Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:03, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим особенности конфликтов в психологии.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что вовторой половине XX в. выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты в общении
1.Введение…………………………………………………………...2стр.
2. Конфликты и роль конфликта в общении……………………....2стр.
3.Виды конфликтов………………………………………………..3стр.
4.Основные причины конфликта…………………………………4стр.
5.Управление конфликтом: способы профилактики
и разрешения…………………………………………………….7стр.
6.Заключение……………………………………………………....10стр.
7.Список литературы……………………………………………..11стр.
Компромисс - согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел. Это открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон. Компромисс - один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта, его преимущество состоит в легализации претензий; в устранении возникшего противоречия (решение проблемы), в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.
Принуждение - используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения. Например, «Я сказал!» - использование власти, подчинение партнера своей воле. Эти способы разрешения конфликта - у инициатора, у ответчика возникает униженное состояние и желание отомстить, поэтому напряжение все равно остается. Принуждение - самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта. Принуждение может быть оправдано: при дефиците времени; в экстренных ситуациях; при субординации. Пример: родители - дети; авторитарный начальник - подчиненный.
Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем. Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться, поэтому, когда конфликт заходит в тупик - необходима 3-я сторона - посредник, который попробует примирить. Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. Или когда это принципиальный вопрос.
Сотрудничество - такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения.
Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.
Индивидуальные стратегии
поведения в конфликтной
Направленность личности - т.е. то, что для человека является в этой жизни наиболее важным (ценностные критерии), в значительной мере, определяет предпочитаемые личностью способы разрешения конфликта. Для одних главная ценность - общение, сохранение нормальных отношений с другими, для других - интересы дела, для третьих - знание, истина. Рассмотрим основные из них:
«Собеседник» - тип, для которого необходимо общение с другими людьми. «Собеседник» будет прибегать к тем способам, которые сохраняют отношения: уход; сглаживание; компромисс.
«Практик» - дело, работа, потребность в достижениях. «Практик» - это принуждение; конфронтация.
«Мыслитель» - познание. Предпочитает сотрудничество или компромисс; уход; конфронтация. Поведение этого типа неоднозначно в конфликтной ситуации, он всегда находит оптимальное решение, ибо относится к конфликту, как к творческой проблеме.
Устойчивые предпочтения
определенных способов разрешения конфликта
(индивидуальные стратегии конфликтного
поведения) зависят также от степени
эгоистичности личности. При этом
следует помнить, что в реальном
общении выбор способа
Заключение
Итак, общение - специфическая
форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества;
в общении реализуются
В общении выделяют три
взаимосвязанных стороны: коммуникативная
сторона общения состоит в
обмене информацией между людьми
(информационная функция); интерактивная
сторона заключается в
Отсутствие согласия между сторонами определяют как конфликт. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).
Конфликты, препятствующие
эффективному взаимодействию и принятию
решений, называют дисфункциональными(
Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.
Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
Список литературы
http://bibliofond.ru