Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:43, контрольная работа
Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребёнок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идёт на открытый конфликт. В целом все кризисы похоже друг на друга.
Понятие кризиса и его характерные признаки.
Характеристика кризиса 7 лет.
Симптомы.
Условия выхода из кризиса.
Значение кризиса для психического развития ребёнка
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
Тема №10
Кризисы развития:
«Кризис 7 лет»
План
Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребёнок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идёт на открытый конфликт. В целом все кризисы похоже друг на друга. Как подростковый кризис, так и кризис трёх или семи лет, все они выражаются в отрицании всего и могут быть проиллюстрированы простым и знакомым всем родителям диалогом:
- Серёжа, одень шапку. На улице холодно. – Не холодно. – Одень шапку. – Не одену – Серёжа! – Не Серёжа!
Передовая психология придерживается диалектической концепции, которая под развитием понимает не только количественные новообразования, но в большей степени качественные изменения, т.е. изменения, приводящие психическое развитие к скачкам. Скачкообразность развития психических процессов ведёт к появлению кризисов.
Кризис – это переломный момент в ходе психического развития, где количественные изменения переходят в качественные. (Выготский Л.С.)
«Кризис» - образовано от греческого слова, означающего «поворотный момент».
Для кризиса характерно:
"Кризис
семи лет" - название возрастного
кризиса, которым
Особенностью кризиса 7 лет является то, что поведение ребёнка становится необычным. В определённый момент родители сталкиваются с тем, что их любимое чадо как будто подменили. Ребенок становится непослушным, капризным, раздражительным. Он часто вступает в конфликты с взрослыми, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям.
На физиологическом
уровне такое кризисное состояние
связано с интенсивным
Ребенка семи лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Поведение дошкольника открыто и понятно для окружающих. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношении с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.
Можно выделить
несколько важных особенностей переживаний
детей в этот период:
- Переживания приобретают смысл, то есть
ребенок начинает понимать, что значит
"я радуюсь", "я огорчен", "я
сердит", "я добрый", и у него возникает
осмысленная ориентировка в собственных
переживаниях.
- Впервые возникает обобщение переживаний.
Так, если с ребенком много раз случалась
какая-то ситуация, то она осмысливается
ребенком и на этой основе формируется
отношение к себе, своим успехам и своему
положению.
- Осмысление переживаний может порождать
острую борьбу между ними. Противоречие
переживаний и трудности выбора могут
усугублять внутреннюю напряженность.
Нередко детские переживания являются
прямым следствием новых, трудных или
неприятных, жизненных ситуаций.
Кризис семи лет обусловлен также появлением нового, центрального для личности, системного образования, которое получило в психологии название "внутренней позиции школьника". Это новообразование возникает не сразу. Обнаружена такая последовательность: в возрасте пяти - семи лет дети начинают мечтать о школе, одновременно для них становятся привлекательными "серьезные" дела, они выбиваются из режима детского сада, тяготятся обществом младших дошкольников. У них возникает потребность в приобретении новых знаний, которая может быть реализована в учении после поступления в школу.
Но часто
происходит следующее: дети, у которых
позиция школьника уже
Также происходит и кардинальное изменение самооценки ребенка. К шести годам ребенку свойственно, безусловно, положительное отношение к себе, независимо от конкретной сферы, относительно которой он должен оценить себя. Это наглядно показывает исследование самооценки с помощью методики "Лесенка", где ребенку нужно выбрать ступеньку для оценки развития у себя того или иного качества. Независимо от того, какое качество оценивается (доброта, ум, трудолюбие и т. п.), ребенок помечает свое место среди "всех людей" как максимально высокое. При этом нет расхождения между уровнем самооценки и уровнем притязаний (каким ребенок хотел бы быть).
К семи же годам ответы ребенка меняются кардинальным образом. Во-первых, различаются Я-реальное (какой я есть) и Я-идеальное (каким бы я хотел быть) по всем возможным сферам. Во-вторых, самооценка становится более адекватной, ребенок уже не располагает себя на самой высокой ступеньке. При этом уровень притязаний (каким бы я хотел быть) остается очень высоким.
Также важно отметить, что поведение ребёнка перестаёт быть импульсивным, а становится опосредованным и произвольным.
Одним из первых о симптомах кризиса семи лет заговорил выдающийся российский психолог Л. С. Выготский. Он выделил два основных симптома: манерничанье и кривлянье. Ученый заметил, что ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Важно отметить, что и до семи лет ребенок может паясничать, но воспринимается это по-другому. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.
Исследователь
кризиса семи лет К. Н. Поливанова
попросила большую группу родителей
ответить на вопрос, что нового появилось
в поведении их семилетнего ребенка.
В результате были обнаружены следующие
характерные поведенческие
Пауза. Это промежуток времени между обращением к ребенку (указанием, требованиями, напоминаниями о соблюдении режима, просьбами) и реакцией ребенка. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его. Пауза - первый симптом трудновоспитуемости.
Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинает возражать, спорить, говорить, что он "уже большой", что вчера ему разрешили, что "Оля (сестра) всегда долго не ложится" и т. п.
Поводом для спора может быть не только само требование, но и время выполнения. В этом случае ребенок обычно ссылается на занятость, на собственные дела.
Непослушание. Этот симптом составляют невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
Непослушание
бывает демонстративным. К. Н.
Поливанова приводит такой
Если рассмотреть динамику возникновения непослушания с разными членами семьи, то можно выделить тенденцию к возникновению непослушания сначала с бабушками-дедушками, одновременно - с братьями или сестрами, лишь позже - с родителями.
Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя.
Чаще хитрость представляется скорее шуткой, нежели серьезным проступком. Родители упоминают о подобных ситуациях, квалифицируя их скорее как непослушание, не придавая им особого значения.
Взрослое поведение". Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне", как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.
Внешний вид. Внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Например, при выборе одежды девочки подчеркивают, что не просто хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое со словами "я не маленькая". Выбрав, во что одеться, спрашивают: "А так можно подумать, что я уже в школу хожу?" Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков.
Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства как возрастной характеристики поведения с близким взрослым является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает. Упрямство детей шести-семи лет сродни упрямству трехлетних детей. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.
Требовательность. Настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном. Возникает вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, "занудство", упреки. Помните ситуацию, описанную Астрид Линдгрен, когда Малыш, не получив обещанного, давно ожидаемого подарка, с упреком спросил: "А что, собаки не будет?" Подобное поведение возникает не столь часто и, видимо, связано с конкретными семейными условиями. Но в данный перечень требовательность как характеристика возрастного поведения включалась только в тех случаях, когда квалифицировалась родителями как никогда ранее не наблюдавшаяся.
Капризы. Здесь важно, что ребенок "вдруг" стал капризным, до определенного момента таких проблем не наблюдалось. Капризы - один из наиболее редких симптомов. Они возникают как реакция на неуспех, как продолжение (или частный случай) требовательности и упрямства. В определенном смысле их можно считать попыткой ребенка привлечь внимание родителей к своим проблемам, к своим трудностям. Возможно, возникновение капризов связано с индивидуально высокой тревожностью.
Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом. Ключевые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы.
Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка седьмого года жизни, о его стремлении найти свое место в мире. Отсюда и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов.