Концепция трансакционного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:02, реферат

Краткое описание

Трансакционный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Поэтому проблемы, которые рассматриваются в данной теории, очень актуальны в современном мире. Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном, а так же другими психотерапевтами в начале 60-ых годов XX века. Первоначально теория опиралась на психоанализ, но в дальнейшем она развивалась как самостоятельная модель со значительно более общим и масштабным характером. Особенностью ТА является то, что он достаточно прост для понимания, его принципы изложены доступным языком, что делает его более приспособленным для широкой публики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
1 Структурный анализ………………………………………………………….
1.1 Эго-состояние Родитель…………………………………………………
1.2 Эго-состояние Взрослый ………………………………………………..
1.3 Эго-состояние Ребенок…………………………..………………………
2 Трансакционный анализ……………………………………………………...
3 Анализ психологических игр………………………………………………...
4 Скриптоанализ………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Трансакционный анализ.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

 

Концепция трансакционного  анализа


Содержание

Введение………………………………………………………………………....

1 Структурный анализ………………………………………………………….

1.1 Эго-состояние Родитель…………………………………………………

1.2 Эго-состояние Взрослый ………………………………………………..

1.3 Эго-состояние Ребенок…………………………..………………………

2 Трансакционный анализ……………………………………………………...

3 Анализ психологических игр………………………………………………...

4 Скриптоанализ………………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованных источников………………………………………….

3

5

5

6

7

9

12

14

20

21


 

 

Введение

Трансакционный анализ (ТА)  – это психологическая модель, которая служит для описания и  анализа поведения человека, индивидуально  или в составе групп.

Трансакционный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Поэтому проблемы, которые рассматриваются в данной теории, очень актуальны в современном мире. Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном, а так же другими психотерапевтами в начале 60-ых годов XX века. Первоначально теория опиралась на психоанализ, но в дальнейшем она развивалась как самостоятельная модель со значительно более общим и масштабным характером. Особенностью ТА является то, что он достаточно прост для понимания, его принципы изложены доступным языком, что делает его более приспособленным для широкой публики.

Общефилософские посылки  анализа:

    • Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение;
    • Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен);
    • Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь;

В центре теории находится  положение о том, что один человек, находясь в некой определенной ситуации,  может функционировать исходя из одного из трех состояний эго-состояний, четко отличимых друг от друга.

Берн разделил метод на несколько этапов:

    • структурный анализ, или теория состояний;
    • трансакционный анализ деятельности и общения;
    • анализ психологических игр;
    • скриптоанализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Структурный  анализ

Структура личности в концепции  трансакционного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией. Э. Берн пользуется терминологией З.Фрейда, обозначая  Я-концепцию — Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структурный анализ изучает, какую долю в личности и действиях человека занимает то или иное эго-состояние.

 1.1 Эго-состояние Родитель

Состояние Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях как  контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Родитель — это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в  детском возрасте и которые сохраняет  потом в течение всей жизни. Это  комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков и предписаний, некритически усваиваемых индивидом, как в  детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующих ему линию  поведения. Это повелевающая часть  личности.

Кроме того, эго-состояние Родитель содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие  от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Э.Берн отмечает, что Родитель может проявляться двояким образом — прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном, случае человек реагирует так, как реагировали  в подобных случаях его отец или  мать. Если говорить о косвенном  влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какую от него ждали, т. е. человек или подражает одному из родителей, или приспосабливается  к их требованиям.

Различают две основные формы проявления Родителя: заботящийся (советы, поддержка, опека и т.п.), когда на первое место выдвигаются  достойные постулаты («Защищать  Родину от врага — святое дело», «Предавать — подло»), и контролирующий (запреты, санкции и т.п.), когда  приоритетными становятся самые  нелепые, постыдные предрассудки и  убеждения, передаваемые из поколения  в поколение («Главное в жизни  — вкусно есть и мягко спать», «Деньги не пахнут» и т.п.). Родитель — наиболее косная часть человеческого  Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Родитель влияет на поведение человека, выполняя функцию совести.

Общее психологическое состояние:  надменное,  неудовлетворенное,

обеспокоенное.

Внешне: поджатые губы, нахмуренный  лоб, покачивание головой, руки, сложенные на груди,  покачивание головой,  указующий перст.

Фразы: «все знают, что», «ты не должен», «я не понимаю».

