Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 10:37, реферат
Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Следует заметить, что формирование потребности в здоровом образе жизни педагогическими средствами имеет более широкую область применения, чем педагогическое сопровождение лечения, профилактики и реабилитации.
Состояние здоровья россиян сегодня вызывает особую тревогу. Демографическая катастрофа в стране с почти 150-миллионным населением начала свой отсчет с 1993 г., когда уровень смертности превысил рождаемость. Средняя продолжительность жизни в России 57 лет у мужчин и 71 год у женщин. Это один из самых низких показателей в мире. Около 20% населения – люди старше 60 лет. Вторая особенность национальной катастрофы – снижение уровня здоровья, рост сердечно-сосудистых, онкологических и аллергических заболеваний, снижение иммунитета. Около 70% населения постоянно испытывают стресс, что приводит к увеличению числа депрессий и попыток самоубийства, росту алкоголизма и наркомании. Набирает темп распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, венерических заболеваний.
Особую тревогу вызывает здоровье детей. Число детей с нормальным физическим развитием снизилось до 13%. За время школьного обучения количество здоровых детей сокращается в 5 раз. Состояние здоровья девочек-подростков, будущих матерей, в 33% случаев позволяет причислить их к группе с хроническими заболеваниями.
Причины создавшегося положения на первый взгляд легко объяснимы: экономический кризис, социальная дезорганизация, ухудшение состояния окружающей среды. Но стиль жизни, определяемый факторами индивидуального образа жизни человека, недостаточный общий культурный и гигиенический уровень значительной части населения также играют в этом немаловажную роль. Положение усугубляется в рядом негативных тенденций в системе здравоохранения, в том числе утратой позиций профилактики в медицине. Лечение – это не путь к здоровью, а способ существования индивидуума, причем не самый действенный. Вызывают опасения последствия широкомасштабного применения лекарств, способствующих поддержанию жизнедеятельности основной массы людей, а не профилактических средств, благотворно действующих на организм. Сама медицина нуждается в валеологизации, более широком владении немедикаментозными средствами профилактики и лечения. Поэтому сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение случаев преждевременной смерти, увеличение средней продолжительности жизни и повышение ее качества являются сегодня актуальнейшими проблемами не только сектора здравоохранения, но и общества в целом.
Осознание катастрофы позволяет выделить два основных стратегических направления в сохранении здоровья нации: создание оптимальных социально-гигиенических условий жизнедеятельности и обучение каждого человека рациональному поведению в конкретных индивидуальных условиях жизнедеятельности, позволяющему сохранить здоровье и продлить жизнь.
Практически у любого человека под влиянием неблагоприятных факторов может возникнуть невроз, особенности которого зависят от характера психической травмы, типа высшей нервной деятельности, своеобразия личности, жизненного опыта, социальных установок и ценностных ориентаций. Функционально обратимые нарушения деятельности центральной нервной системы, обусловленные ее перенапряжением и истощением, ведут к возникновению неврозов, что связано с повышением нагрузок на психику человека в связи с огромным потоком информации, ускоряющимся темпом жизни, сложными экономическими условиями и др.
Практика доказала высокую эффективность библиотерапевтического воздействия на людей в плане преодоления ими различных негативных влияний и обучения здоровому образу жизни. Однако терапевтический эффект может быть достигнут не только в отношении больных, находящихся на лечении в медицинских учреждениях. Библиотерапия может применяться также в работе с негоспитализированными больными, инвалидами, которым необходимо наладить нарушенные во время болезни контакты с внешним миром или приспособиться к изменившимся в связи с болезнью условиям. Чтение книг выступает при этом и как фактор, отвлекающий от мыслей о болезни, помогающий переносить физические страдания, и как средство, создающее определенный настрой, благоприятный эмоциональный фон для общественно полезной деятельности инвалида.
Очень часто люди не осознают, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни. Таким образом, на фоне, как предполагается, общей грамотности люди многого просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. К сожалению, об этом свидетельствуют высокий уровень заболеваемости, особенно такими хроническими болезнями, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, некоторые болезни печени, увеличение числа лиц с избыточной массой тела, злоупотребляющих алкоголем, курящих. Следовательно, культурный уровень их еще низок. Здоровье в нашем обществе еще не стало ценностью номер один. В воспитании у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности библиотерапия может сыграть одну из важнейших ролей.Развитие духовно и физически здоровой личности становится в последние годы предметом специальных исследований педагогической валеологии. В настоящее время все осознали, что здоровье не только, а часто не столько предопределяется психофизиологическими особенностями человека, сколько образом его жизни, уровнем воспитания в семье и школе, культурным уровнем социальной среды.
Большое значение имеет целенаправленное воспитание у различных групп населения сознательного отношения к своему здоровью. В создавшейся ситуации библиотерапевты, валеологи, медицинские работники, педагоги должны действовать в этом направлении сообща, а не разобщенно, каждый в своей сфере.
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.
Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".
Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
Выделяют следующие стадии социализации:
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.