Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:02, реферат
Трансакционный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Поэтому проблемы, которые рассматриваются в данной теории, очень актуальны в современном мире. Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном, а так же другими психотерапевтами в начале 60-ых годов XX века. Первоначально теория опиралась на психоанализ, но в дальнейшем она развивалась как самостоятельная модель со значительно более общим и масштабным характером. Особенностью ТА является то, что он достаточно прост для понимания, его принципы изложены доступным языком, что делает его более приспособленным для широкой публики.
Введение………………………………………………………………………....
1 Структурный анализ………………………………………………………….
1.1 Эго-состояние Родитель…………………………………………………
1.2 Эго-состояние Взрослый ………………………………………………..
1.3 Эго-состояние Ребенок…………………………..………………………
2 Трансакционный анализ……………………………………………………...
3 Анализ психологических игр………………………………………………...
4 Скриптоанализ………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………….
Концепция трансакционного анализа
Содержание
Введение………………………………………………………… 1 Структурный анализ…………………………………………………………. 1.1 Эго-состояние Родитель………………………………………………… 1.2 Эго-состояние Взрослый ………………… 1.3 Эго-состояние Ребенок…………………………..……………………… 2 Трансакционный анализ……………………… 3 Анализ психологических игр………… 4 Скриптоанализ…………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список использованных источников…………………………………………. |
3 5 5 6 7 9 12 14 20 21 |
Введение
Трансакционный анализ (ТА) – это психологическая модель, которая служит для описания и анализа поведения человека, индивидуально или в составе групп.
Трансакционный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Поэтому проблемы, которые рассматриваются в данной теории, очень актуальны в современном мире. Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном, а так же другими психотерапевтами в начале 60-ых годов XX века. Первоначально теория опиралась на психоанализ, но в дальнейшем она развивалась как самостоятельная модель со значительно более общим и масштабным характером. Особенностью ТА является то, что он достаточно прост для понимания, его принципы изложены доступным языком, что делает его более приспособленным для широкой публики.
Общефилософские посылки анализа:
В центре теории находится положение о том, что один человек, находясь в некой определенной ситуации, может функционировать исходя из одного из трех состояний эго-состояний, четко отличимых друг от друга.
Берн разделил метод на несколько этапов:
1 Структурный анализ
Структура личности в концепции трансакционного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией. Э. Берн пользуется терминологией З.Фрейда, обозначая Я-концепцию — Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структурный анализ изучает, какую долю в личности и действиях человека занимает то или иное эго-состояние.
1.1 Эго-состояние Родитель
Состояние Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Родитель — это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков и предписаний, некритически усваиваемых индивидом, как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующих ему линию поведения. Это повелевающая часть личности.
Кроме того, эго-состояние Родитель
содержит автоматизированные формы поведения,
сложившиеся прижизненно, избавляющие
от необходимости сознательно
Различают две основные формы проявления Родителя: заботящийся (советы, поддержка, опека и т.п.), когда на первое место выдвигаются достойные постулаты («Защищать Родину от врага — святое дело», «Предавать — подло»), и контролирующий (запреты, санкции и т.п.), когда приоритетными становятся самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни — вкусно есть и мягко спать», «Деньги не пахнут» и т.п.). Родитель — наиболее косная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Родитель влияет на поведение человека, выполняя функцию совести.
Общее психологическое состояние: надменное, неудовлетворенное,
обеспокоенное.
Внешне: поджатые губы, нахмуренный лоб, покачивание головой, руки, сложенные на груди, покачивание головой, указующий перст.
Фразы: «все знают, что», «ты не должен», «я не понимаю».
1.2 Эго-состояние Взрослый
Состояние Взрослый включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Это состояние не имеет никакого отношения к возрасту человека, а представляет собой способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Хотя Взрослый использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке, он независим от предубеждений и догм Родителя и порывов Ребенка. Взрослый — это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь» независимо от прошлого.
Общее психологическое состояние: внимательное, спокойное, сконцентрированное.
Внешне: собранная поза, наклон к собеседнику.
Фразы: «возможно», «вероятно», «почему».
1.3 Эго-состояние Ребенок
Ребенок содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Ребенок живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у старых людей, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя.
Ребенок придает личности неожиданность. Различают Ребенка естественного (свободного) и адаптированного, или приспособившегося. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как бунтующий (против Родителя), соглашающийся и отчуждающийся.
Общее психологическое состояние: игривое, удивленное, угнетенное, лабильное.
Внешне: бегающие глаза, дрожащие губы, опущенный взгляд, надутые губы. Спонтанная подвижность, пожимание плечами, ерзанье на стуле.
Фразы: «Вот здорово!», «Отлично!», «Отвратительно!».
Важнейшим положением теории
эго-состояний является тезис о «переключении»
одного эго-состояния на другое: один и тот же
индивид в разных жизненных ситуациях может
2 Трансакционный анализ
Трансакциями называются вербальные
и невербальные взаимодействия между
людьми. Трансакция – это обмен
воздействиями между эго-
Трансакция начинается с трансакционного стимула, или побуждающего хода, — того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Трансакция (трансакт) — обмен действиями. Ответ называется трансакционной реакцией или ответным ходом.
Обмен ходами очень напоминает торговую операцию, так как он осуществляется по принципу «ты — мне, я — тебе». Именно поэтому его часто называют сделкой (англ. transaction).
При трансакционной реакции человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием, например, улыбкой, нахмуренным лицом, отведенными в сторону глазами и т.д.
Целью анализа трансакций является получение навыка определения, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.
Различают трансакции параллельные (дополнительные), перекрёстные и скрытые.
При параллельной трансакции ожидания людей, которые контактируют между собой, соответствуют взаимным ожиданиям и отвечают здоровым человеческим отношениям.
Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.
Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа «Где мои запонки?» женой даётся ответ «Куда положил, там и возьми». Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.
Скрытые трансакции отличаются тем, что
включают более двух эго-состояний,
так как сообщение в них
маскируется под социально
В трансакционном анализе рассматриваются четыре возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и к другим:
Понятие психологической позиции является в трансактном анализе одним из основных. В первую очередь, понятие стало популярным благодаря работам Т. Харриса.
Первая позиция: «я хороший, ты хороший». Эта позиция довольства и принятия других, однако если ребёнок на ней застревает, полагая, что всю жизнь он будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные переживания.
Вторая позиция: «я плохой, ты плохой». Если ребёнка в начале жизни окружали вниманием и заботой, а затем в силу обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным, жизнь утрачивает позитивные аспекты, вплоть до приобретения убеждения, что жизнь ничего не стоит.
Третья позиция: «я плохой, ты хороший».
В этом сценарии главную роль играют
депрессия и чувство
Четвёртая позиция: «я хороший, ты плохой». Если ребёнка не «поглаживают», плохо с ним обращаются, то он может заключить, что «другие – плохие».
Также существует пятая позиция «я хороший, ты хороший», которая похожа на первую, но это позиция реализма, она выбирается осознанно, к ней человек приходит через жизненный опыт, посредством переоценки ценностей. В этой позиции проигравших нет, но каждый приходит к своей победе: «Жизнь стоит того, чтобы жить».
Жизненные позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв жизненную позицию, личность старается укрепить её, чтобы стабилизировать самооценку и сохранить своё восприятие окружающего мира.
3 Анализ психологических игр
Э. Берн игрой называет серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией.
Психологические игры имеют три обязательных признака: