Криминальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также психологические пути воздействия на него. Известное во всем мире латинское слово crim означает преступление. Наукой о внутреннем мире человека является психология (в переводе с греческого - учение о душе). Таким образом, в буквальном смысле криминальная психология - это наука о субъективной стороне преступления, его внутренней детерминации и личности преступника.

Вложенные файлы: 1 файл

курсаааач.docx

— 41.07 Кб (Скачать файл)

Важным регулятором  поведения потерпевшего является уровень  развития самооценки, уровня притязаний и тревожности. Детальное изучение проблемы тревожности в связи  с виктимностью показало, что данная психологическая характеристика является одним из основных показателей жертв  преступлений.

Тревожность (как психологический показатель) является субъективным проявлением  неблагополучия личности. Уровень тревожности  может быть повышен при тяжелых  нервных, психосоматических заболеваниях, а также у здоровых людей, которые  пережили стрессовую ситуацию. В некоторых  случаях тревожность может быть показателем негативной Я-концепции, или неблагоприятного экологического фона (А.И. Прихожан).

Известный исследователь  тревожности Ч. Спилбергер считает, что тревожность - это сложный  психобиологический феномен и предлагает рассматривать тревогу как состояние, а тревожность как свойство личности. Тревога, с точки зрения автора, есть реакция на опасность, которая угрожает индивиду. Функционально тревожность  не только предупреждает субъекта о  возможной опасности, но и подталкивает его к поиску и конкретизации  этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета. Тревожность проявляется как  чувство неуверенности в себе, в бессилии перед внешними факторами, преувеличении их силы и угрожающего  характера.

Следующий психологический  показатель, который может иметь  генерализованное влияние на поведение  жертвы, - это уровень притязаний. Исследователи (Л.В. Бороздина, Б.В. Зейгарник, Ю.В. Чуфаровский) связывают его с  феноменом "аффекта неадекватности". Под "аффектом неадекватности" подразумевается  негативное эмоциональное состояние  человека, которое возникает при  неуспехе в деятельности и характеризуется  игнорированием самого факта неуспеха и нежеланием признавать самого себя виновным в этом неуспехе. Данную психологическую  характеристику возможно выявить, изучая уровень притязаний человека, ведь трактовка уровня притязаний (как индивидуального стереотипа выбора целей) имеет значение для определения мотивации, уровня социальной регуляции поведения, эффективности работы механизмов адаптации-дезадаптации личности. Исследователи уровня притязаний (К. Левин, Ф. Хоппе, В.М. Мясищев, Е.О. Серебрякова, Л.В. Бороздина) считают, что уровень притязаний - важное личностное образование, способ самоосуществления индивида и играет большую роль в выборе определенных жизненных целей деятельности на повышение и снижение престижа личности.

Сегодня можно, по мнению ученых, признать связь самооценки и уровня притязаний и утверждать, что первая составляет базис второго. Совпадение уровня притязаний и самооценки нельзя назвать корреляционной константой и уровень притязаний - не показатель или часть самооценки. Использование  самооценки как самостоятельной  характеристики человека дает возможность  выявить уровень критичности, что  С.Я. Рубинштейн считал верховым образованием личности. Б.В. Зейгарник считала  критичность особенно важным критерием  развития личности и оценкой психической  деятельности, фактором, который свидетельствует  о сохранности структур личности.

В процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностных ориентаций, одного из основных структурных образований  зрелой личности. Ценностные ориентации обусловливают цели, идеалы, убеждения, интересы, направленность личности и  составляют основания оценок окружающей действительности и ориентации в  ней; во многом определяют позицию человека, формируются при усвоении социального  опыта.

Состояние физиологичного аффекта у потерпевшего в момент совершения преступления может содействовать  искаженному восприятию, уменьшать  и сужать объем восприятия, приводить  к неправильной оценке ряда фактов, признаков, деталей.

Под физиологичным  аффектом понимают сильное и относительно кратковременное состояние, связанное  с резким изменением важных жизненных  обстоятельств. Чаще всего сопровождается резко выраженными двигательными  проявлениями и изменениями функций  внутренних органов (сердцебиение, внутричерепное давление, покраснение кожных покровов, учащения ритма дыхания). Аффект развивается  в критических для субъекта условиях при его неспособности найти адекватный выход из опасных, чаще всего, неожиданных ситуаций. Следует отличать патологический аффект, что характеризуется сужением сознания, вплоть до полной потери сознания и может завершиться амнезией.

При физиологичном  аффекте, нередко встречающемся  при совершении преступления, которое  направлено против другого человека, у потерпевшего искажается правильная оценка своих действий, ухудшается восприятие реальной обстановки. В  подобных состояниях потерпевший может  ошибиться, оценивая физические данные преступника, количество правонарушителей, характер действий, ситуацию вокруг, присутствие  свидетелей. Однако сильные переживания, которые имел потерпевшего в момент совершения преступления, чаще всего  делают восприятие более глубоким, ярким, дают возможность надолго  запомнить даже незначительные детали, события, признаки внешности преступника.

Суггестивность. Под сугестивностью понимают воздействие  на психическую сферу человека (потерпевшего), связанную со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, с отсутствием  целенаправленного понимания, развернутого логического анализа и соотношения  с прошлым опытом и данным состоянием субъекта (К.К. Платонов, В.Н. Мясищев), представляет собой совокупность внушаемых установок (Д.Н. Узнадзе). Уровень суггестивности определяется: свойствами суггестора (социальный статус, обаяние, харизма, волевое, характерологическое и  интеллектуальное превосходство); особенностями  суггеренда (степень внушаемости); отношениями  между ними (авторитетность, зависимость, доверие); способом конструирования  сообщения (аргументированность, логические и эмоциональные компоненты, воздействия). Суггестивность потерпевшего определяется внутренней готовностью потерпевшего поддаться и покориться влиянию  преступника. Особенно внушаемыми являются подростки, старики и женщины  климактерического возраста, хотя уровень  внушаемости (как и уровень устойчивости к аффектам) во многом зависят от уровня развития моральной мотивации  личности.

