Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:17, контрольная работа
Целью нашей программы является коррекция агрессивного поведения учащихся начальных классов.
Задачи программы:
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой
форме.
- обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в
различных ситуациях.
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у
агрессивных детей.
- формирование позитивных качеств личности детей.
1.Методологическое обоснование психолого-педагогической
программы коррекции агрессивного поведения…………………….с. 2
2. План психолого-педагогической программы коррекции
агрессивного поведения личности……………………………..……с.12
Вывод………………………………………………………..………..с. 26
Библиографический список ……………………………………..с. 27
- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Приёмы и методы
при коррекционно-развивающей
• на обучение учащихся использованию прямого отказа от нежелательного поведения, вместо привычных для них способов агрессивного реагирования;
• обучение оценке социальных ситуаций;
• подкрепление торможения агрессивных стереотипов поведения;
• не подкрепление отклоняющегося поведения и формированию более адаптивных поведенческих паттернов;
• усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций;
• минимизацию тревожности.
Профилактическая работа может проводиться в следующих направлениях:
1. Игровая деятельность.
2.Творческое самовыражение
(рисование, конструирование,
3.Сублимирование агрессии в полезную деятельность (помощь взрослым, уход за домашними животными, забота о больных и пожилых родственниках и пр.).
4.Приобщение детей к групповым видам спорта: футбол, волейбол и пр., требующим навыков сотрудничества. Индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате иногда бывают нежелательны.
Данная программа рассчитана на проведение занятий в группе, состоящей из 8 – 14 человек, что обеспечит разнообразное взаимодействие, и каждый участник при этом будет чувствовать себя неотъемлемой частью группы. Программа включает в себя 8 занятий. Продолжительность занятия 45 минут.
Коррекционная программа с агрессивными детьми включает в себя 4 блока, отраженные в задачах программы.
1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Задачи.
1.Научить детей
2.Снизить эмоциональное напряжение.
3.Создать положительное
эмоциональное настроение и
4.Развить способности выразить свое эмоциональное состояние.
2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Задачи.
1.Тренировать психомоторные функции.
2.Учить навыкам релаксации.
3.Учить навыкам самоконтроля.
4.Снизить эмоциональное напряжение.
5.Создать положительное эмоциональное настроение.
6.Развивать самосознание.
3 блок. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Задачи.
1.Прививать новые формы поведения.
2.Учить самостоятельно принимать верные решения.
3.Учить распознавать эмоции по внешним сигналам.
4.Формировать адекватные формы поведения.
5.Работать над выразительностью движений.
4 блок. Формирование и развитие позитивных качества личности детей.
Задачи.
1.Формировать одобренные
в обществе моральные
2.Учить осознавать свое поведение.
3.Учить регулировать
4.Формировать адекватные формы поведения.
5.Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - включает в себя ряд психофизических заданий, упражнений, направленных на создание необходимой атмосферы открытости и внимания, видения, слышания друг друга.
Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Рефлексия занятия - оценка занятия; две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Ритуал прощания - по аналогии с ритуалом приветствия.
2. План психолого-педагогической
программы коррекции
1 занятие.
Тема: Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Цель: обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; снижение эмоционального напряжения; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.
1. Знакомство.
Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби и одно желаемое хобби, то, которое вы хотели бы иметь. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит сказанное первым.
2. Обсуждение правил проведения занятий.
После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы
3. Разминка.
Цель: активизировать детей, включить в работу. Научить использовать и понимать невербальные методы общения
Вам необходимо сесть по кругу в зависимости от того, на какую букву алфавита начинается ваше имя, пользуясь только мимикой и жестами. (Сесть по алфавиту от А до Я).
4. Упражнение «Разговор с руками».
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Инструкция группе: Нужно обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ребенку оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками.
5. Упражнение «Маленькое привидение».
Цель: научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
Во время выполнения упражнения играет классическая музыка.
- Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнимать согнутые в локтях руки, пальцы растопырить) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить „У", если я буду громко хлопать, вы будет пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.
- «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
6. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали?
- Какой договор мы с вами заключили со своими руками.
- Что больше всего понравилось?
7. Ритуал прощания.
2 занятие.
Тема: Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Цель: - обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; снижение эмоционального напряжения; - развитие способности выражать свое эмоциональное состояние.
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
Цель: активизировать детей, включить в работу. Научить использовать и понимать невербальные методы общения.
Сейчас вам необходимо сесть по кругу слева направо от меня начало — это 1 января, конец — 31-е декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения.
3. Беседа о договоре с пальчиками.
- Давайте вспомним, какой договор мы с вами заключили на прошлом занятии со своими пальчиками.
- Кто-нибудь из вас
нарушил договор с
- Давайте сегодня опять договоримся со своими пальчиками о том, что еще одну недельку наши пальчики не будут никого обижать, не будут никому делать больно.
- Давайте вспомним, какие хорошие дела сделали ваши пальчики за эту неделю.
4. Упражнение «Липучка».
Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.
Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают «Я — липучка — приставучка, я хочу тебя поймать».
Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.
Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
5. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали?
- Какой договор мы с вами заключили со своими руками?
- Что больше всего понравилось?
6. Ритуал прощания.
3 занятие.
Тема: Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Цель: тренировка психомоторных функций; обучение навыкам релаксации; обучение навыкам самоконтроля; снижение эмоциональное напряжение; обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
Цель: полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь», обратить внимание друг на друга, почувствовать группу, поздороваться.
- Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие.
3. Упражнение «Серебряное копытце».
Цель: игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.
- Представь себе, что ты — красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя дети не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.
4. Упражнение «Котик».
Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.
Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который нежится на солнышке, лежит на коврике, потягивается, умывается, царапает лапками с коготками коврик и т.д.
5. Упражнение «Рисование».
Цель: Снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Ход игры: Дети под спокойную музыку рисуют «красивый рисунок».
6. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали?
- Что больше всего понравилось?
7. Ритуал прощания.
4 занятие.
Тема: Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Цель: - обучение навыкам релаксации; - обучение навыкам самоконтроля; - создание положительного эмоционального настроения; - обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
Цель: активизировать участников тренинга, окрасить работу положительными эмоциями, почувствовать группу.
- Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.
- Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?
3. Упражнение «Дождик».
Цель: Развитие мышечного
контроля, ориентации в пространстве,
повышение эмоционального
Информация о работе Коррекционная психолого-педагогическая программа агрессивного поведения