Конфликты и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

В работе раскрыто само понятие конфликта, описаны основные виды и некоторые способы их разрешения.

Содержание

Введение
1. Общая теория конфликта.
2.Объект и предмет конфликта.
3. Структура конфликта: основные элементы конфликтного взаимодействия.
4. Типология конфликта: критерии классификации.
5. Динамика конфликта: три стадии его развития.
6. Способы предупреждения и разрешение конфликтов.
7. Разработка управленческого решения на примере конкретной конфликтной ситуации.
Заключение.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 40.07 Кб (Скачать файл)

 

По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

·       Ресурсные,

·       Статусно-ролевые,

·       Социокультурные,

·       Идеологические и др.

 

Различают также конфликты:

 

·       Явные и латентные,

·       Конструктивные и деструктивные,

·       Кратковременные  и длительные,

·       Реалистические и нереалистические,

·       Локальные, региональные и международные и т.д.

 

Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной  и поэтому является относительной  и условной. Главная цель любой  классификации – помочь объяснить  конфликт и найти адекватные способы  его разрешения или предупреждения.

 

5.Динамика конфликта: три стадии его развития.

 

Можно выделить следующие три стадии развития конфликта:

1.     скрытую, или латентную  стадию;

2.     стадию открытого  конфликта;

3.     стадию разрешения  конфликта.

 

На скрытой (латентной) стадии уже  возникают все основные элементы, образующие структуру конфликта, его  причины и главные участники, т.е. основная база предпосылок для  конфликтных действий, в частности  определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот  объект, осознание  одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной. На этой «инкубационной»  стадии развития конфликта могут  предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

 

Признак перехода скрытой стадии конфликта  в открытую – конфликтное поведение сторон. Как отмечалось выше, конфликтное поведение – это выраженные вовне действия сторон. Как особая форма взаимодействия они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей.  Другими признаками конфликтных действий являются:

 

·       расширение числа  участников,

·       нарастание числа  проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к  личностным,

·       смещение эмоциональной  окраски конфликта в сторону  темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть  и т.п.,

·       возрастание  степени психической напряженности  до уровня стрессовой ситуации.

 

Для характеристики всей совокупности действий участников конфликта на его  открытой стадии используется термин эскалации, под которым понимается интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих  новые предпосылки для негативного  исхода конфликта. Последствия эскалации  могут быть двух видов, они целиком  зависят от позиции сторон, особенно той из них, которая имеет в  возникшем конфликте большие  ресурсы силы.

 

В случае несовместимости сторон, стремление к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений  или даже к уничтожению одной  из сторон.

Тактика ухода, или метод  избегания.

Наименьшей степенью такой  готовности отличается тактика ухода  от конфликта, которую иногда называют тактикой избегания. Тем не менее  она является весьма популярным способом поведения в конфликтной ситуации, к ней нередко прибегают как  участники конфликта, так и те , кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении сцены, на которой развертывается конфликт, самоустранении или физически, или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению.

На первый взгляд может  показаться, что эта тактика должна оцениваться только негативно. Но при  более внимательном рассмотрении оказывается, что, как и всякий метод, эта линия  поведения в конфликте имеет  свои плюсы и минусы.

             Достоинства тактики избегания состоят в следующем:

·  она быстро осуществима, поскольку не требует изыскания  ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов. Так, например, руководитель, избегая конфликта, может не отвечать на очередную письменную просьбу  подчиненного о предоставлении ему  тех или иных льгот, поскольку  эта просьба является необоснованной,

·  она дает возможность  отсрочить или даже предотвратить  конфликт, содержание которого является несущественным с точки зрения стратегических целей данной организации или  группы.

Но есть в этой тактике  и свои минусы. Так, при определенных условиях она может привести к  эскалации конфликта, поскольку  причина, его вызвавшая, тактикой избегания  не преодолевается, а только консервируется. И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта. Тем не менее, несмотря на свои недостатки эта тактика все же может быть применена.

Тактика ухода или избегания  характеризуется и определенными  действиями участников конфликта, специфическими формами их поведения:

·  утаиванием, засекречиванием, информации, необходимо для урегулирования возникшего конфликта, с целью недопущения  его возможного обострения при ознакомлении людей с «взрывоопасной» информацией,

·  отказом от признания  самого факта существования причин конфликта, в расчете на то, что  он так или иначе решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон,

·  затягиванием под теми или иными предлогами окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство.

Тактика силового подавления.

Во многом противоположен рассмотренному способу ухода метод  силового подавления. Использование  его свидетельствует о более  высокой степени готовности к  разрешению конфликта по крайней мере у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения.

Силовая тактика также  имеет свои специфические проявления и на поведенческом уровне. Здесь  она выражается в следующих поведенческих  формах:

·       использование  преимущественно принудительных, силовых  методов воздействия при ограниченном привлечении воспитательных средств, которые в рассмотренных условиях могут оказаться столь же малоэффективными,

·       применение жесткого, приказного стиля общения. Рассчитанного на беспрекословное  подчинение одной стороны конфликта  другой,

·       использование  в целях обеспечения успеха силовой  тактики механизма конкуренции, который был известен уже древним  римлянам под названием метода «разделяй  и властвуй» и который нередко  применяется и поныне под более  обтекаемым названием «механизма сдержек  и противовесов», эти механизмы  чаще всего используются на практике в виде сочетания средств наказания  для нерадивых и мер поощрения  для добросовестных работников.

                    Метод односторонних уступок, или приспособления.

