРД без должного учета ее специфики.
Психология ОРД может быть самостоятельным
направлением юридической психологии
(одной из ее частных теорий и психопрактики),
когда она глубоко и полностью раскроет
механизм включения психологических знаний
в процессы разработки и совершенствования
нормативно-правовой основы оперативно-розыскной
деятельности и ее практической реализации.
Необходимо дать ясный ответ на вопрос
– что в ОРД и ее теории зависит от психологических
знаний? Какие решения и действия, осуществленные
без их учета, ведут к неоптимальности
и даже к невозможности решения задач
ОРД, в конечном счете – к нарушению прав
людей на государственную защиту их законных
интересов средствами ОРД. Имеющиеся по
данному вопросу материалы до настоящего
времени не стали предметом психологического
интереса, хотя по содержанию имеют для
этого весьма основательные поводы. Без
этого, оперативно-розыскное направление
юридической психологии много утрачивает
в теоретическом и прикладном отношении.
Необходимо
отметить особенности деятельности сотрудников
ОВД:
наличие властных полномочий;
постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц;
широкая коммуникативность;
дефицит времени и наличие перегрузок в его работе;
ярко выраженный
познавательный характер.
В профессиональной
деятельности сотрудников органов внутренних
дел можно выделить следующие основные
элементы:
Познавательная
деятельность;
Конструктивная
деятельность;
Организаторская
деятельность.
Таким образом
деятельность сотрудников правоохранительных
органов тесно связана с методами
психологического воздействия при
решении оперативно-служебных задач
Выбор психологического
метода воздействия зависит от вида выполняемого
сотрудником оперативного мероприятия.
При осуществлении
оперативно-розыскной деятельности проводятся
следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов
для сравнительного исследования.
4. Проверочная
закупка.
5. Исследование
предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление
личности
8. Обследование
помещений, зданий, сооружений участков
местности и транспортных средств
9. Контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных
сообщений
10. Прослушивание
телефонных переговоров
11. Снятие информации
с технических каналов связи
12. Оперативное
внедрение
13. Контролируемая
поставка
14. Оперативный
эксперимент.
Вопрос
2. Методы психологического
воздействия в оперативно-розыскных мероприятий.
Наряду с разработанными есть
и такие формы осуществления ОРД (оперативно-розыскные
мероприятия), которые исследованы явно
недостаточно, но даже при поверхностном
рассмотрении имеют высокую психологическую
нагрузку. К числу таковых, исходя из текста
Федерального закона «Об оперативно-розыскной
деятельности», могут быть отнесены, например,
оперативное опознание, оперативное внедрение,
оперативный эксперимент. Существо каждого
из них - это специфическая психологическая
задача, разрешимая, главным образом, в
системе психологического знания, психологических
законов, управляющих поведением действующих
лиц и формированием соответствующих
условий.
Опрос граждан.
Опрос – это сбор оперативно-розыскной
информации в процессе непосредственного
общения оперативного работника с
гражданами, которые осведомлены или могут
знать о лицах, фактах и обстоятельствах,
представляющих оперативный интерес для
решения задач борьбы с преступностью.
Данное мероприятие носит поисковый,
разведывательный характер и направлено
на обнаружение скрытой или скрываемой
информации, имеющей значение для решения
поставленных перед оперативным сотрудником
задач.
Виды опроса:
В процессе гласного
опроса осуществляется:
Установление психологического
контакта с опрашиваемым;
Анализ полученной информации.
Установление психологического
контакта подразумевает:
1 этап. Снятие психологических
барьеров.
2 этап. Нахождение совпадающих
интересов.
3 этап. Определение принципов
общения.
4 этап. Выявление качеств,
опасных для общения.
5 этап. Адаптация к партнёру
и установление контакта.
Визуальная
диагностика -предполагает диагностику
эмоционального состояния лица участвующего
в процессе общения:
Уровень нервного напряжения;
Анализ
полученной информации- предполагает анализ полученной
информации в процессе установления психологического
контакта и визуальной диагностики, с
целью моделирования картины события,
установления личности и достоверности
информации ( диагностика лжи)
Визуальной