Контрольная работа по социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

1. Составьте сравнительные таблицы:
- таблицу развития социальной психологии в России и за рубежом.
- таблицу основных разделов социальной психологии, с указанием области применения и предмета изучения каждого раздела.
- таблицу, отражающую первые теоретические концепции социальной психологии. Названия колонок: время возникновения, основоположник, основные понятия, вклад в развитие социальной психологии.
- таблицу, отражающую систему методологии социальной психологии. Задание 2. Разработайте структурно-логическую схему, отражающую место психологии в системе наук.
Задание 3. Выделите этапы становления отечественной социальной психологии в хронологическом порядке.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по соц психологии .doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался: 
1) теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии: так как все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять социально-психологические феномены и изучающую их науку; 
2) резкой критикой идеологической направленности западной социальной психологии, полным расхождением в понимании общественных явлений, психологизаторством в социологии. Конкретные оценки отдельных школ и авторов нередко переносились на социальную психологию в целом. Это привело к тому, что социальная психология попала в разряд лженаук; 
3) практической невостребованностью результатов социально-психологических исследований; 
4) идеологическим давлением на науку, которое нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотехника и социальная психология. 
Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. Но и в этот период не было полного отсутствия социально-психологических исследований. 
Три блока проблем привлекали ученых. Прежде всего продолжалась разработка методологических проблем. Она осуществлялась в русле общей психологии. Трудами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, закладывался теоретический и методологический фундамент социальной психологии. 
Второй блок проблем касался социальной психологии коллектива. Образ социальной психологии в этот период определили взгляды А. С. Макаренко, который вошел в историю социальной психологии как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит определение коллектива, которое стало отправным в разработке социально-психологической проблематики в последующие десятилетия.                                                
По мнению Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс организованных личностей, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив — часть общества, органически связанная с другими коллективами. Макаренко выделил два вида коллективов — первичный и вторичный. Коллектив в своем развитии проходит ряд этапов. Макаренко поставил вопрос о необходимости целостного исследования личности. Главная теоретическая и практическая задача — изучение личности в коллективе. Положение Макаренко «воспитание личности в коллективе, посредством коллектива, для коллектива» стало девизом. Наиболее широко и последовательно учение А. С. Макаренко освещено и развито в работах А. Л. Шнирмана. 
Третий блок проблем в этот период был связан с практической ориентацией социальной психологии. К этому периоду относятся исследования школьных коллективов, формирования личности, механизмов взаимоотношений коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась практическая психология отношений. 
Продолжает развиваться промышленная проблематика в социальной психологии. Особое внимание привлекает психология производственных бригад, коллективный стахановский труд, ударничество, развитие индивидуального и коллективного трудового соревнования. Объектами психологических исследований стали проблемы инициативности, влияния оценок членов группы на развитие творчества, на производительность труда. 

Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х гг. XX в.).

Этот период характеризуется «потеплением» общей атмосферы, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни. Психологическая наука в 1950-х гг. отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии. 
В нашей стране начался период возрождения социальной психологии, которая формировалась как самостоятельная наука. Критериями ее самостоятельности выступили: 
— осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований; 
— определение места данной науки в системе других наук; 
— определение предмета и объектов ее исследований; 
— выделение и определение основных категорий и закономерностей; 
— институционализация науки; 
— подготовка специалистов, публикации трудов, учебников; 
— организация съездов, конференций, симпозиумов. 
Этим критериям соответствовало и общее состояние социальной психологии в нашей стране. Начало расматриваемого периода связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А. Г. Ковалева «О социальной психологии» *. Эти дискуссии продолжались в журналах «Вопросы психологии», «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на многочисленных конференциях, семинарах и т. д. Содержанием дискуссий были предмет социальной психологии, ее место в системе наук, методы исследования, практический потенциал, основные направления ее дальнейшего развития и актуальные задачи.

Завершением четвертого периода, логически переходящего в современное состояние, была кристаллизация социально-психологической проблематики. В качестве основных проблем выделились: 
— методологические и теоретические проблемы; 
— проблемы коллектива; 
— социальная психология личности; 
— социально-психологические проблемы деятельности; 
— психология общения.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по социальной психологии