Одна из разновидностей тактик подобного рода - метод односторонних  уступок, или приспособления. Для  успешного применения этого метода также существует ряд специфических предпосылок, связанных с конкретными особенностями конфликтной ситуации. Среди таких условий могут быть следующие:

1.     обнаружившаяся  в ходе конфликта явная ошибка, допущенная одной из сторон, например  администрацией завода при установлении норм выработки производимой продукции. В этих условиях невозможен ни уход от конфликта, ни его силовое подавление, а единственно возможной тактикой, которая поможет администрации «сохранить лицо», станет уступка работникам в виде, например, снижения до разумного предела норм выработки. Подобный шаг администрации, несомненно, будет воспринят как проявление ее самокритичности, способности к объективной оценке требований работников, что в конечном итоге приведет к укреплению единства коллектива, повышению эффективности его работы.

2.     в условиях, когда значимость необходимой  уступки для одной из сторон  оказывается несопоставимой с  ее значением для другой стороны.  В этих обстоятельствах, идя  на некоторые небольшие уступки , одна сторона предотвращает возможность значительного выброса конфликтной энергии другой стороной и тем самым опять-таки  добивается восстановления согласия. Так, удовлетворив просьбу сотрудника о предоставлении кратковременного внеочередного отпуска по семейным обстоятельствам, руководитель не только предотвращает возможный конфликт, но и приобретает в лице этого сотрудника нового союзника.

3.     в преддверии  возможных в ближайшем будущем  кризисных событий для группы, когда необходимо беречь силы, энергию, ресурсы для этого  будущего и ценой уступок сохранить  в данный период мир и спокойствие.  Так поступают, например, правительства  в условиях возникновения военной  угрозы , спешно разрешая путем отдельных уступок споры с соседними государствами в расчете привлечь их на свою сторону в качестве союзников в грядущей войне.

4.     к тактике  уступок поневоле приходится  прибегать, когда отказ от них  грозит одной из сторон значительно  более серьезным непосредственным  уроном, когда складывается ситуация  выбора, как говорят, «между жизнью  и кошельком». Подобная ситуация  нередко возникает при ведении  переговоров с преступниками,  захватившими заложников.

 

Тактика компромисса, взаимных уступок.

Более надежным, эффективным  методом регулирования конфликта  признается тактика компромисса, взаимных уступок, которая в перспективе  может стать наиболее надежной основой  долговременного сотрудничества. Эта  тактика находит все более  широкое применение в демократических  странах и рассматривается в  качестве классического, т.е. образцового, способа разрешения конфликтных  ситуаций.

Под компромиссом понимается путь взаимных уступок, взаимовыгодной сделки, создание  условий для  хотя бы частичного удовлетворения интересов  противоборствующих сторон. Компромисс, таким образом, есть вид соглашений, основанный на взаимной корректировке  позиций обеих сторон по обсуждаемым  проблемам, поиск взаимоприемлемой позиции по спорным вопросам. [8]

Конечно, и для успешной реализации этого метода необходим  некоторый комплекс благоприятных  условий. К числу таких условий  можно отнести:

1. готовность обеих сторон  к реализации своих целей путем  взаимных уступок.

2. невозможность разрешения  конфликта силовым методом или  способом ухода.

Конечно, и тактика компромисса, важнейшим элементом которой  выступают переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам конфликтных ситуаций. Ее применение так же как и использование других рассмотренных методов, является проблемным, сопряжено с рядом трудностей, возникающих при практическом использовании тактики компромиссов. Наиболее часто возникают следующие трудности:

1.    отказ одной  из сторон от первоначально  занятой позиции из-за обнаружения  в ходе переговоров ее нереалистичности,

2.    выработанное  решение из-за содержащихся в  нем взаимных уступок может  оказаться противоречивым, нечетким  и потому трудно осуществимым. Так, обещания, данные обеими сторонами,  ускорить выполнение взаимных  обязательств могут оказаться  не обеспеченными ресурсами,

3.    содержащийся  в любом компромиссном соглашении  в той или иной степени элемент  отказа от первоначально занятой  позиции, ее некоторая корректировка  могут впоследствии повлечь за  собой оспаривание принятого  решения.

Но несмотря на эти и некоторые другие трудности, компромиссные решения являются оптимальными для улаживания конфликтной ситуации, поскольку они:

1.    способствуют  выявлению и учету взаимных  интересов, будучи нацеленными  на взаимовыгодный результат  по принципу «выигрыш-выигрыш»,

2.    демонстрируют  уважение сторон к профессионализму  и достоинству друг друга.

Таково основное  содержание тактики взаимовыгодного сотрудничества, которая признается наукой в качестве наиболее эффективного способа регулирования  конфликта.

Переговоры как способ разрешения конфликтов.

Переговоры ведутся в  условиях ситуации с разнородными  интересами сторон, т.е. их интересы не являются абсолютно идентичными  или абсолютно противоположными.

Сложное сочетание многообразных  интересов  делает участников переговоров  взаимозависимыми. И чем больше стороны  зависят друг от друга, тем важнее для них договориться путем переговоров.

 

Взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.

Переговоры – процесс  взаимодействия оппонентов с целью  достижения согласованного и устраивающего  стороны решения. [9]

В сравнении с другими  способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров  состоят в следующем:

 

1.     в процессе  переговоров происходит непосредственное  взаимодействие сторон,

2.    участники конфликта  имеют возможность максимально  контролировать различные аспекты  своего взаимодействия, в том  числе самостоятельно устанавливать  временные рамки и пределы  обсуждения, влиять на процесс  переговоров и на их результат,  определять рамки соглашения,

3.    переговоры позволяют  участникам конфликта выработать  такое соглашение , которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон,

4.    принятое решение,  в случае достижения договоренностей,  нередко имеет неофициальный  характер, являясь частным делом договаривающихся сторон,

5.    специфика взаимодействия  участников конфликта на переговорах  позволяет сохранить конфиденциальность.

Типология переговоров.

               Возможны различные типологии переговоров.

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения