Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:15, курсовая работа
Актуальность проблемы: в настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы креативности личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы. Прогрессивное развитие современного государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, т.е. людей, способных к поиску принципиально новых, нестандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и др. вполне очевидно, что широкий социальный заказ на творческую личность будет неуклонно возрастать. Именно поэтому меня заинтересовало, какой же уровень креативности имеют студенты распространенной специальности «Реклама и связи с общественностью».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: Теоретические аспекты проблемы креативности личности….. 6
1.1 Общая характеристика креативности…………………………………….6
1.2 Виды и психологические особенности креативности…………………..10
1.3 Различные подходы к пониманию креативности……………………….16
РАЗДЕЛ 2: Диагностика уровня креативности студентов творческой специальности…………………………………………………………………26
2.1 Описание базы и методики исследования……………………………….26
2.2 Проведение исследования с применением методики…………………..30
2.3 Результаты исследования и рекомендации………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 36
1.2 Виды и психологические особенности креативности.
П. Торренс выделяет наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в преодолении опыта, «в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла». Ряд исследователей, например Чикчентмихали, Фельдман с соавторами, Стернберг и Лубарт, считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим различают интеллектуальную и художественную креативность, а также предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности.
В западной психологии различают так называемую большую и малую креативность. М. Боден перевел это в термины «исторической» и «личностной» креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа). Говорят также о коммуникативной креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других. Некоторым подтверждением специфичности этого вида креативности могут служить результаты исследования, выполненного А. В. Гуськовой (2008). Автор изучала креативность при решении задач психологического содержания:
1) понимание и объяснение
2) понимание различных смыслов высказывания;
3) прогноз психологических
последствий конкретной
дивергентного мышления (по методике Гилфорда). Характерно, что решения непсихологов носят более творческий характер при решении предложенных задач.
В теории нейролингвистического программирования (НЛП) коммуникативная креативность, проблема управления креативностью в группах выделяются в качестве приоритетных. К важнейшим процессам повышения коммуникативной креативности в НЛП относят координацию базовых каналов коммуникации и «подстройку» (согласование и отзеркаливание) сенсорных модальностей, индивидуальных когнитивных стратегий креативности и стилей мышления так, чтобы они оказались «взаимодополняющими, а не конфликтующими».
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., Х. Гарднер описал семь видов интеллекта (одаренности), в которых «общая» креативность становится «специальной»:
1) лингвистический интеллект,
основанный на
2) логически-математический интеллект – способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями;
3) пространственный интеллект – способность воспринимать и создавать зри-
тельно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме;
4) телесно-кинестетический
интеллект – способность
5) музыкальный интеллект
– способность исполнять,
6) интраперсональный
интеллект – способность
7) интерперсональный
интеллект – способность
Часто эти виды интеллекта сочетаются. Существование многих видов креативного процесса в зависимости от сферы приложения доказано экспериментально во многих исследованиях.
Кроме того, выделяют когнитивную и личностную креативность (хотя логичнее, как мне кажется, под последней понимать креативную личность). Когнитивная креативность включает в себя вербальную и невербальную (образную) креативность. В. Л. Марищук и Е. В. Пыжьянова (2007) на большой выборке студентов (659 человек) выявили связь между вербальной и невербальной креативностью (r = 0,14; p < 0,05). Однако авторы отмечают, что высокий уровень одного вида креативности не обязательно предполагает и высокий уровень другого вида.
А. Маслоу (2003) разделяет креативность на два вида: креативность таланта и креативность самоактуализации. Он пишет, что последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески.
Составляющие креативности самоактуализации: восприятие, самовыражение, «вторая наивность», влечение к неизведанному. Выделение этих двух видов креативности представляется искусственным. Разве те же составляющие не присущи креативности таланта? И разве талант не стремится к самоактуализации? Ведь сам А. Маслоу в качестве самоактуализированных личностей рассматривал в основном талантливых людей.
