Креативность как свойство личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы: в настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы креативности личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы. Прогрессивное развитие современного государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, т.е. людей, способных к поиску принципиально новых, нестандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и др. вполне очевидно, что широкий социальный заказ на творческую личность будет неуклонно возрастать. Именно поэтому меня заинтересовало, какой же уровень креативности имеют студенты распространенной специальности «Реклама и связи с общественностью».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: Теоретические аспекты проблемы креативности личности….. 6
1.1 Общая характеристика креативности…………………………………….6
1.2 Виды и психологические особенности креативности…………………..10
1.3 Различные подходы к пониманию креативности……………………….16
РАЗДЕЛ 2: Диагностика уровня креативности студентов творческой специальности…………………………………………………………………26
2.1 Описание базы и методики исследования……………………………….26
2.2 Проведение исследования с применением методики…………………..30
2.3 Результаты исследования и рекомендации………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Типичным примером техники  выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

Участники мозгового  штурма не обязательно должны быть специалистами в сфере, к которой  относится рассматриваемая задача, — до начала мозгового штурма они вообще могут и не знать о существовании подобной проблемы. Крайне желательно, чтобы специализация и жизненный опыт участников были по возможности различными. Часто оказывается, что человек со стороны находит неочевидное для специалистов решение.

Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в  группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они  помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как  новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Что, если бы...

Это упражнение полезно  тем, что позволяет выйти за привычные  рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

Что если бы люди вели ночной образ жизни?

Что если бы свиньи могли  летать?

Что если бы мы все могли  читать чужие мысли?

Тесты дивергентных способностей

В основе этих тестов лежит  тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson's, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.

Усовершенствование

Данный тест сходен с  предыдущим; испытуемым требуется найти  пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также судебных или почтовых учреждений. [24]

Креативность можно  развивать с детства. Очень полезно развивающее обучение, задания на развитие смекалки, находчивости (разнообразные головоломки и т.д.). Однако они, прежде всего, развивают интеллектуальную составляющую креативности: беглость и гибкость мышления.

Развитие же собственно креативности, творческого потенциала возможно только в свободном пространстве, где допустим эксперимент, подкрепляется творческое поведение, отсутствуют оценка, соревновательность, временные ограничения. Этим условиям отвечает ситуация свободного творчества. Создавая в такой обстановке творческий продукт, будь то картина или инсталляция из найденных предметов, ребята получают возможность оживить воображение, выразить переживания, воплотить свои идеи, получить удовольствие от процесса и результата своей деятельности.

Развивающее обучение и свободное творчество позволяет ребятам вместе с креативностью развить механизмы совладания с негативными переживаниями, т.е. избежать описанных «побочных явлений». Опыт, полученный в развивающем обучении и свободном творчестве, находит свое продолжение в реальной жизни. Обретая уверенность, радость и удовлетворение от результата своей работы с изобразительными и другими материалами, ребенок с такой же уверенностью и удовольствием будет общаться, учиться, браться за новое! [25]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность в креативных людях обусловлена ситуацией в современном мире, связанной с увеличением научных открытий и изобретений. Пассивный и культурно ограниченный человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов ипроблем, предъявляемых ему окружающим миром.

 Платой за отсутствие  творческого начала является  дезадаптация человека.

Итак, современный уровень  развития науки и техники выдвигает  требование непременной творческой адаптации к новому миру, а само творчество является неотъемлемой частью самоактуализации человека.

Главным побудительным  мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Оно есть в каждом индивиде, но может быть скрыто под слоем психологических защит. Созидательный характер творчества можно предположить в том случае и в той мере, в какой человек «открыт» своему опыту.

В феноменологическом подходе  К. Роджерса описаны две группы личностных качеств и внешних обстоятельств, способствующих проявлению позитивного творчества. Прежде всего – открытость всему опыту в противоположность психологическим защитам, приводящим к его искажениям. Компонентами экстенсиональности* являются: отсутствие ригидности, способность интегрировать противоположности, терпимость к неоднозначности, открытость к осознанию себя в настоящем моменте.

*Экстенсиональность — свойство расширения, проявляющееся в сохранении объемов значений выражениями языка относительно возможных преобразований этих выражений, содержащихся в данном языке; объемность значений; возможность сведения содержания, понятий, утверждений, контекстов к их объемам значений.

Второе условие –  внутренний, в противоположность  внешнему, локус оценивания, или способность к опоре на свое мнение. Третье – способность к необычным сочетаниям элементов и понятий, являющаяся основой спонтанной игры – исследования, приводящей к пробуждению интуиции и приобретению способности видеть новое.