Л.В. Франком  было выявлено, что мужчины в возрасте от 20 до 49 лет составляют основную группу потерпевших от преступлений. Риск их повышенной виктимности связан с  их антиобщественным поведением, алкоголизацией, частыми контактами с потенциальными преступниками, причем, 8,5 % от общего числа изученных потерпевших были "рецидивными" жертвами.

А.В. Тимченко, В.Е. Христенко, Д.В. Ривман определили основные направления профилактики виктимности: использование оборонных  возможностей потенциальных потерпевших  и средств защиты; обучение приемам  позитивного разрешения опасных  ситуаций; правовая пропаганда, правовое обучение; переориентация оперативно-розыскной  деятельности с преступника на потерпевшего с целью организации предотвращения преступлений.

По мнению Д.В. Ривмана, виктимологическая профилактика преступлений складывается из трех основных направлений:

1. Общая виктимологическая  профилактика, направленная на выявление  и коррекцию поведения виктимогенных  социальных групп;

2. Идивидуальная  виктимологическая профилактика, направленная  на выявление потенциальных потерпевших,  их обучение и защиту и на  защиту и коррекцию поведения  реальных потерпевших от преступлений;

3. Профилактика  конкретных преступлений с использованием  виктимологической информации, а  также тактических возможностей  пресечения преступлений определенного  типа в зависимости от свойственных  им виктимологических особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

             « Уральская государственная  юридическая академия»

               Кафедра правовой психологии  и судебных экспертиз

 

 

 

 

                                           Курсовая работа на тему

                                        «Криминальная психология.

                        Психология преступника и     жертвы преступления»

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          2013 г.

                           Список использованной литературы:

1.Антонян  Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология  преступника и расследование  перступлений.М.,1996.

2.Преступность  и социальная психология. М., Юридическая  литература.,1971.

3.Прозерев  А.В. Криминальная психология: Курс  лекций в 2 ч. - Калининград: КЮИ  МВД России.,2000.

4. Конев А.А. Преступность и ее реальное состояние. Н. Новгород, 1993.

5. Совюк Л.К. Криминологическое учение о преступности: понятие, признаки, тенденции. М., 1990.

6. Абельцев  С.Н. Личность преступника и  проблемы криминального насилия.

-М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и ПРАВО .,2000.

7. Кандыба  В.М. Криминальный гипноз. Примеры  технологий криминального психовоздействия.- СПб .;2001.

8. Зелинский  А.Ф. Криминальная психология  – Киев, 1999.

9.Пирожков  В.Ф. Криминальная психология. М.: « Ось -89», 2001.

10. Кудрявцев  И.А., Ратинова Н.А. Криминальная  агрессия. М.,2000.

11. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение – Красноярск ,1998.

12. Криминология. СПб.,1992.ъ

13.Образцов  В.А. Выявление и изобличение  преступника. М.,1997.

14.Волков  В.Н.; Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

15.Еникеев  М.И. Основы общей и юридической  психологии. М., 1996.

16. Интернет  ресурсы.

 

 

 

                                                     Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. 1.1. Предмет и задачи криминальной психологии………………..………….. 4

Глава 1.1.2. Методы криминальной психологии….…………………………………………. 5

Глава 2.2.1. Психология преступника ………………………………………………………………. 7

Глава 2.2.2 Психология жертвы преступления. .……………………………………………. 12

Заключение……………………………………………………………………………………………………… 20

Список использованной литературы……………………………………………………………… 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

Известное во всем мире латинское слово crim означает преступление. Наукой о внутреннем мире человека является психология (в  переводе с греческого - учение о  душе). Таким образом, в буквальном смысле криминальная психология - это  наука о субъективной стороне  преступления, его внутренней детерминации и личности преступника.

Центральной криминологической проблемой является личность преступника. Необходим дифференцированный подход к личности правонарушителя  в зависимости от характера преступной деятельности, формы вины, степени  социального отчуждения. Криминологическое  учение о субъекте преступления не может игнорировать также онтогенез  личности, в том числе ее наследственность.

Междисциплинарной проблемой криминологии и уголовного права выступает криминальная мотивация. Речь идет о субъективной стороне  преступления, которая в уголовно-правовой теории традиционно рассматривается  как вина лица, нарушившего уголовный  закон, и основание уголовной  ответственности. В криминологии мотивация - это внутренний "механизм" преступного  поведения, его личностный смысл. Полагаю, что объединений этих двух концепций  в межотраслевой криминальное психологии пошло бы на пользу науке и практике.

Криминальная  психология изучает мотивацию различных  видов преступного поведения, в  частности преступной деятельности, импульсивных и привычных поступков. Криминологическая характеристика корыстное и агрессивной преступности, а также "беловоротничковой", экономической, невозможна без использования психологических  методов исследования.

 

 

 

 

 

 

                                                          Заключение

Личность преступника является необходимым элементом анализа преступности. Ее криминологическая характеристика выявляет те признаки, свойства, черты, которые в своей совокупности закономерно порождают преступное поведение, проявляются в нем либо помогают определить его причины. Однако, понять любое поведение человека, в том числе и преступника, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических явлений и процессов.

Информация о работе Криминальная психология