Восприятие. Создание новой теории в науке – это не следствие приобретения новой информации, а новое видение старой. Новая теория – это не новые факты, а новые глаза (эта фраза, между прочим, приписывается и Г. Гейне и М. Прусту). Новая теория как линза, переворачивающая изображение, побуждает видеть старый мир по-новому. Сколько микробиологов в мире ругало своих лаборантов за то, что они прозевали развитие плесени в пробирках! Ведь эта небрежность в итоге приводила к гибели ценных бактериальных культур. Но только А. Флеминг осознал, что раз плесень убивает бактерии, то, значит, она обладает целебными свойствами, – и создал пенициллин. Рентгеновские лучи тоже наблюдали многие ученые до открытия В. Рентгена, но не обращали на них внимания. И революция в астрономии, совершенная Коперником, не опиралась ни на какие новые наблюдения. Более того, теория Коперника даже менее точно описывала известные астрономические данные, чем предшествующая теория К. Птолемея. После открытия Коперника европейские астрономы стали наблюдать такие изменения в небе, которых, согласно Птолемею, не могло быть. А раз их не могло быть, то их никто и не видел. Хотя китайские астрономы фиксировали подобные изменения всегда – они ведь не придерживались теории Птолемея.
[Аллахвердов В. М., 2001, с. 50].
Самовыражение. Креативная самоактуализация выражается в спонтанности и экспрессивности людей. Эти люди ведут себя естественно и раскованно, открыто выражают свои мысли и побуждения, не боясь насмешек со стороны.
«Вторая наивность». Креативность самоактуализирующихся людей похожа на креативность всех счастливых и не испытывающих беспокойства детей. «Вторая наивность» проявляется спонтанно, без всяких усилий, без привязки к стереотипам и клише. Они, как и дети, открыты переживаниям, только в меньшей степени. Невинность их восприятия и экспрессивности сочетается с изощренностью ума. Это врожденная особенность, которая не была подавлена по мере приобщения человека к культурным нормам.
Влечение к неизведанному. Самоактуализирующиеся люди мало опасаются неизвестности, таинственности, загадочности. Наоборот, неизвестность притягивает их. Они не испытывают пристрастия к знакомым, хорошо известным вещам, а их стремление к истине не имеет ничего общего с гипертрофированной потребностью в порядке, определенности и безопасности. Они хорошо чувствуют себя в хаосе, демонстрируют нерешительность, сомнения, неопределенность. Сомнения в сочетании с откладыванием принятия решения, столь неприятные для большинства людей, для некоторых самоактуализированных креативов могут означать не психологический спад, а, наоборот, подъем. А. Маслоу выделяет в креативности самоактуализирующихся людей два уровня – первичный и вторичный. Первичный уровень – это непроизвольная креативность, связанная с озарением, вдохновением, пиковыми переживаниями. Вторичный уровень – произвольный, связанный с тяжелым трудом, длительным обучением, стремлением к совершенству.«На смену спонтанности приходит произвольность; на смену полному принятию приходит критика; на смену интуиции приходит тщательное обдумывание; на смену смелости приходит осторожность; на смену фантазии и воображению приходит испытание реальностью. Далее следуют сравнения, суждения, оценки, хладнокровные размышления, отборы, отказы».
Креативность, при которой задействуются оба типа процессов в правильной последовательности, А. Маслоу называет «интегрированной креативностью». Благодаря интегрированной креативности появляются великие произведения искусства, философии, науки. По поводу креативности самоактуализации, как ее описал А. Маслоу, возникает вопрос: чем она отличается от креативности таланта? Разве последняя не соответствует описанию креативности самоактуализации? Кроме того, возникают сомнения относительно правильной последовательности креативного процесса, т. е. смены спонтанной креативности произвольной креативностью. Такая последовательность вовсе не обязательна, так как произвольная креативность может проявляться вначале, а озарение – после нее.
