Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:53, контрольная работа
Мы обсуждаем чрезвычайно важное понятие корреляции и причинности. Именно эти понятия лежат в основе статистических выводов, направленных на анализ зависимостей и взаимозависимостей, что является решающим для применения статистических методов на практике. Действительно, сила статистических методов состоит в том, что они позволяют исследовать зависимость факторов.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие корреляции…………………………………………………………..4
2.Виды корреляций………………………………………………………………5
3.Понятие причинности…………………………………………………………6
4. Виды причинности……………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………11
ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»
Кызылский педагогический институт
Кафедра психологии и педагогики развития личности
Контрольная работа
по дисциплине: « Общая и экспериментальная психология»
Тема: Корреляция и причинность
Выполнила:Монгуш Сайлык 1 курс ППО
Проверила: асс.Фрокол А.С.
Кызыл 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие корреляции……………………………………………………
2.Виды корреляций……………………………………………………
3.Понятие причинности…………………………………………………
4. Виды причинности……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
КОРРЕЛЯЦИЯ (от позднелат. correlatio - соотношение) - термин, применяемый в различных областях знания, в том числе и в психологии, для обозначения взаимного соотношения, соответствия понятий и явлений.
Причинность - (каузальность; от лат. causa — причина) — определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина — это явление, вызывающее к жизни другое явление; результат действия причины — следствие.
Мы обсуждаем чрезвычайно важное понятие корреляции и причинности. Именно эти понятия лежат в основе статистических выводов, направленных на анализ зависимостей и взаимозависимостей, что является решающим для применения статистических методов на практике. Действительно, сила статистических методов состоит в том, что они позволяют исследовать зависимость факторов.
Усиление интереса в
психологической науке к
Однако следует иметь в виду, что применение корреляционного метода связано и с весьма существенными принципиальными ограничениями.
Люди часто путают корреляцию с причинной связью. Так современные корреляционные методики могут наводить на мысль о причинно-следственных связях.
Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений.
1.Понятие корреляции
Термин "корреляция" впервые применил французский палеонтолог Ж. Кювье, который вывел "закон корреляции частей и органов животных" (этот закон позволяет восстанавливать по найденным частям тела облик всего животного). В статистику указанный термин ввел в 1886 году английский биолог и статистик Френсис Гальтон (не просто связь - relation, а "как бы связь" - co-relation). Однако точную формулу для подсчёта коэффициента корреляции разработал его ученик - математик и биолог - Карл Пирсон (1857 - 1936).
Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии переменными могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.
"Корреляция" в прямом переводе
означает "соотношение". Если изменение
одной переменной
1. Прямая корреляционная
связь. Уровень одной
2. Корреляция, обусловленная третьей переменной. Две переменные (а, с) связаны одна с другой через третью (в), не измеренную в ходе исследования. По правилу транзитивности, если есть R (а, Ь) и R (Ь, с), то R (а, с). Примером подобной корреляции является установленный психологами США факт связи уровня интеллекта с уровнем доходов. Если бы такое исследование проводилось в сегодняшней России, то результаты были бы иными. Очевидно, все дело в структуре общества. Скорость опознания изображения при быстром предъявлении и словарный запас испытуемых также положительно коррелируют. Скрытой переменной, обусловливающей эту корреляцию, является общий интеллект.
3. Случайная корреляция,
не обусловленная никакой
4. Корреляция, обусловленная
неоднородностью выборки.
2. Виды корреляций
Виды корреляционной
связи между измеренными
Если повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, то речь идет о положительной корреляции. Чем выше личностная тревожность, тем больше риск заболеть язвой желудка. Возрастание громкости звука сопровождается ощущением повышения его тона.
Если рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой, то мы имеем дело с отрицательной корреляцией. По данным Зайонца, число детей в семье отрицательно коррелирует с уровнем их интеллекта. Чем боязливей особь, тем меньше у нее шансов занять доминирующее положение в группе.
Нулевой называется корреляция при отсутствии связи переменных.
