Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:31, контрольная работа
Цель контрольной работы: рассмотреть предмет, задачи, развитие и становление конфликтологии как науки.
Задачи:
Рассмотреть предмет и задачи конфликтологии;
Рассмотреть историю возникновения конфликтологии;
Описать процесс становления конфликтологии и её роль в современном российском обществе.
Введение ……………………………………………………….……….……………3
1. Конфликтология: предмет, задачи, развитие и становление как науки ..….….5
1.1 Конфликтология, её предмет и задачи ….……………..………………………5
1.2 История развития конфликтологии ………………………….………………...6
1.3 Процесс становления конфликтологии как науки ..…….…….………………11
2. Роль конфликтологии в современном российском обществе .………...…..….17
Заключение……………………………………………………….………………….19
Список литературы …………………………………………….…………………...20
Обосновавший в «Левиафане» концепцию «войны против всех» как естественного состояния, Томас Гоббс (1599-1679 гг.) считал причиной конфликта стремление к равенству, которое ведет к возникновению у людей одних и тех же надежд и желаний завладеть объектами, необходимыми для получения удовольствия или самосохранения, что порождает соперничество, недоверие и честолюбие и превращает людей во врагов.
Идеи об этапности мирового исторического процесса Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.) были популярны в Новое время. Во-первых существует «естественное состояние», когда люди равны и свободны, во-вторых развитие цивилизации ведет к утрате состояния свободы, равенства и счастья и, в-третьих, заключая «общественный договор», люди обретают «вечный мир», утраченную гармонию общественных отношений и согласие. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что договор общественности возможен лишь под жестким контролем народа, потому что война нужна министрам и добрую волю они не окажут, соответственно «дело уже не в увещевании, а в принуждении».15
Адам Смит (1723-1790 гг.) в своей работе
«Исследования о природе и
причинах богатства народа» первые
изучил конфликт как многоуровневое
социальное явление. Противостояние между
классами А. Смит рассматривал в качестве
источника поступательного
Адам Смит – родоначальник классической
политэкономии XVIII в. в своей работе
«Теория нравственных чувств» выступил
сторонником некой степени
Эммануил Кант (1723-1804 гг.) - немецкий ученый и философ полагал: «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние, последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза, следовательно, состояние мира должно быть установлен».17 В этом наблюдается связь с мыслями Ж-Ж. Руссо об «общественном договоре».
Другой немецкий философ Георг
Гегель (1770 - 1831 гг.), выдвигал главной
причиной конфликта в социальной
поляризации между «
В учениях английского биолога
Чарльза Дарвина (1809-1902 гг.) проблема
борьбы за существование имела
Соответственно, с древних времен и до наших дней между собой сталкиваются две точки зрения конфликта как проблемы:
1.3 Процесс становления конфликтологии как науки
Только в 50-е гг. XIX в по-настоящему проявился научный подход к восприятию конфликтов. С того времени конфликты перешли в ряд предметов для специального изучения. С развитием истории, социологии, этики, права, психологии и других социальных наук происходило формирование конфликтологии как особой области изучения.
Вслед за Ч. Дарвином, выдвинувшим теорию биологической эволюции, появился так называемый «социальный дарвинизм» – сторонники данного направления объясняли развитие общества борьбой за существование, и законами естественного отбора.
Основа конфликтологии закладывалась
при участии основателей
Идеи основателей
Субъектом эмоционального действия для Макса Вебера являлось не факт общество в целом, а больше индивид и его положение, связанное с определенным социальным статусом. М.Вебер полагал, что общество – это взаимодействие людей, которые являются продуктом социальных действий. Люди озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сберечь и даже упрочить свое влияние, выстоять свои амбиции и жизненные ориентиры, а так же экономические позиции.
