Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа
описываются внутриличностные конфликты и механизмы
Объектом изучения данной работы является внутриличностный конфликт, как один из основных психологических аспектов современной личности. Предметом исследования являются процессы, происходящие внутри личности при совершении такого конфликта и наступающие последствия.
1. Внутриличностные конфликты
1.1 Теории внутриличностного конфликта
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамах и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощны внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только собственную жизнь, но и совершенствуя мир.
Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литература.
Существует большое количество теорий внутриличностного конфликта, рассмотрим некоторые из них.
Сущность внутриличностного конфликта по Фрейлу.
Научное изучение
внутриличностного конфликта
Типы конфликтной ситуации К. Левина.
Большой вклад
в изучение проблемы внутриличностного
конфликта внес немецкий психолог Курт
Левин (1890-1947),определивший его как
ситуацию, в которой на индивида
одновременно действуют противоположно-
1) Человек находится
между двумя положительные
2) Человек находится между двумя приблизительно равными
отрицательными силами. Характерный пример - ситуация наказания Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой- ему грозит наказание, если он его не сделает.
3) На человека одновременно две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили.
Я - концепция К. Ролжерса.
Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления - американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считал он, является «Я-концепция» -представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я - концепция» происходит саморегуляция поведения человека. Но «Я - концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я - концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию.
1.2 Внутриличностный конфликт и защитные механизмы
Защитные механизмы подобны наркотикам, поскольку лишь создают иллюзию отсутствия конфликта, но не способствуют его разрешению.
З. Фрейд
Защитный механизм
- это специфическая система
Зигмунд Фрейд выделял следующие виды психологических защит.
Сублимация - процесс преобразования энергии либидо (сексуальной энергии) в другие социально одобряемые и приемлемые формы. Это единственный защитный продуктивный механизм, не ведущий к невротизации личности и ее разрушению, (женщина после развода направляет всю свою энергию на самореализацию в профессиональной деятельности).
Проекция - приписывание другим собственных ощущений, влечении, мнений. Процесс проекции выглядит следующим образом: у человека есть определенные желания или потребности, и чтобы осуществить их, он ведет себя соответствующим образом. Боле болезненный вид приобретает проекция, когда вытесненные свои чувства, человек переносит на других, (часто завистливый человек считает, что все ему завидуют, а жадный приписывает другим несуществующие у них черты скупости).
Рационализация - человек, не справившийся с взятой на себя ролью, находит этому «иррациональное» объяснение.(так, иногда можно услышать от женщины, что выйдя замуж, она бросила учебу. При этом она добавляет: «да и зачем женщине быть очень умной» ).
Вытеснение - устранение
мнений, чувств, реально действующих
мотивов из сознания. Это, в сущности,
забывание о собственных
Регрессия - обращение человека к примитивным уровням поведении, мышления (например: детское поведение, сюсюканье, кривляние, ребячливость у взрослого в сложных для него ситуациях).
Реактивное образование - изменение неприемлемой для Эго тенденции или способа поведения на противоположный.
Фиксация повеления - стремление сохранить привычные, стереотипные модели поведения, мышления, восприятия.
В настоящие
время кроме названных
Психосоматические реакции (истерия, симуляция). Это в сущности, уход в болезнь, что может быть спровоцировано например, нежеланием ребенка, ходить в школу, или аналогичная реакция связанная с разводом родителей;
Уход от действительности. Этот механизм часто используется подростковыми субкультурами, например: хиппи, толкиенисты, стремящиеся переместить в иную, часто нереальную жизнь.
Номализм - бродяжничество, стремление к изменению места жительства.
2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики, виды
2.1 Характеристики внутриличностного конфликта
Внутриличностный конфликт - это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.
Внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренне структуры личности.
Сторонами внутриличностного
конфликта выступают
Внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ-большее, а наказанию предпочитает награду.
Любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями.
Основу любого
внутриличностного конфликта
-противоречивыми позициями сторон
-противоположными мотивами, целями интересами сторон
противоположными средствами достижения целей в данных условиях ( например, преследуется цель - победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе - «не убить» )
отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.
Следует так же добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутриличностный конфликт может быть не только сознанием, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.
2.2 Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов
Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.
Конфликт потребностей - его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям.
Конфликт между потребностью и социальной нормой - очень сильная потребность может столкнуться нутрии нас с принудительным иперативом. Независимо оттого, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.
Конфликт социальных норм- человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм.
3. Внутренние
и внешние причины
Отношение человека
к миру, к другим людям и к
самому себе носят противоречивый характер,
который обусловливает и
Многообразные отношения - писал в этой связи А.Н. Леонтьев,- в которые человек вступает действительности, являются противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.
При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:
Внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе или организации;
Внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.
Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и сообществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.
3.1 Внутренние причины
Внутренние причины
внутриличностного конфликта
противоречие между потребностью и социальной нормой.
противоречия мотивов, интересов и потребностей (ив театр хочется сходить, и к семинару надо готовиться).
-противоречия
социальных ролей (и на
-противоречие
социальных ценностей и ном
(как соединить христианскую