В психологии практически нет примеров строго линейных связей (положительных или отрицательных). Большинство связей - нелинейные. Классический пример нелинейной зависимости - закон Йеркса - Додсона: возрастание мотивации первоначально повышает эффективность научения, а затем наступает снижение продуктивности (эффект "перемотивации"). Другим примером является связь между уровнем мотивации достижений и выбором задач различной трудности. Лица, мотивированные надеждой на успех, предпочитают задания среднего диапазона трудности - частота выборов на шкале трудности описывается колоколообразной кривой.
Примеры распределений испытуемых в пространстве двух признаков.
а) строгая положительная корреляция, б) сильная положительная корреляция, в) слабая положительная корреляция, г) нулевая корреляция, д) отрицательная корреляция, е) строгая отрицательная корреляция, ж) нелинейная корреляция, з) нелинейная корреляция.
3.Понятие причинности
Причинность - (каузальность; от лат. causa — причина) — определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина — это явление, вызывающее к жизни другое явление; результат действия причины — следствие.
Т.В. Корнилова подчёркивает, что
проблема психологической причинности
«тесно связана с теоретическими
установками и
Причинность как категория теории - на данном уровне причинность выступает как основание для построения и развития психологической теории. Т.В. Корнилова отмечает, что «не всякая система взглядов на психологическую реальность может получить статус теории», одним из критериев теоретического знания выступает следование научным нормативам, сложившимся к определённому моменту развития науки, одни из таких нормативов представлен в возможности «выделения из теории следствий проверяемых опытным путём».
Рассматривая категорию
Рассматривая категорию
1) Историческая - причинность, связанная
с объяснением настоящего
2) Телеологическая - Объяснение
настоящего через призму
3) Синхроническая - причинность предполагает системную взаимосвязь всех одновременных событий в их связях и опосредствованиях, будущее и прошлое содержится в структуре настоящего. Это отражается в принципе «здесь и теперь», представляющего «синхроническую причинность как взаимосвязанность».
4. Виды причинности
«Сущность любой
Таким образом, в определении понятия
мотивации эксплицитно
Причинность в психологии реализуется в двух основных категориях:
- Потребность. Потребность
выступает как внутренний
- Цель. Цель рассматривается как векторная образующая, в соответствии которой строится поведение субъекта. Цель выполняет направляющую функцию мотивации.
Подобное рассмотрение детерминации поведения, по мнению К. Левина, составляет сущность диахронического аспекта анализа. Данный аспект предполагает историческую схему причинности, подразумевающую «обусловленность настоящего событиями прошлого», и телеологическую схему причинности, объясняющей настоящее «через призму представлений субъекта о будущем», что реализуется в его целях.
Подход К.Левина к определению детерминации поведения субъекта исходит из общеметодологических принципов «системности, целостности поведения и его детерминант, реализованным в ней». Реализация данных принципов в теории К.Левина осуществлялась «за счёт поляризации субъективных (динамических) и объективных (динамических и направляющих) детерминант поведения и одновременного фиксирования их в определённой системе, вне которой эти детерминанты не имеют самостоятельного (автономного) существования». Таким образом, в концепции К.Левина представлена системная (синхроническая) схема причинности, подразумевающая зависимость события от множества одновременных ситуаций.
В.А. Петровский анализирует диахроническую и синхроническую схемы причинности в контексте целеполагающего и целенаправленного компонентов активности субъекта, единство которых определяет его деятельность. Целенаправленность, отмечает автор, - момент осуществления деятельности, «реализует наличную потребность индивида» и потому требует рассмотрения в синхроническом аспекте в виде процесса деятельности - развёрнутого во времени превращения «системных свойств элементов наличной ситуации деятельности в собственные свойства её продукта, воплощающего её исходную цель». В процессе деятельности, по мнению В.А. Петровского, происходит «актуализация потенциальных свойств, содержащихся во внешних и внутренних условиях, характеризующих как самого индивида, так и его социально - предметное окружения».