Конфликтное взаимодействие в молодой семье в период первичной адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Таким образом, цель нашего исследования будет такой: выявить причины конфликтности в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации и найти социально-педагогические и психологические пути разрешения конфликтов. И, наконец, мы выдвигаем гипотезу нашего исследования: конфликты в молодой семье в период первичной адаптации имеют комплекс причин, обусловленных неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ И КОНФЛИКНОСТЬ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ. 5
1.1. Молодая семья в период первичной адаптации в междисциплинарных исследованиях. 5
1.1.1. Студенческая семья как особая категория молодых семей 9
1.2. Семейный конфликт, его сущность и механизмы его возникновения 16
ВЫВОДЫ 26
2. ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН КОНФЛИКТНОСТИ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ. 27
2.1. Выявление предрасположенности молодых супругов к конфликтности. 27
2.2. Изучение степени удовлетворенности браком в молодой семьи в период первичной адаптации. 28
2.3. Изучение уровня удовлетворенности отношениями в паре. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
МЕТОДИКА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ, ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОЛОДЫМ СУПРУГАМ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтное взаимодействие в молодой семье.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Доктор философских наук В.И. Зацепин  в книге «О жизни супружеской» рисует диаграмму подъемов и спадов любовного влечения у разных индивидов. Он обнаружил, что повышенная конфликтность  возникает между супругами, у которых накладываются друг на друга волна прилива и пора спада чувств .

Ученый считает, что супругам полезно в пору осложнений и охлаждений отправляться в командировку, в отпуск, отвлечься, наконец, каким-нибудь интересным занятием (т.е. отходить друг от друга на безопасное расстояние).

Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности.

От атмосферы  семьи, в которой выросли будущие  супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей  в три раза увеличивает вероятность  развода у детей, в то время  как вероятность развода детей  из полной семьи составляет 5 из 100 .

Педагогическая  готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.

Педагогическая грамотность молодых  людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей  развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют.

Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

Сексологи, которым приходится сталкиваться со случаями дисгармонии, считают, что  многие проблемы супружеских отношений зарождаются именно в начальный период брака, а порой в самую первую ночь после свадьбы. Выходит, что не у всех оправдываются ожидания, не всем приносит радость физическая близость. Существуют семьи, в которых открытие этой страницы супружества приносит немало горестей, а то и конфликтов в отношения любящих .

Итак, стабильная благополучная семья  может функционировать только при  определенной подготовке молодых людей  к совместной семейной жизни.

На сегодняшний день ученые установили, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре поведения в конфликтной ситуации.

Молодые браки  характеризуются  первоначальным вхождением в мир  друг друга, распределением труда и  обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

1.1.1. Студенческая  семья как особая категория молодых семей

 

Студенческая семья... Пятнадцать лет  назад семейный студент был редкостью, исключением. Как правило, это были молодые люди, отслужившие в армии, живущие с родителями или после  свадьбы снимающие «угол». Все  семейные проблемы, материальное обеспечение и т.д. решались самостоятельно этой парой. Единственное, в чем шли навстречу такому студенту (студентке), – прощали снижение его общественной активности, понимая, что это происходит за счет увеличения хлопот и забот в семье. В основном семейные союзы заключались ребятами, пришедшими из армии или закончившими подготовительное отделение. В.А. Каблуков пишет, что за годы совместной учебы ребята узнавали друг друга и уже на первом-втором курсах женились. Брак в институте между слушателями подготовительного отделения был очень распространенным явлением, но сейчас он уже не является типичным. Сегодня смело начинают строить семьи студенты всех курсов, уверенные в том, что даже с ребенком на руках они сумеют окончить институт, стать специалистом с высшим образованием.

Как видим, студенческая семья – достаточно сложный и еще малоизученный объект исследования. В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет .

Сегодня исследователи студенческой семьи отмечают, что семейные студенты и учатся не хуже других студентов и воспитывают детей не хуже опытных родителей. Вне зависимости от нашего желания, пишет П.П. Звидриньш, число женатых и замужних студентов растет, и это устойчивая тенденция, а вовсе не исключение.

Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

В наше время нет и не может  быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

Идеальный вариант мы имеем в  студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Как правило, вступление в брак для студенческой молодежи не является опрометчивым решением. Бывает, конечно, что женятся и 18-19-летние. Понятна тревога родителей за судьбу своих детей. Но боязнь того, что, создав семью, студенты обязательно оставят учебу, не должна пугать родителей. В ходе опроса студентов Волгодонского политехнического Университета выяснилось, что намерения оставить учебу после вступления в брак или после появления ребенка нет ни у кого из семейных студентов. Ко всему и успеваемость у семейных студентов стабилизируется, учеба становится более организованной (12). наблюдая за приезжающими на встречу через пять-десять лет выпускниками, можно заметить, что наиболее удачные браки у тех, кто создал семью в институте.

Статистика свидетельствует, что к возрасту 25 лет  в брак вступают более 80% женщин и около 70% мужчин. Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы .

По данным «Службы семьи», сегодня до 20 лет выходят замуж более 55% девушек. Главной причиной ранних браков (по данным опроса, проведенного работниками одного из ЗАГСов) среди девушек является страх остаться одной. Если учесть еще, что в стране каждый четвертый-пятый одинокий, и это обстоятельство весьма серьезное, то понять молодежь нетрудно .

Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда  близится окончание ВУЗа и распределение  на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22-24 года, у женщин – 20-22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет (39.8%), чуть меньшую – со стажем до одного года (37.7%). Остальные (22.5%) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в ВУЗе города легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т.д.).

Специалисты утверждают, что социальное происхождение супругов, место их рождения, состав и величина родительской семьи в большей степени могут  сказываться на характере семейных отношений супругов, чем их национальная принадлежность. Наследование сходных образцов и норм поведения, распространенных в среде, где выросли будущие супруги, способствует более полному взаимопониманию и единству интересов .

Подавляющее большинство обследованных  студенческих пар (по данным статистики – около 90%) являются выходцами из полных семей. Более 70% воспитывались в семьях с братьями и сестрами; более 9% росли в трехпоколенных семьях, т.е. в семьях жили бабушка или дедушка. Следовательно, воспитание большинства будущих супругов в родительских семьях осуществлялось в полном объеме родственных связей, что, без сомнения, положительно сказывается на семейно-брачных отношениях респондентов.

Молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как правило, те, кто оценивают  брак родителей как идеальный, так  же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.

Гармоничность семейной жизни родителей  имеет и другие результаты для  будущей семейной жизни детей. Около 43% опрошенных из семей, где между  родителями царили лад и согласие, проявляли полное  взаимопонимание  в вопросах ведения домашнего  хозяйства, в то время как те, чьи родители развелись, такое качество проявляли только 28% опрошенных .

Поэтому, как видим, значение личного  примера родителей для будущей  семейной жизни детей очень велико. Психологические установки относительно числа детей в семье, распределение обязанностей между супругами во многом носит традиционный характер. Однако молодости свойственно стремление к новому, собственному пониманию ценностей брака. Студенческим семьям, например, присущи иные подходы к вопросам лидерства в семье, здоровья, психологического комфорта, свои особенные ценностные ориентации. И в то же время, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои .

В молодежной среде, в том числе  и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают  добрачные сексуальные отношения  допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные отношения с будущим супругом до брака примерно 80%, а 55% и 20% женщин отметили, что имели опыт сексуальных отношений до знакомства с будущим супругом. Констатируя факт широкого распространения добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что почти 60% студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи только с любимым человеком. И только около 12% опрошенных не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство опрошенных студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака . Почти половину опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были знакомы до брака от года до трех лет. При этом знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга.

Студенческая семья создается  в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим  мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие  к ней духовные, этические и  эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева  и других отмечается довольно большое  разнообразие мотивов, лежащих в  основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим «набором» наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над  другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень «социального оптимизма» супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Любовь должна быть подлинной и  действенной, т.е. предполагать «не  получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через  радость другого человека, наслаждение  через отраженное наслаждение другого». Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов.

Эмоциональная сторона брака имеет  для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с  характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и  укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение . Общение – необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Информация о работе Конфликтное взаимодействие в молодой семье в период первичной адаптации