Георг Зиммель специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего средства, фактора. Он ввел в научный оборот термин «социология конфликта».18
Артур Шопенгауэр указывал на ряд нравственных предостережений: кто желает, чтобы его мнение было встречено с доверием, тот пусть высказывается хладнокровно и без горячности; запас снисходительности полезен, ибо предохраняет от пустых споров и ссор; надо, если это возможно, ни к кому не питать неприязни, никогда не выказывать гнева либо ненависти.19
В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его в зависимость от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в формировании характера человека выдвинуть на первый план определенные влечения, в первую очередь сексуальное, предложить идею расчленения личности на три инстанции, т. е. ступени, звенья – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.20
Альфред Адлер утверждал, в противовес Фрейду, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо.21
Карл Юнг, отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида как на «поверхности» сознания, так и на подсознательном уровне, полагая, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или во внутрь самой личности.
К началу XX в. интерес ученых, прежде
всего социологов и психологов, к
исследованию конфликтов определился
со всей отчетливостью. Конфликт признавался
нормальным социальным явлением. Указывалось
на ряд биологических, психологических,
социальных и других факторов, которые
с неизбежностью порождают
Толкотт Парсонс рассматривал общество как систему отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Он следовал следующим положениям:
а) любая социальная система представляет собой относительно устойчивую и хорошо интегрированную структуру;
б) каждый элемент этой системы имеет определенную функцию, внося тем самым вклад в поддержание ее устойчивости;
в) функционирование социальной структуры базируется на ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и интеграцию.
По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.23
Результатом исследований Элтона Мэйо стали рекомендации руководителям индустриальных предприятий:
- ориентироваться в большей степени на людей, нежели на выпуск продукции;
- идти смелее на замену индивидуального вознаграждения групповым (коллективным);
- дополнять экономическое стимулирование социально-психологическим, имея в виду поддержание благоприятной моральной атмосферы, повышение удовлетворенности работой, следование демократическому стилю руководства;
- использовать такие средства повышения производительности, как “гуманизация труда”, “групповые решения”, “просвещение служащих”, паритетные отношения с профсоюзами.24
Льюис Козер, предлагая понимать под конфликтом «борьбу ценностей и претензий», усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции, они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал.25
Немецкий социолог Ральф Дарендорф полагает, что конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения «социальных потрясений». Для этого важны три условия:
- наличие ценностных установок, признание различий и противостояние конфликтующих;
- уровень организации – чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей;
- взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.26
Французский социолог Ален Турен предлагает отказаться от иллюзорных, по его мнению, попыток анализировать роль субъектов вне всякого отношения к общественной системе или от описания социальной системы без действующих лиц. Он полагает, что свойство человеческих систем заключается в выдвижении и изменении собственных целей, что дает основание ориентироваться на социологию действия, на анализ механизмов самопроизводства общественной жизни.27
По Кеннету Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных способов их устранения; нравственное совершенствование людей.28
Таким образом, сопоставляя два аспекта в вопросе соотношения человека и общества, мы еще подчеркнем тот факт, что аристотелевская идея акцентирует в человеке общественное начало и его возможность к сотрудничеству с остальными людьми, заложенная в природе человека. Являясь естественным свойством человека, эта возможность не нуждается в дальнейшем объяснении. И наоборот, определенные формы общественной жизни выражаются с помощью этого стремления людей к совместному сотрудничеству и жизни.
Другая - противоположная позиция, выдвигается Т.Гоббсом и исходит из того, что человек есть некий индивид, для которого другой мир представляет собой среду его обитания, партнеров или врагов, который, кроме того, самостоятельно формулирует свои идеи и задачи и стремится к использованию свои связей и отношений с другими людьми с целью достижения своих целей.
От наблюдаемой позиции наблюдаются разные подходы к пониманию конфликтов. Учитывая то, что люди способны к сотрудничеству, не говорит о том, что они не способны к ненависти, вражде и насилию. История свидетельствует об обратном. Важные источники конфликтов, рассматриваемые в работах Аристотеля и Платона, заключаются в неравенстве получаемых людьми почестей и в имущественном неравенстве людей, это приводит к росту тщеславия и своекорыстия, а также являются причиной конфликтов - как пишет Аристотель - страх, наглость, превосходство, чрезмерное возвышение, презрение; с другой стороны,- пренебрежительное отношение, происки, несходство характеров, мелкие унижения».29
Информация о работе Конфликтология как наука. Роль в современном российском обществе