Впрочем, и сам А. Маслоу видит недостаточную разработанность своей позиции, когда в заключение пишет: «Я должен признать, что предпринял попытку разрушить общепринятые концепции креативности, не предложив взамен стройной выверенной теории. Креативность самоактуализации с трудом поддается определению, потому что иногда ее синонимом представляется здоровье».
И. Б. Дерманова и М. А. Крылова (2004) выделили такие виды креативности: невербальную, вербально-символическую, вербально-семантическую, вербально-ассоциативную и креативность как творческое отношение к жизни и установили, что все они не коррелируют друг с другом.
1.3 Различные подходы к пониманию креативности.
Концепция редукции творчества
к интеллекту. Рассмотрим точку зрения, согласно которой
уровень творческих способностей определяется
уровнем развития интеллекта.
Айзенк, опираясь на значимые (но все же
невысокие) корреляции между IQ и тестами
Гилфорда на дивергентное мышление, высказал
мнение, что креативность есть компонент
общей умственной одаренности. Как бы
то ни было, теоретические рассуждения
должны подкрепляться фактами. Сторонники
редукции творческих способностей к интеллекту
опираются на результаты эмпирических
исследований, к числу которых относится
классическая работа Л. Термена. В 1926 году
он совместно с К. Кокс проанализировал
биографии 282 западноевропейских знаменитостей
и попытался оценить их IQ на основе достижений
в возрасте от 17 до 26 лет. Кроме того, он
опирался на шкалу Стэнфорд—Бине для
оценки их интеллекта в детстве. При этом
в ходе оценки достижений учитывались
не только интеллектуальные, но и творческие
достижения, что априорно ставит под вопрос
правильность выводов. Если методика учитывает
в IQ не только интеллектуальные, но и творческие
показатели, выводы о связи IQ и творческих
способностей являются артефактами метода.
Но тем не менее результаты, полученные
в этом исследовании, получили широкую
известность и вошли во многие учебники
психологии.
Было проведено сравнение возрастных
показателей приобретения знаний и навыков
у знаменитых людей с аналогичными данными
выборки обычных детей. Оказалось, что
IQ знаменитостей значительно выше среднего
(158,9). Отсюда Термен сделал вывод, что гении
— это те люди, которых еще в раннем детстве
по данным тестирования можно отнести
к категории высокоодаренных.
Наибольший интерес представляют результаты
Калифорнийского лонгитюда, который Термен
организовал в 1921 г. Термен и Кокс отобрали
из учащихся 95 средних школ Калифорнии
1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8
до 12 лет с IQ равным 135 баллов, что составило
1 % от всей выборки. Уровень интеллекта
определялся по тесту Стэнфорд—Бине.
Контрольная выборка была сформирована
из учащихся тех же школ. Выяснилось, что
интеллектуально одаренные дети опережают
своих сверстников в уровне развития в
среднем на два школьных класса.
В ходе исследования проводились три среза
по измерению IQ: в 1927-1928,1932-1940 и 1951-1952 гг.
Последняя проверка осуществлена Д. Фельдманом
через 60 лет после начала исследования:
он проверил достижения членов выборки
Термена с 135 <IQ<180 и сIQ>180.
800 мужчин с IQ, превышающим 135 баллов, входящих
в выборку Термена, опубликовали к 50-м
годам 67 книг (21 — художественные произведения
и 46 — научные монографии), получили 150
патентов на изобретения, 78 человек стали
докторами философии, 48 стали докторами
медицины и т. д. Фамилии 47 мужчин вошли
в справочник «Лучшие люди Америки за
1949 год». Эти показатели в 30 раз превысили
данные по контрольной выборке.
Надо сказать, что испытуемые, отобранные
Терменом, отличались ранним развитием
(рано начали ходить, говорить, читать,
писать и др.). Все интеллектуальные дети
успешно закончили школу, 2/3 получили университетское
образование, а 200 человек стали докторами
наук.
