Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:48, контрольная работа
Актуальность изучения вопроса кризисов развития ребенка - бесспорна. И не только как дополнительное знание профессионала-психолога, но и необходимое знание любой девушки, которая является, либо планирует становиться матерью. Обладая знаниями в данном вопросе, можно научиться лучше понимать поведение собственного ребенка, подходить более правильно к его воспитанию, понимать, где необходимо ставить запреты, а где давать больше свободы юному члену общества, что позволит воспитать психически здорового, ответственного и самостоятельного ребенка, приспособленного к окружающей социальной среде.
ВВЕДЕНИЕ
Детское развитие проходит в несколько этапов, плавно переходящих один в другой. Но, несмотря на всю плавность переходов, они сопровождаются определенными внешними проявлениями (например, в поведении) и внутренними переосмыслениями самого себя в социальной среде. Такие переходы называются кризисами детского развития. Но не стоит понимать в данной ситуации «кризис» как некий негативный фактор, и уж тем более не стоит его избегать. Наличие или отсутствие таких кризисов у растущего ребенка может показать на сколько «во время» и «правильно» формируется психика и в полной ли мере происходит социальная адаптация нового члена общества.
В период детского взросления происходит несколько таких кризисов.
Первым таким кризисом является кризис новорожденности, когда у ребенка происходит активная как физическая, так и психическая адаптация к новой окружающей среде. Далее следует кризис одного года – когда ребенок начинает ходить. Затем, одним из ярких кризисов взросления ребенка, является кризис трех лет, когда ребенок становится особенно упрямым, строптивым, своевольным. Кризис семи лет – возникновение определенных чувств и переживаний, а также осознание собственного уровня ответственности. Не зря семилетний возраст считается оптимальным возрастом для начала ребенком учебной деятельности. Однако, как и любой другой возрастной кризис ребенка, кризис семи лет так же сопровождается проблемами с послушанием.
И, наконец, кризис отрочества – кризис плавного перехода юного члена общество от ребенка к подростку.
Все эти кризисы естественны по своей природе и не несут в себе ни какого негативного подтекста. Другими словами, не нужно воспринимать их как нечто негативное. Эти периоды характерны для каждого здорового, правильно развивающегося ребенка.
Актуальность изучения вопроса кризисов развития ребенка - бесспорна. И не только как дополнительное знание профессионала-психолога, но и необходимое знание любой девушки, которая является, либо планирует становиться матерью. Обладая знаниями в данном вопросе, можно научиться лучше понимать поведение собственного ребенка, подходить более правильно к его воспитанию, понимать, где необходимо ставить запреты, а где давать больше свободы юному члену общества, что позволит воспитать психически здорового, ответственного и самостоятельного ребенка, приспособленного к окружающей социальной среде.
1. Что такое «Кризис детского развития»?
Возрастные кризисы, по мнению Милтона Эриксона – это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.
Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.
Л.С. Выготский также не оставил тему возрастных кризисов без внимания. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития. Их чередование по мнению психолога – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. По продолжительности стабильные периоды являются долгими. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Они характеризуются значительными сдвигами в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах, становится излишне капризным, несговорчивым и даже выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими – яркий признак кризисного периода. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Старые воспитательные меры на ребенка перестают действовать, и родителю приходится подстраиваться под новые, изменившиеся условия, вырабатывать новые рычаги воздействия. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода.
В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.
2. Кризис новорожденности
Появление на свет – важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, что и является первым кризисным этапом детского развития. Это изменение образа жизни связано с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения – это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма [5].
В период новорожденности младенец является абсолютно беспомощным. В природе наиболее беспомощным детенышем считается человеческий детеныш, т.к. без поддержки и ухода взрослого он не способен к самостоятельному выживанию. У новорожденного младенца практически отсутствуют какие бы то ни было рефлексы, дающие возможность к самостоятельному выживанию в открытой среде. Однако, человеческий детеныш все таки обладает определенным набором врожденных рефлексов, которые способствуют адаптации его организма к внешнему миру. К таким рефлексам относятся:
- в первую очередь, рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, кровообращение, пищеварение и др.);
- защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам, ребенок закрывает глаза),
- ориентировочные рефлексы (поворот головы к источнику света);
- атавистические рефлексы (например, хватательный рефлекс или рефлекс Робинсона, - захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка, рефлекс спонтанного ползания и др.).
Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
Характерной особенностью периода новорожденности является то, что ребенок практически все время спит, преобладает торможение над возбуждением, присутствует спонтанная двигательная активность. Можно сказать, что новорожденный ребенок просыпается только в моменты ощущения дискомфорта, когда он голоден, ему жарко, холодно или мокро, либо при насильственном пробуждении. И по мере удовлетворения потребностей, избавления от дискомфорта вновь погружается в сон.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – это человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.
Комплекс оживления – основное новообразование
критического периода. Оно знаменует собой
конец новорожденности и начало новой
стадии развития – младенчества. Поэтому
появление комплекса оживления представляет
собой психологический критерий конца
кризиса новорожденности. Физиологическ
3. Кризис одного года
В течение периода новорожденности ребенок и взрослый (в подавляющем большинстве мать) являются эмоционально неразрывными, они существуют как единое целое. В этот период ребенок является абсолютно несамостоятельным и полностью зависит от взрослого.
Но по достижении возраста одного года (у кого-то немного раньше, у кого-то немного позже) формируется возможность ребенка к ползанию, а затем и ходьбе. Кроме того, к этому периоду ребенок научается некоторым речевым выражениям и звукам, с помощью которых он уже может обмениваться информацией со взрослым, выражать определенные свои потребности. В связи с этим ребенок становится относительно самостоятельным субъектом, эмоциональное единство со взрослым разрывается и наступает второй кризис детства – кризис одного года.
Увеличение двигательных возможностей (сначала ползание, затем ходьба) приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для малыша. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями и чувствами других людей. Из спокойного и уступчивого ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания. Отсюда проявление поведенческих симптомов кризиса одного года – эмоциональные вспышки, взрывы. Ребенок требует желаемого, но наталкивается на сопротивление взрослого. Появляется разочарование, раздражение, агрессия. Так, по мнению Выготского, ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется «Я желающий»[11].
Помимо выраженных поведенческих реакций, кризис проявляется и в общем регрессе деятельности ребенка, происходит как бы обратное развитие (например, соотношение сна и бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).
В данный период развития ребенка очень важно правильно направлять активность малыша и не «увлекаться» запретами. Например, для большей безопасности ребенка, создать для него определенные безопасные зоны, в которых он мог бы свободно передвигаться и действовать на свое усмотрение. Это позволит оградить малыша от элементарных бытовых опасностей и в то же время сократить количество запретов, начнет формировать в ребенке понимание того, что «это можно, а это нельзя».
4. Кризис трех лет
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:
1) Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием, которое бывает и в более раннем возрасте;
2) Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;
3) Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома;
4) Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла;
5) Обесценивание взрослых;
6) Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями;
7) В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым, формируется самосознание ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Именно феномен «Я сам» и знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.