Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:29, контрольная работа
1. Составьте сравнительные таблицы:
- таблицу развития социальной психологии в России и за рубежом.
- таблицу основных разделов социальной психологии, с указанием области применения и предмета изучения каждого раздела.
- таблицу, отражающую первые теоретические концепции социальной психологии. Названия колонок: время возникновения, основоположник, основные понятия, вклад в развитие социальной психологии.
- таблицу, отражающую систему методологии социальной психологии. Задание 2. Разработайте структурно-логическую схему, отражающую место психологии в системе наук.
Задание 3. Выделите этапы становления отечественной социальной психологии в хронологическом порядке.
Во второй половине 1930-х гг.
ситуация в стране и в науке резко меняется.
Начинается изоляция отечественной науки
от западной, усиление идеологического
контроля над наукой, сгущение атмосферы
декретирования и администрирования.
Этот период сопровождался:
1) теоретическим обоснованием ненужности
социальной психологии: так как все психические
явления социально детерминированы, нет
необходимости выделять социально-психологические
феномены и изучающую их науку;
2) резкой критикой идеологической направленности
западной социальной психологии, полным
расхождением в понимании общественных
явлений, психологизаторством в социологии.
Конкретные оценки отдельных школ и авторов
нередко переносились на социальную психологию
в целом. Это привело к тому, что социальная
психология попала в разряд лженаук;
3) практической невостребованностью результатов
социально-психологических исследований;
4) идеологическим давлением на науку,
которое нашло свое отражение в Постановлении
ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях
в системе наркомпросов». Его последствием
стал запрет педологии, пострадали также
психотехника и социальная психология.
Период перерыва в естественном развитии
социальной психологии продолжался до
второй половины 1950-х гг. Но и в этот период
не было полного отсутствия социально-психологических
исследований.
Три блока проблем привлекали ученых.
Прежде всего продолжалась разработка
методологических проблем. Она осуществлялась
в русле общей психологии. Трудами Б. Г.
Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших
методологические принципы психологии
— принцип детерминизма, единства сознания
и деятельности, развития, культурно-исторической
концепции, закладывался теоретический
и методологический фундамент социальной
психологии.
Второй блок проблем касался социальной
психологии коллектива. Образ социальной
психологии в этот период определили взгляды
А. С. Макаренко, который вошел в историю
социальной психологии как исследователь
коллектива и воспитания личности в коллективе.
Ему принадлежит определение коллектива,
которое стало отправным в разработке
социально-психологической проблематики
в последующие десятилетия.
По мнению Макаренко, коллектив — это
целеустремленный комплекс организованных
личностей, обладающих органами управления.
Это контактная совокупность, социальный
организм. Его основные признаки: наличие
общих целей, определенная структура,
органы, координирующие деятельность
коллектива и представляющие его интересы.
Коллектив — часть общества, органически
связанная с другими коллективами. Макаренко
выделил два вида коллективов — первичный
и вторичный. Коллектив в своем развитии
проходит ряд этапов. Макаренко поставил
вопрос о необходимости целостного исследования
личности. Главная теоретическая и практическая
задача — изучение личности в коллективе.
Положение Макаренко «воспитание личности
в коллективе, посредством коллектива,
для коллектива» стало девизом. Наиболее
широко и последовательно учение А. С.
Макаренко освещено и развито в работах
А. Л. Шнирмана.
Третий блок проблем в этот период был
связан с практической ориентацией социальной
психологии. К этому периоду относятся
исследования школьных коллективов, формирования
личности, механизмов взаимоотношений
коллектива и личности, роли руководителя
в педагогическом процессе. Зарождалась
практическая психология отношений.
Продолжает развиваться промышленная
проблематика в социальной психологии.
Особое внимание привлекает психология
производственных бригад, коллективный
стахановский труд, ударничество, развитие
индивидуального и коллективного трудового
соревнования. Объектами психологических
исследований стали проблемы инициативности,
влияния оценок членов группы на развитие
творчества, на производительность труда.
Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х гг. XX в.).
Этот период характеризуется
«потеплением» общей атмосферы, ослаблением
администрирования в науке, снижением
идеологического контроля, демократизацией
во всех сферах жизни. Психологическая
наука в 1950-х гг. отстояла свое право на
самостоятельное существование в острых
дискуссиях с физиологами. Общая психология
стала надежной опорой для развития социальной
психологии.
В нашей стране начался период возрождения
социальной психологии, которая формировалась
как самостоятельная наука. Критериями
ее самостоятельности выступили:
— осознание представителями этой науки
уровня ее развития, состояния ее исследований;
— определение места данной науки в системе
других наук;
— определение предмета и объектов ее
исследований;
— выделение и определение основных категорий
и закономерностей;
— институционализация науки;
— подготовка специалистов, публикации
трудов, учебников;
— организация съездов, конференций, симпозиумов.
Этим критериям соответствовало и общее
состояние социальной психологии в нашей
стране. Начало расматриваемого периода
связывают с дискуссией по социальной
психологии, открывшейся публикацией
статьи А. Г. Ковалева «О социальной психологии»
*. Эти дискуссии продолжались в журналах
«Вопросы психологии», «Вопросы философии»,
на II съезде психологов СССР, на многочисленных
конференциях, семинарах и т. д. Содержанием
дискуссий были предмет социальной психологии,
ее место в системе наук, методы исследования,
практический потенциал, основные направления
ее дальнейшего развития и актуальные
задачи.
Завершением четвертого периода,
логически переходящего в современное
состояние, была кристаллизация социально-психологической
проблематики. В качестве основных проблем
выделились:
— методологические и теоретические проблемы;
— проблемы коллектива;
— социальная психология личности;
— социально-психологические проблемы
деятельности;
— психология общения.
Информация о работе Контрольная работа по социальной психологии