Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:53, контрольная работа
Мы обсуждаем чрезвычайно важное понятие корреляции и причинности. Именно эти понятия лежат в основе статистических выводов, направленных на анализ зависимостей и взаимозависимостей, что является решающим для применения статистических методов на практике. Действительно, сила статистических методов состоит в том, что они позволяют исследовать зависимость факторов.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие корреляции…………………………………………………………..4
2.Виды корреляций………………………………………………………………5
3.Понятие причинности…………………………………………………………6
4. Виды причинности……………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………11
Диахронический аспект, по мнению В.А. Петровского, предполагает рассмотрение деятельности с точки зрения целеполагающей активности, в которой деятельность выступает «со стороны собственного становления, развития, видоизменения». В этом «особом качестве» деятельность предстаёт в своём движении, проявляющимся, по мнению автора в «порождении новых, идеально не представленных индивидом «сторон»: новой телеологии, которая раскрывается с каждым шагом развития деятельности и до выполнения этого шага не существует ни в виде какого - либо субъективного прообраза, ни тем более в виде какой либо физической вещи».
Диахронический и
Таким образом, анализ основных понятий теории мотивации, объясняющих поведение человека, позволяет выделить три вида причинности:
Историческая (прошлое) - причина предшествует во времени следствию;
Телеологическая (будущее) - потенциальная причина определяет следствия в настоящем. (Историческая и телеологическая схемы причинности составляют сущность диахронического аспекта рассмотрения причинности);
Синхроническая (настоящее) - в синхроническом аспекте причины определяют следствия в данный момент времени;
В.А. Петровский, анализируя
выделенные схемы, определяет
формы реализации причинной
Таким образом, детерминизм (причинность) в психологии представлен в двух плоскостях, в области которых возможен его анализ - горизонтальный анализ и вертикальный.
При горизонтальном анализе детерминизм предстаёт в сфере становления предмета психологии, и имеет свои особенности в содержании на разных исторических этапах данного процесса.
Вертикальный анализ причинности предполагает анализ причинности в зависимости от уровня организации психологического знания. Вертикальный анализ причинности позволил определить причинность на трёх уровнях:
- На уровне эксперимента, как результат интерпретации фактов эксперимента.
- Причинность на уровне
теории выступает как
- Причинность как мера
обыденного сознания. Причинное
объяснение событий
Заключение
В заключение подчеркнем, что содержательное
ограничение корреляционного
Причина в том, что оба показателя непосредственно отражают индивидуальный темп биологического созревания. Другими словами, они связаны с третьей - латентной переменной, которая недоступна для прямого измерения, но благодаря этой связи оба показателя значимо коррелируют между собой.
Таким образом, психологу в практической работе недопустимо ограничиваться установлением корреляций, поскольку пока не установлен факт объективной взаимосвязи и ее направленности. Поспешный вывод чреват серьезными ошибками. Знание одной переменной позволяет нам делать вывод о существовании другой, но это справедливо лишь для определенной степени выраженности переменной; при изменении этой степени сочетание может осложниться дополнительными факторами и даже кардинально изменить свой характер. К тому же само по себе наличие сочетания, как правило, ничего не говорит о причинно-следственном отношении.
Психолог, столкнувшийся с конкретными поведенческими проблемами человека, легко может установить их сочетание с его психологическими качествами. Но констатация такого сочетания не только ничего не объясняет по сути, но и может увести в противоположном направлении. Избежать заблуждения можно лишь при многостороннем анализе разнообразных факторов с опорой на не вызывающие сомнения причинно-следственные взаимосвязи.
Список использованной литературы
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.
2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ - М», 2003. - 272 с.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальна
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - СПб: Питер, 2000. - 320с.
5. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 366 с.
6. Корнилова Т.В. Введение
в психологический эксперимент.
7. Мельников В.М., Ямпольский
Л.Т. Введение в