Другую группу качеств  образуют внешние условия, способствующие проявлению созидательного творчества. При ближайшем рассмотрении эти внешние условия оказываются теми же внутренними личностными особенностями, но приписанными, отнесенными к другому человеку.

Также следует помнить, что четкого определения, что  же на самом деле есть креативность, не существует. Мы можем изучить  множество описаний, подходов, взглядов, ознакомиться с исследованиями и провести их сами, но однозначного ответа не найдем.

Исходя из описанной  попытки исследовать креативность студентов творческой специальности, можно сделать вывод, что уровень  креативности творческих студентов  все-таки выше, чем у студентов технической специальности. Это качество помогает им быть более продуктивными в своей профессии, успешными, независимыми и известными. Их задача – удивлять. Безусловно креативность может проявляться и в технических профессиях, это свойство имеет большое значение в любой сфере. Но PR-менеджеры без этого никак не могут обойтись, их идеи, возможность реализовать эти идеи и качество реализации этих идей имеют большое влияние на их будущее, на их профессиональную пригодность. Поэтому не удивительно, что результаты оказались достоверными.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 2.1 «Результаты  проведения методики «Опросник для  определения уровня креативности», экспериментальная группа»

Ф.И.

Количество баллов

Уровень креативности

1

Небесная И.

12

высокий

2

Протасова А.

11

высокий

3

Пилипченко Р.

11

высокий

4

Чубарева Д.

7

средний

5

Кобзистая Ю.

6

средний

6

Попов В.

7

средний

7

Злата К.

12

высокий

8

Чуркина Я.

10

высокий

9

Мищенко М.

9

средний

10

Гаврилюк Е.

11

высокий

11

Хорошилова О.

9

средний


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 2.2  «Результаты проведения методики «Опросник для определения уровня креативности», контрольная группа»

Ф. И.

Количество баллов

Уровень креативности

1

Карабщин О.

13

Высокий

2

Иванченко Р.

6

Средний

3

Кубарева К.

11

Высокий

4

Слепцов С.

6

Средний

5

Самедов Н.

10

Высокий

6

Савельев А.

6

Средний

7

Морщанина Е.

7

Средний

8

Возняк Н.

5

Низкий

9

Муравей Г.

6

Средний

10

Рощепий П.

9

Средний

11

Корж С.

11

Высокий


 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абовский Н. П. “Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений»// М., 1998.
  2. Агабабян А. Р., Арутюнян Н. Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 598–599.
  3. Аганисьян В. М. Изучение креативности у взрослых // Новые исследования в психологии. 1978. № 1. С. 9-14.
  4. Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия: Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. С. 203–215.
  5. Анисимова А. Ю. Особенности соотношения интеллектуальных и творческих способностей // Ананьевские чтения, 2005: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 431–432.
  6. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002.
  7. Гаврюшкина Н. В. Креативность в связи с личностными свойствами и поведенческая активность: Дипломная работа. СПбГУ, факультет психологии. 2001.
  8. Гасимова В. А. Креативность, обработка информации и внимание // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 6–8.
  9. Дорфман Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная личность: ресурс креативности: Личность, креативность, искусство. Пермь, 2002. С. 89–120.
  10. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 83–93.
  11. Дружинин В. «Психология». Учебник для гуманитарных вузов.» Глава 35 Психология творчества// СПб.: Питер, 2001.
  12. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности»// Питер; СПб.; 2009
  13. НЛП: управление креативностью / Под ред. Р. Дилтс. СПб., 2003
  14. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова// СПб., 2003. С. 293–298
  15.   Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 111–125. 
  16. Разумникова О. М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 130–139. 
  17. Рождественская Н. В. Развитие креативности методами арт-терапии и импровизации // Ананьевские чтения, 2004: Материалы научно-практической конференции. СПб.,2004. С. 617–618.
  18. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб., 2006.
  19. Серанов А. И., Шаронова П. А. Проблемы исследования творчества. Психология XXI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб., 2005. С. 58–59.
  20. Хрящева Н. Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом  мире: Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. С. 171–175.

Электронные ресурсы:

  1. Креативность и её диагностика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://libsib.ru
  2. Техники развития креативности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2005/06/03/tekhniki_razvitija_kreativnosti.html
  3. Сущность креативности – курсовая [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studentbank.ru/view.php?id=19083&p=2
  4. Развитие креативности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dream-teen.ua/forparents/development.html
  5. Характеристика креативности [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://www.intellectrate.ru/xarakcreatio.htm

 

 

 

 




Информация о работе Креативность как свойство личности