Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:52, контрольная работа
В работе раскрыто само понятие конфликта, описаны основные виды и некоторые способы их разрешения.
Введение
1. Общая теория конфликта.
2.Объект и предмет конфликта.
3. Структура конфликта: основные элементы конфликтного взаимодействия.
4. Типология конфликта: критерии классификации.
5. Динамика конфликта: три стадии его развития.
6. Способы предупреждения и разрешение конфликтов.
7. Разработка управленческого решения на примере конкретной конфликтной ситуации.
Заключение.
Список использованной литературы.
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
· Ресурсные,
· Статусно-ролевые,
· Социокультурные,
· Идеологические и др.
Различают также конфликты:
· Явные и латентные,
· Конструктивные и деструктивные,
· Кратковременные и длительные,
· Реалистические и нереалистические,
· Локальные, региональные и международные и т.д.
Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации – помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения.
5.Динамика конфликта: три стадии его развития.
Можно выделить следующие три стадии развития конфликта:
1. скрытую, или латентную стадию;
2. стадию открытого конфликта;
3. стадию разрешения конфликта.
На скрытой (латентной) стадии уже возникают все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной. На этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.
Признак перехода скрытой стадии конфликта в открытую – конфликтное поведение сторон. Как отмечалось выше, конфликтное поведение – это выраженные вовне действия сторон. Как особая форма взаимодействия они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:
· расширение числа участников,
· нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным,
· смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.,
· возрастание
степени психической
Для характеристики всей совокупности
действий участников конфликта на его
открытой стадии используется термин
эскалации, под которым понимается
интенсификация борьбы, нарастание разрушительных
действий сторон друг против друга, создающих
новые предпосылки для
В случае несовместимости сторон, стремление к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.
Тактика ухода, или метод избегания.
Наименьшей степенью такой
готовности отличается тактика ухода
от конфликта, которую иногда называют
тактикой избегания. Тем не менее
она является весьма популярным способом
поведения в конфликтной
На первый взгляд может показаться, что эта тактика должна оцениваться только негативно. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что, как и всякий метод, эта линия поведения в конфликте имеет свои плюсы и минусы.
Достоинства тактики избегания состоят в следующем:
· она быстро осуществима, поскольку не требует изыскания ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов. Так, например, руководитель, избегая конфликта, может не отвечать на очередную письменную просьбу подчиненного о предоставлении ему тех или иных льгот, поскольку эта просьба является необоснованной,
· она дает возможность отсрочить или даже предотвратить конфликт, содержание которого является несущественным с точки зрения стратегических целей данной организации или группы.
Но есть в этой тактике и свои минусы. Так, при определенных условиях она может привести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется. И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта. Тем не менее, несмотря на свои недостатки эта тактика все же может быть применена.
Тактика ухода или избегания
характеризуется и
· утаиванием, засекречиванием,
информации, необходимо для урегулирования
возникшего конфликта, с целью недопущения
его возможного обострения при ознакомлении
людей с «взрывоопасной»
· отказом от признания самого факта существования причин конфликта, в расчете на то, что он так или иначе решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон,
· затягиванием под теми или иными предлогами окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство.
Тактика силового подавления.
Во многом противоположен рассмотренному способу ухода метод силового подавления. Использование его свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта по крайней мере у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения.
Силовая тактика также имеет свои специфические проявления и на поведенческом уровне. Здесь она выражается в следующих поведенческих формах:
· использование
преимущественно
· применение жесткого, приказного стиля общения. Рассчитанного на беспрекословное подчинение одной стороны конфликта другой,
· использование в целях обеспечения успеха силовой тактики механизма конкуренции, который был известен уже древним римлянам под названием метода «разделяй и властвуй» и который нередко применяется и поныне под более обтекаемым названием «механизма сдержек и противовесов», эти механизмы чаще всего используются на практике в виде сочетания средств наказания для нерадивых и мер поощрения для добросовестных работников.
Метод односторонних уступок, или приспособления.
Одна из разновидностей тактик подобного рода - метод односторонних уступок, или приспособления. Для успешного применения этого метода также существует ряд специфических предпосылок, связанных с конкретными особенностями конфликтной ситуации. Среди таких условий могут быть следующие:
1. обнаружившаяся в ходе конфликта явная ошибка, допущенная одной из сторон, например администрацией завода при установлении норм выработки производимой продукции. В этих условиях невозможен ни уход от конфликта, ни его силовое подавление, а единственно возможной тактикой, которая поможет администрации «сохранить лицо», станет уступка работникам в виде, например, снижения до разумного предела норм выработки. Подобный шаг администрации, несомненно, будет воспринят как проявление ее самокритичности, способности к объективной оценке требований работников, что в конечном итоге приведет к укреплению единства коллектива, повышению эффективности его работы.
2. в условиях,
когда значимость необходимой
уступки для одной из сторон
оказывается несопоставимой с
ее значением для другой
3. в преддверии
возможных в ближайшем будущем
кризисных событий для группы,
когда необходимо беречь силы,
энергию, ресурсы для этого
будущего и ценой уступок
4. к тактике
уступок поневоле приходится
прибегать, когда отказ от них
грозит одной из сторон
Тактика компромисса, взаимных уступок.
Более надежным, эффективным
методом регулирования
Под компромиссом понимается путь взаимных уступок, взаимовыгодной сделки, создание условий для хотя бы частичного удовлетворения интересов противоборствующих сторон. Компромисс, таким образом, есть вид соглашений, основанный на взаимной корректировке позиций обеих сторон по обсуждаемым проблемам, поиск взаимоприемлемой позиции по спорным вопросам. [8]
Конечно, и для успешной реализации этого метода необходим некоторый комплекс благоприятных условий. К числу таких условий можно отнести:
1. готовность обеих сторон
к реализации своих целей
2. невозможность разрешения конфликта силовым методом или способом ухода.
Конечно, и тактика компромисса, важнейшим элементом которой выступают переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам конфликтных ситуаций. Ее применение так же как и использование других рассмотренных методов, является проблемным, сопряжено с рядом трудностей, возникающих при практическом использовании тактики компромиссов. Наиболее часто возникают следующие трудности:
1. отказ одной
из сторон от первоначально
занятой позиции из-за
2. выработанное решение из-за содержащихся в нем взаимных уступок может оказаться противоречивым, нечетким и потому трудно осуществимым. Так, обещания, данные обеими сторонами, ускорить выполнение взаимных обязательств могут оказаться не обеспеченными ресурсами,
3. содержащийся
в любом компромиссном
Но несмотря на эти и некоторые другие трудности, компромиссные решения являются оптимальными для улаживания конфликтной ситуации, поскольку они:
1. способствуют выявлению и учету взаимных интересов, будучи нацеленными на взаимовыгодный результат по принципу «выигрыш-выигрыш»,
2. демонстрируют
уважение сторон к
Таково основное содержание
тактики взаимовыгодного
Переговоры как способ разрешения конфликтов.
Переговоры ведутся в
условиях ситуации с разнородными
интересами сторон, т.е. их интересы не
являются абсолютно идентичными
или абсолютно
Сложное сочетание многообразных интересов делает участников переговоров взаимозависимыми. И чем больше стороны зависят друг от друга, тем важнее для них договориться путем переговоров.
Взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.
Переговоры – процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения. [9]
В сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:
1. в процессе
переговоров происходит
2. участники конфликта
имеют возможность максимально
контролировать различные
3. переговоры позволяют
участникам конфликта
4. принятое решение,
в случае достижения
5. специфика взаимодействия
участников конфликта на
Типология переговоров.
Возможны различные типологии переговоров.