Что касается творческих достижений, то
результаты не так однозначны. Ни один
ранний интеллектуал из выборки Термена
не проявил себя как исключительно талантливый
творец в области науки, литературы, искусства
и т. д. Никто из них не внес существенного
вклада в развитие мировой культуры.
Интересно, что у членов обследуемой группы
в 1955 г. доход был в четыре раза выше среднего
дохода на душу населения в США. Практически
все они добились высокого социального
статуса. Таким образом, ранние интеллектуалы
чрезвычайно успешно адаптировались в
обществе. Однако высокий (и даже сверхвысокий)
уровень интеллекта не гарантирует творческих
достижений. Можно быть интеллектуалом
и не стать творцом.
Концепция креативности Дж.
Гилфорда и Э. П. Торренса. Концепция
креативности как универсальной познавательной
творческой способности приобрела популярность
после выхода в свет работ Дж. Гилфорда.
Гилфорд указал на принципиальное различие
между двумя типами мыслительных операций:
конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное
мышление (схождение) актуализируется
в том случае, когда человеку, решающему
задачу, надо на основе множества условий
найти единственно верное решение. В принципе,
конкретных решений может быть и несколько
(множество корней уравнения), но это множество
всегда ограничено.
Дивергентное мышление определяется как
«тип мышления, идущего в различных направлениях»
(Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает
варьирование путей решения проблемы,
приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорд считал операцию дивергенции,
наряду с операциями преобразования и
импликации, основой креативности как
общей творческой способности. Исследователи
интеллекта давно пришли к выводу о слабой
связи творческих способностей со способностями
к обучению и интеллектом. Одним из первых
на различие творческой способности и
интеллекта обратил внимание Терстоун.
Он отметил, что в творческой активности
важную роль играют такие факторы, как
особенности темперамента, способность
быстро усваивать и порождать идеи (а не
критически относиться к ним), что творческие
решения приходят в момент релаксации,
рассеивания внимания, а не в момент, когда
внимание сознательно концентрируется
на решении проблем.
Дальнейшие достижения в области исследования
и тестирования креативности связаны
в основном с работой психологов Южнокалифорнийского
университета, хотя их деятельность охватывает
не весь спектр исследований креативности.
Гилфорд выделил четыре основных параметра
креативности:
1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2) семантическая гибкость —
способность выявить основное
свойство объекта и предложить
новый способ его
3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4) семантическая спонтанная
Общий интеллект
не включается в структуру
креативности. На основе этих
теоретических предпосылок Гилфорд и его
сотрудники разработали тесты программы
исследования способностей (ARP), которые
тестируют преимущественно дивергентную
продуктивность.
Под креативностью Торренс понимает способность
к обостренному восприятию недостатков,
пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д.
Он считает, что творческий акт делится
на восприятие проблемы, поиск решения,
возникновение и формулировку гипотез,
проверку гипотез, их модификацию и нахождение
результата.
Наиболее последовательную
критику работ Гилфорда, Торренса
и их последователей дали М. Воллах
и Н. Коган. В исследованиях Торренса и Гилфорда
выявлена высокая положительная корреляция
уровня IQ и уровня креативности. Чем выше
уровень интеллекта, тем больше вероятность
того, что у испытуемого будут высокие
показатели по тестам креативности, хотя
у лиц с высокоразвитым интеллектом могут
встречаться и низкие показатели креативности.
Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается
высокая дивергентная продуктивность.
Торренс даже предложил теорию интеллектуального
порога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120
баллов (среднее плюс стандартное отклонение)
интеллект и креативность неразличимы
и образуют единый фактор. При коэффициенте
интеллекта выше 120 творческие способности
и интеллект становятся независимыми
факторами.
При этом корреляции между креативностью
и интеллектом выше, если при тестировании
в обоих случаях используется аналогичный
материал (словесный, числовой, пространственный
и др.), и ниже, если материал тестов интеллекта
и креативности разнороден.
Концепция М. Воллаха и Н. Когана. М.
