Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:20, курсовая работа
Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют все три цвета време¬ни. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх или ужас. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности.
Введение ……………………………………….………3 – 4
Глава 1. Критерии периодизации возрастного развития ……..5 – 9
Глава 2. Классификация юношеской личности ...………….10 – 15
Глава 3. Кризисы юношеской личности …………...……….16 – 21
Заключение …………………………...……………..22 – 23
Список литературы ………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в вуз, сталкиваются с различными трудностями. Для части из них трудно выбрать определенную деятельность. По данным опросов, проводимых сотрудниками Управлений труда и занятости, многие не могут четко указать требования к своей будущей работе, не имеют ясной цели своих поисков. Если же есть представления о будущей работе, сделан выбор, трудно найти соответствующее место.
Количество людей, ищущих работу, в настоящее время достаточно велико. Юноша или девушка, оказавшись одними из претендентов на вакантную должность, должны уметь общаться с людьми, от которых зависит их будущее, т.е. в какой-то мере владеть техникой делового общения и уметь произвести благоприятное впечатление. Обе эти проблемы, в особенности проблема самопрезентации, обостряются из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора.
Найти место работы, добиться, чтобы приняли туда, куда есть желание пойти, обойти конкурентов — значит, согласиться и на определенную оплату труда. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок становится необходимостью, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.
Как показывают отечественные и зарубежные исследования, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказываются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счастливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспечивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разрушить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.
В юности, если нет собственной семьи, можно достаточно долго искать работу, которая устраивала бы во всех отношениях, менять трудовые коллективы и виды деятельности. И поиски работы, если ими движет желание обрести призвание, прекрасны. Их только следует отличать от беспорядочной смены рабочих мест скучающим, всем недовольным и не выносящим трудностей молодым человеком.
Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях вузов, призываются на срочную службу в Вооруженные Силы. Служба в армии — это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих тяжелым испытанием. В то же время армейская жизнь в каком-то плане проще и легче гражданской. Она четко регламентирована, солдату не нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. Для юношей с определенным складом характера она вполне подходит, разумеется, при благоприятных условиях службы.
В настоящее время служба в армии связана с двумя тяжелыми проблемами: наличием «горячих точек» и «дедовщиной». Служба в регионах, где идут или могут возникнуть возобновиться военные действия, опасна, связана с риском потерять жизнь или здоровье. Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. С таким жизненным опытом потом нелегко вернуться к мирной жизни, и во многих случаях бывшим солдатам необходима психотерапевтическая помощь.
«Дедовщина» связана с проникновением в армию криминальной субкультуры. Устанавливаются иерархические отношения; солдаты делятся на группы: старых — новичков, вожаков — «низов». В последнее время становятся важны также национальная принадлежность и землячества.
Известны случаи побегов из части и самоубийств из-за «дедовщины» Если юноша проходит через все испытания, он меняется личностно — становится взрослее и психологически сильнее либо останавливается на уровне психологии «деда», агрессивного и мстительного.
Бегство от общества — еще один вариант организации жизни в юношеском возрасте. Независимо от того, учится юноша или работает, он может выбрать этот путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Если подобное стремление становится преобладающим, работа и учеба бросаются.
Этот вариант нельзя назвать сознательным жизненным выбором. В подобных случаях задача самоопределения обычно не решена и указанные поиски становятся следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума: детство кончилось, взрослым себя не чувствуешь и что делать, не знаешь. К наркотикам и сектантству могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о «серой» жизни, неумение трудиться.
Западные психологи отмечают притягательную силу так называемых юношеских религий. Юношеские религии нередко приводят к разрыву с семьей, передаче гуру всего своего личного имущества. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается болезненная зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. Это достаточно распространенное на Западе явление в последнее время появилось и у нас.
Что касается наркомании, в юности по этой причине погибают многие из тех, кто начал принимать наркотики в подростковом и раннем юношеском возрасте. Деформации личности при наркотической зависимости общеизвестны. О состоянии и жизни наркоманов никто не может знать то, что знают они сами.
