Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 10:37, реферат
Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит.
В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение (П) – своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя.
Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному "Я".
Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:
Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль? Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей побуждают освоить роль, но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:
Отличие темперамента от характера.
Довольно часто сопоставляют два понятия - темперамент и характер. Характером называют самые устойчивые черты характера. Это основные, ярко выраженные индивидуально-психологические черты человека. Почти во всех психологических исследованиях о характере говориться отвлеченно, приблизительно, расплывчато. Поэтому иногда между этими понятиями напрашивается знак "равно". Это не верно!
Темперамент - это лишь одно измерение характера. Это стиль, почерк психических процессов, но не их содержание. А характер - это именно внутренние свойства человека, направленность этих свойств.
Что входит в понятие характер,
кроме темперамента?
1. Отношение к другим людям, "общенческие"
черты человека (доброта/злость,
эгоистичность/альтруизм и т.д.);
2. Отношение к себе: самооценка, личные запросы и притязания, отношение к своей внешности,
душевному облику, поведению;
А теперь постараемся
определить, что есть "темперамент".
Прежде всего, темперамент - биологическое,
врожденное, а не приобретенное качество
человека. Он от папы и мамы. Темперамент
определяет и обеспечивает скорость, силу
и уравновешенность реакций на раздражитель,
на изменившиеся условия внешней среды.
С точки зрения нейрофизиологии, это взаимосвязь
процессов возбуждения и торможения в
центральной нервной системе, их подвижность,
сменяемость. Второе, темперамент имеет
тесную связь с эмоциями. Поэтому его можно
понимать и как эмоциональную реактивность
и динамику деятельности индивидуума.
Тем самым темперамент придает окраску
всем психическим проявлениям человека,
сказывается на мышлении, темпе речи, ее
ритмике, на мимике, жестикуляции, подвижности,
манере общения. Но темперамент не оказывает
влияния на интересы, увлечения, мотивацию
деятельности, интеллект.
А что же тогда есть "характер"? Формулируя
это понятие, следует учесть, что речь
идет о наиболее устойчивых особенностях
человека, которые появляются в его отношениях
к окружающей действительности и себе.
В характере уже во весь голос звучит воспитание,
жизненный опыт в соединении с темпераментом.
"Здесь дело зависит не от того, что
делает из человека природа, - рассуждал
о характере немецкий философ И. Кант,
- а от того, что сам он делает из самого
себя, ибо первое относится к темпераменту
(причем субъект большей частью бывает
пассивным) и только последнее свидетельствует
о том, что он имеет характер". Характер
- совокупность биологических (врожденных
и социальных), приобретенных, воспитанных
специфических черт человека, определяющих
его поведение, способности к контактам,
постоянство или смену настроения, интересы.
Можно ли менять свой темперамент, если
это врожденное свойство? Сколько людей,
оказавшись не на высоте в той или иной
ситуации, говорят себе: "Что хотите,
то и делайте со мной, да, я какой! Не могу
же я переделать себя!". Иногда это говорится
с апломбом, чаще с раздражением. Такая
фраза как раз и подчеркивает слабости
воли, нежелание, неумение разобраться
в себе; это попытка переложить ответственность
с себя на родителей, на природу: "Таким
уж я уродился!".
Изменить темперамент, пожалуй, нельзя.
А вот направить его в нужное русло, воспитать
те или иные качества, развить интеллект
можно и должно. Многие легко соглашаются
с тем, что темперамент не раз подводил
их. Гораздо труднее человеку признаться
в том, что у него не хватает воли. "Направить
свой темперамент, - говорил выдающийся
русский артист В. И. Немирович-Данченко,
значит проявить волю". Однако не нужно
забывать, что социальная значимость человека,
общественное его лицо определяются не
темпераментом, не строением его тела,
не характером, не типом высшей нервной
деятельности, не интро - или экстравертностью,
а его моральными и деловыми качествами,
его личностью...