Воллах и Н. Коган полагают, что перенесение
Гилфордом, Торренсом и их последователями
тестовых моделей измерения интеллекта
на измерение креативности привело к тому,
что тесты креативности просто диагностируют
IQ, как и обычные тесты интеллекта (с поправкой
на «шумы», создаваемые специфичной экспериментальной
процедурой). Эти авторы высказываются
против жестких лимитов времени, атмосферы
соревновательности и единственного критерия
правильности ответа, т. е. отвергают такой
критерий креативности, как точность.
В этом положении они ближе к исходной
мысли Гилфорда о различии дивергентного
и конвергентного мышления, чем сам ее
автор. По мнению Воллаха и Когана, а также
таких авторов, как П. Вернон и Д. Харгривс,
для проявления творчества нужна непринужденная,
свободная обстановка. Желательно, чтобы
исследование и тестирование творческих
способностей проводилось в обычных жизненных
ситуациях, когда испытуемый может иметь
свободный доступ к дополнительной информации
по предмету задания.
Многие исследования показали, что мотивация
достижений, соревновательная мотивация
и мотивация социального одобрения блокируют
самоактуализацию личности, затрудняют
проявление ее творческих возможностей.
Воллах и Коган в своей работе изменили
систему проведения тестов креативности.
Во-первых, они предоставляли испытуемым
столько времени, сколько им было необходимо
для решения задачи или для формулирования
ответа на вопрос. Тестирование проводилось
в ходе игры, при этом соревнование между
участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор
принимал любой ответ испытуемого. Если
соблюсти эти условия, то корреляция креативности
и тестового интеллекта будет близка к
нулю.
В исследованиях, проведенных в лаборатории
психологии способностей Института психологии
РАН А. Н. Ворониным на взрослых испытуемых
(студентах экономического колледжа),
получены аналогичные результаты: фактор
интеллекта и фактор креативности являются
независимыми.
Подход Воллаха и Когана позволил по-иному
взглянуть на проблему связи между креативностью
и интеллектом. Упомянутые исследователи,
тестируя интеллект и креативность учащихся
11-12 лет, выявили четыре группы детей с
разными уровнями развития интеллекта
и креативности. Дети, принадлежащие к
разным группам, отличались способами
адаптации к внешним условиям и решения
жизненных проблем.
Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта
и высокой креативностью, были уверены
в своих способностях, имели адекватный
уровень самооценки. Они обладали внутренней
свободой и вместе с тем высоким самоконтролем.
При этом они могут казаться маленькими
детьми, а через некоторое время, если
того требует ситуация, вести себя по-взрослому.
Проявляя большой интерес ко всему новому
и необычному, они очень инициативны, но
при этом успешно приспосабливаются к
требованиям своего социального окружения,
сохраняя личную независимость суждений
и действий.
Дети с высоким уровнем интеллекта и низким
уровнем креативности стремятся к школьным
успехам, которые должны выразиться в
форме отличной оценки. Они крайне тяжело
воспринимают неудачу, можно сказать,
что у них преобладает не надежда на успех,
а страх перед неудачей. Они избегают риска,
не любят высказывать публично свои мысли.
Они сдержанны, скрытны и дистанцируются
от своих одноклассников. У них очень мало
близких друзей. Они не любят быть предоставлены
самим себе и страдают без внешней адекватной
оценки своих поступков, результатов учебы
или деятельности.
Дети, обладающие низким уровнем интеллекта,
но высоким уровнем креативности, часто
становятся «изгоями». Они с трудом приспосабливаются
к школьным требованиям, часто занимаются
в кружках, имеют необычные хобби и т. д.,
где они в свободной обстановке могут
проявить свою креативность. Они очень
тревожны, страдают от неверия в себя,
«комплекса неполноценности». Часто учителя
характеризуют их как тупых, невнимательных,
поскольку они с неохотой выполняют рутинные
задания и не могут сосредоточиться.