Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:10, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;
4) установить влияние темперамента на агрессивность, коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в конфликте.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1: Конфликт, структура конфликта
1.1 Что такое конфликт?......................................................................................5
1.2 Структура конфликта………………………………………………….…..10
Глава 2: Психологические типы личностей
2.1 Характеристика психологических типов личности…………………..…..16
2.2 Различия в психологических особенностях как факторы конфликта…..20
2.3 Краткие рекомендации по разрешению конфликтов………………….24
Глава 3: Акцентуации характера
3.1 Типы акцентуации характера…………………………………………….. 26
3.2 Конфликтные личности…………………………………………………....33
Глава 4: Психологический практикум
4.1. Программа исследования…………………………………………………..36
4.2. Анализ результатов исследования………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………45
Конфликт - это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.
Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.
Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем напряжения, то скрываем, нарушаем границы общения и поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем недозволительные приемы подавления противника. Потом очень сожалеем о случившемся, терзаем себя за потерю контроля над собой, нам стыдно за некрасивое поведение. Если бы в момент такого разочарования конфликта мы бы взглянули в зеркало, то были бы потрясены собственной некрасивостью.
Иногда человек долго не успокаивается, вновь и вновь проживает в мыслях ситуацию, проговаривает еще раз то, что сказал, ищет другие варианты собственной реакции, жует интеллектуальную жвачку. Даже понимая, что следует забыть о незначительном эпизоде, упорно возвращается к происшедшему: ах, если бы все заново, я вел бы себя иначе! Я бы сказал... я бы сделал ... я бы был спокоен, как скала, и достойным, как джентльмен ...
Успокоение придет позже. Но след останется. Порезы души зарубцуются.
Конфликты
- константа человеческой жизни, от периода
становления личности до смерти человека.
Нет жизни без конфликта, если это - жизнь,
а не прозябание, не биологическое существование,
не болотистый застой. И природа этой закономерности
связана с общим законом развития жизни
через преодоление противоречий.
1.2. Структура конфликта
Анализ конфликта включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции.
Чем прежде всего характеризуется всякий конфликт? Конечно же конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации.
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты и пр.
Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфронтацию, зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой, определяемой стороной.
Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотивацию активности.
Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени.
Как следует из сказанного, понимание предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию механизма социального процесса в целом. Предмет конфликта - это источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Скажем, Т. Парсонс ограничивается объяснением большинства конфликтов отклоняющимся поведением людей. “Одним из источников изменения, - пишет он, - служит распространение отклоняющегося поведения, равно как и разрастание различного вида конфликтов, причем большинство конфликтов содержит в качестве существенных ингредиентов то, что может быть с полным основанием названо отклоняющимся поведением”. Отсюда, естественно, вывод о конфликте как о временном, патологическом явлении.
Предмет конфликта - это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы ни были конфликтные отношения.
Для лучшего понимания конфликта необходимо обозначить, что существует различного рода конфликтное поведение, которое обобщается в следующие виды:
- достижение одним субъектом своих целей за счет другого;
- частичная и полная уступка одним субъектом своей позиции другому;
- взаимное удовлетворение интересов обоих конфликтных субъектов и достижение какой-то общей цели;
- взаимное неудовлетворение интересов противоборствующих сторон и стремление перевести конфликт на новый уровень и новую форму.
Главная линия конфликта или ядро конфликта - это сектор поля, характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиций сторон. Иными словами, это конфликтогенный фактор, прежде всего противопоставляющий оппонентов.
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации - неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры.
Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства.
Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта.
Типология конфликтов. (основы конфликтологии).
Классифицируя конфликты, мы тем самым получаем возможность конкретней раскрывать их возможности, отследить индикаторы конфликтности в той или иной сфере общественных отношений и деятельности, специфику динамики конфликтов различных типов, а на этой основе разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.
Ю. Запрудский предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:
1) по причинам конфликтов: порожденные объективными и субъективными причинами;
2) по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта: антагонистические и неантагонистические;
3) по времени действия конфликта: продолжительные и кратковременные;
4) по наличию последствий для общества: успешные и безуспешные;
Суть конфликта - противоборство субъектов из-за осуществления противоположных интересов, целей, ценностей и т.п.
Субъектами социальных (общественных) конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т. е. международные. Данакин Н. С., Дятченко Л. Я. отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: глобальные, межгосударственные, региональные, групповые, семейные, межличностные. Возможен, конечно, и такой вариант, отражающий последовательность сужения диапазона конфликта. Следует только учесть, что семейный конфликт относится к групповому, а глобальный -- к международному.
Критерий данного вида типологии конфликтов -- уровень субъектов относительно социальной системы. На этой основе строится различие горизонтальных и вертикальных конфликтов. В таком контексте подчеркивается ранг субъектов -- их равнозначность или соподчиненность.
Противостоящие субъекты живут и борются в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие конфликты. Их носителями могут быть любые из вышеперечисленных субъектов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня. Экономический конфликт -- это конфликт прежде всего по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт -- по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт -- обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинства общества. Правовой конфликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юридических норм и правосознания. Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки принятия и реализации управленческих решений. Идеологический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей, возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей.
Любой из указанных типов конфликта может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Не исключается одновременное сочетание одного и другого типологических признаков.
Критерий основы конфликта - причины и предмета - более конкретен, чем предыдущий; он ориентирует мышление на объяснение внутренней структуры и содержания конфликта, его детерминации, обусловленности. В качестве различных типологических признаков конфликта уже выступают интересы, ценности, нормы позиции, взгляды. Отсюда выделяют соответствующие группы конфликтов: интересов, ценностей и т.п.
В зависимости от характера интересов, ценностей, взглядов противоборство может быть различимо как антагонистическое (антагонизм - спор, борьба, противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций), враждебное, связанное с насильственными методами и неантагонистическое, происходящее в рамках некоторых общих интересов. Непримиримые основные интересы, разделяющие соперников, порождают антагонистический конфликт. Противоположности интересов при наличие некоторой общей основы существования соперников выливается в конфликт неантагонистический.
Теоретически и практически значимо различие конфликтов по времени протекания. Одни из ни продолжительные, другие кратковременные.
Любые
разделительные линии в научном анализе
относительны. Различия при определенных
условия взаимопереходят, образуя некоторый
синтез, тождество.
Глава 2. Психологические
типы личностей
2.1. Характеристика психологических типов личности
Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психического самочувствия. Психосоциотип достаточно существенным образом влияет на поведение, уровень активности человека в конфликте.11
Известный психолог Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей собственной индивидуальности. Остановимся на типологии Бриггс-Маерс, которая опирается на концепцию Юнга22. Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Маерс составили индикатор типов личности (МВTI) в основу которого положены четыре принципа:
1.Откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира
(экстравертный тип) или изнутри себя (интровертный тип).
2.Как он собирает информацию о мире - последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип) или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип);
3.Как он принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслительный тип) или субъективно, под воздействием своих эмоций (эмоциональный тип).
4.Как человек строит свое поведение - принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочный тип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип).
Указанные
8 типов в Индикаторе Бриггс - Маерс обозначаются
латинскими буквами:
Экстравертный (Extravert) - E | Интровертный (Inrovert) - I |
Сенсорный (Sensing)- S | Интуитивный (Intuitive) - N |
Мыслительный (Thinking) - T | Эмоциональный (Feeling) - F |
Решающий (Judging) - J | Воспринимающий (Perceiveng) - P |