Конфликт. Типология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;
4) установить влияние темперамента на агрессивность, коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в конфликте.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1: Конфликт, структура конфликта
1.1 Что такое конфликт?......................................................................................5
1.2 Структура конфликта………………………………………………….…..10
Глава 2: Психологические типы личностей
2.1 Характеристика психологических типов личности…………………..…..16
2.2 Различия в психологических особенностях как факторы конфликта…..20
2.3 Краткие рекомендации по разрешению конфликтов………………….24
Глава 3: Акцентуации характера
3.1 Типы акцентуации характера…………………………………………….. 26
3.2 Конфликтные личности…………………………………………………....33
Глава 4: Психологический практикум
4.1. Программа исследования…………………………………………………..36
4.2. Анализ результатов исследования………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………………42
Список используемой литературы……………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.rtf

— 343.10 Кб (Скачать файл)

    Конформный.

    Люди этого типа акцентуации  обладают высокой общительностью, словоохотливостью. Обычно не имеют своего мнения, несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться из толпы. Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Очень подвержены чужому влиянию. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. Люди этого типа не обдумывают свои поступки и слова. 

    3.2. Конфликтные личности

    Несомненно, существуют «трудные» люди, тесть такие, общение  с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности.

    Наиболее явными из трудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Ели человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв ми дать ему прийти в себя. Но есть некоторые типы личностей, для которых  агрессия является привычным типом поведения.  Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.

    Грубиян -  «танк» идет напролом, необращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать - это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально. Важно заранее  установить пределы, за которые вы не пойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следует сохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это и непросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание «танка». Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как только внимание у вас - торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это не надолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора. Не давайте волю эмоциям и после его завершения.

    Существует тип «грубияна - крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна».

    К этому типу примыкает «граната»- тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности, ощущения контроля за ситуацией. Можно «разрядить гранату», дав такому человеку возможность контроля за ситуацией, и успокоить его.

     «Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое - зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.

    Менее агрессивный но не менее нервирующий тип - «всезнайка» ,который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство  в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним - считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он  утверждает что ему некогда.

    «Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

    Один из наиболее сложных типов - это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно - агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы.  По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование - это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

    Если же вы вынуждены иметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательства для себя, чтоб потом предъявить ему. Чутко обрисуйте ему значимые для него последствия не выполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того пока человек такого типа еще не сделал нечего плохого, не «программировать»  его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом. Который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, «обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в «кустах». Задайте ему на прямую, возможно, в  присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.

    «Сверх покладистый» тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность т другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в  высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости  от того, что он делает. Это даст ему возможность взять передышку и не добиваться важного расположения столь непродуктивным способом, какой он практикует.

 

    Глава 4. Психологический практикум 

   4.1. Программа исследования

   Объектом исследования являются сотрудники коммерческой организации. В исследование приняло участие 30 испытуемых.

   Предмет исследования: типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации, тип темперамента.

   Цель исследования: выявить и проанализировать взаимосвязь  типичных стратегий поведения в конфликтной ситуации и типа темперамента у сотрудников коммерческой организации.

   Задачи исследования:

  1. Выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
  2. Выявить тип темперамента.
  3. Проанализировать взаимосвязь указанных параметров.
  4. Разработать практические рекомендации по результатам исследования.

        Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.

   Описание методик:

  1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Содержит 30 пар суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. В результате обработки данных по ключу выясняется количество баллов по каждой шкале, дающее представление о выраженности у испытуемых тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.
  2. Методика диагностики темперамента Айзенка. Содержит 57 вопросов, позволяет выявить тип темперамента испытуемых.

        3. Методы статистической обработки: описательные статистики, коэффициент ранговой корреляции.

    Для установления статистической взаимосвязи между исследуемыми параметрами применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.  Коэффициент рассчитывается по формуле:

                      6 ∑ (d2)  

      RS = 1 -

                      N (N - 1)  

    где d - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого.

    N - количество ранжируемых значений, т.е. количество испытуемых.

    Если полученный коэффициент корреляции больше критического значения, это доказывает существование взаимосвязи между рассматриваемыми переменными.  

    4.2. Анализ результатов исследования

    Исследование типичных стратегий конфликтного поведения у сотрудников коммерческой организации

    На основе анализа полученных результатов было установлено, что испытуемыми используются все стратегии конфликтного поведения.

    В компании, исследуя выраженность у испытуемых стратегии поведения в конфликте, можно заметить, что в целом по выборке наблюдается общая тенденция использовать стратегию компромисса (общегрупповая норма - 6,1). Эта стратегия предполагает частичное удовлетворение собственных интересов и частичное удовлетворение интересов партнеров. Тенденция к выбору этой стратегии может быть обусловлена тем, что сотрудники стремятся сохранить важные деловые и личностные контакты, а также использование этой стратегии дает возможность избежать лишних потерь.

    На основании анализа описательных статистик можно сделать вывод о том, практически все стратегии подчиняются закону нормального распределения показателей по каждой шкале.

Исследование взаимосвязи различных стратегий конфликтного поведения и темперамента сотрудников коммерческой организации

      С помощью корреляционного анализа мы выявили значимые взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и темперамента.

      По сводной матрице компании можно сделать вывод о том, что существует значимая взаимосвязь между стратегией соперничества и экстраверсией (0,543). Чем более интроверитрованным является сотрудник, тем чаще он прибегает к данной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Следовательно, меланхолики и флегматики чаще прибегают к стратегии соперничества, чем холерики и сангвиники.

      На уровне тенденции обнаружена взаимосвязь между сотрудничества и экстраверсией (0,252).

      Результаты исследования дают нам возможность говорить о том, что от  типа темперамента зависит частота обращения сотрудников строительной компании  к некоторым стратегиям конфликтного поведения.

  1. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников коммерческой организации

  Исследование профессиональной деятельности сотрудников строительной компании позволило выработать ряд практических рекомендаций.

      Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:

  1. восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
  2. исследование конфликта и поиск его причин;
  3. поиск путей разрешения конфликта;
  4. осуществление организационных мер.

      Конфликт в организации практически всегда виден, т.к. имеет определенные и внешние появления: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение работоспособности, ухудшение производственных и финансовых показателей и т.д.  Следует учитывать, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать псевдоконфликты (реально не существующие конфликты), переоценка или недооценка значимости конфликта, невосприятие, игнорирование конфликта.

      Исследование конфликта и поиск его причин - это следующая стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:

  1. выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, вскрытие так называемых «болевых точек» в организации и своевременное проведение работы по их устранению;
  2. выяснение интересов и целей участников, их позиций;
  3. оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
  4. поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих.

      Поиск путей разрешения конфликта предполагает:

  1. полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;
  2. достижение компромисса - частичное удовлетворение притязаний обеих сторон;
  3. разрешение конфликта на деловой основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий;
  4. механическое прекращение конфликта (увольнение одного из участников конфликта, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое подразделение организации).

Информация о работе Конфликт. Типология личности