 1.2 Эго-состояние Взрослый

Состояние Взрослый включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Это состояние не имеет никакого отношения к возрасту человека, а представляет собой способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Хотя Взрослый использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке, он независим от предубеждений и догм Родителя и порывов Ребенка. Взрослый — это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь» независимо от прошлого.

Общее психологическое состояние:  внимательное,  спокойное, сконцентрированное.

Внешне:  собранная поза,  наклон к собеседнику.

Фразы: «возможно», «вероятно», «почему».

 1.3 Эго-состояние Ребенок

Ребенок содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Ребенок живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у старых людей, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя.

Ребенок придает личности неожиданность. Различают Ребенка  естественного (свободного) и адаптированного, или приспособившегося. Естественному  Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как бунтующий (против Родителя), соглашающийся  и отчуждающийся.

Общее психологическое состояние:  игривое, удивленное, угнетенное, лабильное.

Внешне: бегающие глаза, дрожащие губы, опущенный взгляд, надутые  губы. Спонтанная подвижность, пожимание  плечами, ерзанье на стуле.

Фразы: «Вот здорово!», «Отлично!», «Отвратительно!».

Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» одного эго-состояния на другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. Состояние Взрослый необходимо для жизни, так как человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно значь, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Трансакционный  анализ

Трансакциями называются вербальные и невербальные взаимодействия между  людьми. Трансакция – это обмен  воздействиями между эго-состояниями  двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными.

Трансакция начинается с  трансакционного стимула, или побуждающего хода, — того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Трансакция (трансакт) — обмен  действиями. Ответ называется трансакционной реакцией или ответным ходом.

Обмен ходами очень напоминает торговую операцию, так как он осуществляется по принципу «ты — мне, я — тебе». Именно поэтому его часто называют сделкой (англ. transaction).

При трансакционной реакции  человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием, например, улыбкой, нахмуренным лицом, отведенными  в сторону глазами и т.д.

Целью анализа трансакций является получение навыка определения, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое  состояние Я партнера откликнулось действием.

Различают трансакции параллельные (дополнительные), перекрёстные и скрытые.

При параллельной трансакции ожидания людей, которые контактируют между  собой, соответствуют взаимным ожиданиям  и отвечают здоровым человеческим отношениям.

Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут  продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком  взаимодействии отображаются параллельными  линиями.

Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить  на свет конфликты. В этих случаях  на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа «Где мои запонки?» женой даётся ответ «Куда положил, там и возьми». Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

Скрытые трансакции отличаются тем, что  включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них  маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается  со стороны эффекта скрытого сообщения. Именно это составляет суть психологических  игр. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством  которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.

В трансакционном анализе  рассматриваются четыре возможные  жизненные позиции, определяющие отношение  к себе и к другим:

    1. я плохой, ты хороший;
    2. я плохой, ты плохой;
    3. я хороший, ты плохой;
    4. я хороший, ты хороший.

Понятие психологической  позиции является в трансактном  анализе одним из основных. В первую очередь, понятие стало популярным благодаря работам Т. Харриса.

Первая позиция: «я хороший, ты хороший». Эта позиция довольства и принятия других, однако если ребёнок на ней  застревает, полагая, что всю жизнь  он будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут  разочарования и отрицательные  переживания.

Вторая позиция: «я плохой, ты плохой». Если ребёнка в начале жизни окружали вниманием и заботой, а затем  в силу обстоятельств отношение  к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным, жизнь утрачивает позитивные аспекты, вплоть до приобретения убеждения, что жизнь ничего не стоит.

Третья позиция: «я плохой, ты хороший». В этом сценарии главную роль играют депрессия и чувство неполноценности. Обычно это происходит от переживаний  ребёнка по поводу того, что он зависим  от взрослых, менее ценен, чем окружающие.

Четвёртая позиция: «я хороший, ты плохой». Если ребёнка не «поглаживают», плохо с ним обращаются, то он может заключить, что «другие – плохие».

Также существует пятая позиция  «я хороший, ты хороший», которая похожа на первую, но это позиция реализма, она выбирается осознанно, к ней  человек приходит через жизненный  опыт, посредством переоценки ценностей. В этой позиции проигравших нет, но каждый приходит к своей победе: «Жизнь стоит того, чтобы жить».

Жизненные позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв жизненную позицию, личность старается укрепить её, чтобы стабилизировать  самооценку и сохранить своё восприятие окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ психологических  игр

Э. Берн игрой называет серию  следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией.

Психологические игры имеют  три обязательных признака:

Информация о работе Концепция трансакционного анализа