Для нормального, здорового человека характерно в принципе равное состояние – чуть лучше, чуть хуже, а для наркомана постоянно: ад – рай – ад – рай. И так до бесконечности.
Крайняя и наиболее трагичная форма бегства от общество – суицид, уход из жизни.
Таким образом, для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению различных невротических реакций. Может начаться обострение хронического заболевания.
Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все складывается для него удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Противоречивость переживаний, свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к самым обобщенным формам, содержащим идеал человеческой жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизировать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть, они нужны, в них существует потребность, доказывается исследованиями и прошлого, и сегодняшнего дня. Нам бы хотелось, увидеть следующую логическую связь, существующую в решении жизненных задач юношеского возраста.
Взрослые в своем отношении к подростку конкретизируют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток получает переживания, необходимые ему для определения своего места в жизни среди других людей; границы этого места задаются степенью осуществимости идеала Я, который может конкретизировать подросток в выборе профессии. Профессия и ее осуществление будут восприниматься в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому себе и другим людям.
Получается, что в отношениях подрастающих
юных людей
со взрослым миром постоянно актуальной оказывается
важнейшая экзистенциальная проблема
– проблема свободы и ответственности
Я за свое же собственное воплощение в
конкретных, бытовых, ежедневных проявлениях
жизни, где чувство реальности собственного
Я дает человеку то достоинство, за которым
другими людьми читается его уверенность
в
наличии у него своего места среди людей.
Когда возникают проблемы в становлении этого переживания,
юноши и девушки сталкиваются с невыносимой
плотностью бытия, которое не поддается
их попыткам найти в нем свое место. Давно
уже был отмечен факт, что юность сравнительно
легко идет на самоубийство. Даже сама
мысль об этой возможности часто является
сладостно-утешительной, снижающей как
бы степень риска перед возможными жизненными
трудностями. Да, юные люди живут большей
экзальтированностью, невыраженными и
неопределенными волнениями и думами,
которые они не могут реализовать в соответствующей
себе форме. Такую форму нельзя найти в
один день
или в один час, на ее поиски могут уйти
годы, для наблюдателя это вообще может
выглядеть как нечто ненормальное, например,
уход в секту, приобщение к вегетарианству,
увлечение каким-то видом коллекционирования
и тому подобное. Все это может быть не
тем, не моим, все это может быть отброшено
или превращено в свою противоположность,
и вчерашний панк может стать примерным
студентом университета, и все
это за короткое время.
Таким образом, исследуемый период жизни представляет
время оперирования человеком со сложнейшими
переживаниями,
непосредственно затрагивающими его экзистенциальность
как духовную, так и физическую. Это время,
когда душа человека находит свое место,
место среди других людей и место в самом
теле человека, которое стремительно меняется,
создавая новый дом для растущей же души.
В этом доме
все должно быть своим, возможно, поэтому
подростки так много двигаются, готовы
без устали танцевать, кричать, бегать.
Эта потребность в движениях не только
помогает освоению внешнего пространства,
но и пространства своего тела, которое
организовано весьма сложно и многоуровнево:
от непроизвольных реакций до сложнейших
произвольных видов активности; установление
иерархических отношений между ними -
одна из задач освоения пространства тела
в подростковом возрасте. Растущее тело
дает много новых переживаний; именно
в это время границы между душой и телом
очень размыты. Недаром во все времена
такое большое внимание уделялось физическому
воспитанию молодых, юных людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Избр. психол. тр. М., 1980. Т. 1. – 423 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. – 395 с.
4. Возрастная и педагогическая психология. Сборник статей. М., 1992. Лтнтш А. А. Л. С. Выготский. М.. 1990. – 255 с.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
6. Обухова Л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996,-374с.
7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир// Проблемы общей психологии. М., 1973.
8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие Издательство: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
9. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. – 255 с.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. – 342 с.
11. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития M., 1995. – 412 с.