Кризис подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 10:37, реферат

Краткое описание

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Вложенные файлы: 1 файл

Кризис подросткового возраста.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

55. Ролевые и внутриличностные  конфликты

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит.

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение (П) – своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя.

Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному "Я".

Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

  1. если "роль" выше возможностей "Я", то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;
  2. если "роль" ниже возможностей "Я", является недостойной, унизительной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные формы:
    1. объективное изменение ситуации (например, человек не удовлетворен своей профессией, начинает учиться и своими практическими делами доказывает то, что ему по плечу более трудные и интересные дела);
    2. не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет ее "только для себя", отказываясь от исполнения противоречащей его "Я" роли;
    3. конфликт между ролью и "Я" не разрешается, а устраняется из сферы сознания, подавляется, в результате в поступках, чувствах, сознании человека явно не проявляется существование конфликта между "Я" и ролью, но внутреннее напряжение нарастает и "прорывается" на "козлах отпущения" (человек "срывает зло" на своих подчиненных и близких);
    4. "рационализацией" называется случай, когда человек, вынужденный выполнять не соответствующую его "Я" роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию;
    5. "неадекватное поведение" проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально;
    6. человек, оказавшийся в не соответствующей для его "Я" роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.

Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль? Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей побуждают освоить роль, но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:

  1. если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые доступны исполнению определенной роли;
  2. если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью. Таким образом, действия человека, его активность обусловлены прежде всего внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями.

Отличие темперамента от характера.

Довольно часто сопоставляют два понятия - темперамент и характер. Характером называют самые устойчивые черты характера. Это основные, ярко выраженные индивидуально-психологические черты человека. Почти во всех психологических исследованиях о характере говориться отвлеченно, приблизительно, расплывчато. Поэтому иногда между этими понятиями напрашивается знак "равно". Это не верно!

Темперамент - это лишь одно измерение характера. Это стиль, почерк психических процессов, но не их содержание. А характер - это именно внутренние свойства человека, направленность этих свойств.

Что входит в понятие характер, кроме темперамента? 
1. Отношение к другим людям, "общенческие" черты человека (доброта/злость,

эгоистичность/альтруизм и т.д.);

2. Отношение к себе: самооценка, личные запросы и притязания, отношение к своей внешности,

душевному облику, поведению;

  1. Волевые черты - хребет характера: твердость, последовательность, упорство или их антиподы;
  2. 4. Черты умственного склада (принципиальность/непринципиальность и т.д.); 
    5. Черты чувств - и нравственно-психологических (долг, совесть), и эстетических (юмор, вкус); сила этих чувств, их глубина или поверхностность, стойкость или неустойчивость, простота или сложность. 
    Итак, характер - это психологическое измерение личности, строй человеческих чувств, воли, ума, уклад нравственно--эмоционального отношения к себе, к другим, к жизни. 
    Такой подход, проясняющий внутреннее устройство характера, показывающий его составные части, дал известный психолог Б.Г. Ананьев. Но и в таком подходе есть свой "минус". Ананьев не разграничивает характер и личность. Поэтому становится неясно, чем отличаются друг от друга эти понятия. 
    Также как темперамент является "составной частью" характера, его биологической основой, также характер является "составной частью" личности. Понятие личности в свою очередь включает в себя и способности человека, и его интересы, опыт, мировоззрение и т.д.

А теперь постараемся определить, что есть "темперамент". Прежде всего, темперамент - биологическое, врожденное, а не приобретенное качество человека. Он от папы и мамы. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность реакций на раздражитель, на изменившиеся условия внешней среды. С точки зрения нейрофизиологии, это взаимосвязь процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, их подвижность, сменяемость. Второе, темперамент имеет тесную связь с эмоциями. Поэтому его можно понимать и как эмоциональную реактивность и динамику деятельности индивидуума. Тем самым темперамент придает окраску всем психическим проявлениям человека, сказывается на мышлении, темпе речи, ее ритмике, на мимике, жестикуляции, подвижности, манере общения. Но темперамент не оказывает влияния на интересы, увлечения, мотивацию деятельности, интеллект. 
А что же тогда есть "характер"? Формулируя это понятие, следует учесть, что речь идет о наиболее устойчивых особенностях человека, которые появляются в его отношениях к окружающей действительности и себе. В характере уже во весь голос звучит воспитание, жизненный опыт в соединении с темпераментом. "Здесь дело зависит не от того, что делает из человека природа, - рассуждал о характере немецкий философ И. Кант, - а от того, что сам он делает из самого себя, ибо первое относится к темпераменту (причем субъект большей частью бывает пассивным) и только последнее свидетельствует о том, что он имеет характер". Характер - совокупность биологических (врожденных и социальных), приобретенных, воспитанных специфических черт человека, определяющих его поведение, способности к контактам, постоянство или смену настроения, интересы. Можно ли менять свой темперамент, если это врожденное свойство? Сколько людей, оказавшись не на высоте в той или иной ситуации, говорят себе: "Что хотите, то и делайте со мной, да, я какой! Не могу же я переделать себя!". Иногда это говорится с апломбом, чаще с раздражением. Такая фраза как раз и подчеркивает слабости воли, нежелание, неумение разобраться в себе; это попытка переложить ответственность с себя на родителей, на природу: "Таким уж я уродился!".  
Изменить темперамент, пожалуй, нельзя. А вот направить его в нужное русло, воспитать те или иные качества, развить интеллект можно и должно. Многие легко соглашаются с тем, что темперамент не раз подводил их. Гораздо труднее человеку признаться в том, что у него не хватает воли. "Направить свой темперамент, - говорил выдающийся русский артист В. И. Немирович-Данченко, значит проявить волю". Однако не нужно забывать, что социальная значимость человека, общественное его лицо определяются не темпераментом, не строением его тела, не характером, не типом высшей нервной деятельности, не интро - или экстравертностью, а его моральными и деловыми качествами, его личностью...


Информация о работе Кризис подросткового возраста