Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:51, реферат
Говоря о взрослости, следует различать взрослость физиологическую (критерии установлены медициной), гражданскую (правовой аспект взрослости). Мы говорим о взрослости психологической, когда взросло, т.е. стало зрелым, сознание. Человек по мере взросления научается управлять своим телом, механизмами и машинами, психологически оставаясь ребенком до тех пор, пока не научится управлять собственным сознанием. Это не менее трудный процесс, чем управлять автомобилем, электровозом, ракетой. Здесь надо хорошо владеть вполне конкретным набором операций, которому учат профессионалы, специалисты. Управлять собой человек учится всю жизнь, кто более, кто менее успешно, и от этого зависит то, что сделает человек со своей жизнью.
Введение……………………………………………………………………………..…………1
Взрослость как психологический период…………………………………..….2
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости………………..…..
4.особнности развития в период ранней взрослости…………………………….
5. Аффективная сфера…………………………………………………………….....
6.Раняя взрослость…………………………………………………………………...
7.Заключение………………………………………………………………………………………………...19
8.Библиография…………………………………………………………………………………………….20
Манифестация подростковых проблем может проявляться в виде различных фобий (школьные фобии, социальные фобии).
Базальной
потребностью этого возраста является
внимание в первую очередь со стороны
значимых взрослых, поэтому большое
значение приобретают стратегии
воспитания, которых придерживаются
родители. Эти стратегии оказывают
большое влияние на формирующуюся
личность подростка, на особенности
его характера, отношения с окружающим
миром, в том числе с физическим
миром вещей, что может впоследствии
повлиять на выбор жизненной стратегии
и будущей профессии в
Огромное значение в этом возрасте имеет общение со сверстниками – это не только источник появления новых интересов, но и становление норм поведения. Интимно-личностное общение со сверстниками – один из важнейших аспектов ведущей деятельности этого возраста.
К новообразованиям относятся: формирующееся чувство взрослости, «МЫ- концепция», которая может проявляться при формировании реферетных подростковых групп. Типичной чертой, присущей подросткам таких групп, является повышенная комфортность.
Неприятие
взрослыми сложного и противоречивого
поведения ребенка в
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Главные проблемы,
требующие своего разрешения в период
ранней взрослости,— это достижение
идентичности (в противоположность
смешению ролей) и близости (в противоположность
изоляции). Близость требует установления
приносящих взаимное удовлетворение тесных
отношений с другим человеком
и представляет собой единение двух
идентичностей, но без утраты каждым
индивидуумом своих неповторимых особенностей.
Изоляция же наступает в результате
невозможности или
Возрастные часы — внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.
Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни. Социальный возраст — степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.
Психологический возраст — характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.Психофизиологические функции — функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.
Аффективная сфера.
Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.Мотивационная сфера.С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и внутренних обстоятельств — усиливаться. Это позволяет человеку принимать более взвешенные решения и приводит к большему проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом, происходит становление социально зрелой взрослой личности. Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний.Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл — все эти стремления в ранней взрослости не развиты полностью, а находятся в стадии становления. При реализации собственной мечты от молодых людей требуется активное позитивное строительство взрослой жизни — самостоятельный выбор жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей. При принятии решений мужчинам свойственно опираться на мотив «потребность», а женщинам — «долженствование» (Ермолин А. В., 1996).Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено по крайней мере 5 основными мотивами. Это — любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений. Мотивы отказа супругов от многодетности: 1) ограничение по возрасту; 2) плохие материальные и жилищные условия. Мотивация разводов. Причины: 1) несоответствие (несовместимость) характеров; 2) нарушение супружеской верности; 3) плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников); 4) пьянство (алкоголизм); 5) вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак; 6) осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок. Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний. В то же время отсутствие этих изменений в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования. Для людей, перешагнувших порог 30-летия, важной ценностной ориентацией становится семья. Любовь как ценность уступает первое место счастливой семейной жизни, перемещаясь по рангу в группу предпочитаемых ценностей. С возрастом снижается, но остается значимой ценность наличия друзей (с 3-го на 5-е место). Также остаются стабильными ценности, связанные с работой (интерес к ней, хороший коллектив, повышение квалификации. Наиболее заметны возрастные изменения в системе ценностей мужчин и женщин. Если у мужчин в 20—23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30—33 года — семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин 20—23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30—33-летних — семья, уверенность в себе и творчество.
Ранняя взрослость
Специфика
когнитивной сферы лиц, достигших
20–40 лет, обусловлена не только хронологическим
возрастом и изменениями
Динамика и направление развития познавательных психических процессов могут быть как положительными, так и отрицательными. Это зависит от следующих факторов. В качестве внутреннего фактора выступает уровень одаренности индивида – характеристика степени выраженности и природных способностей, определяющих успешность индивида в определенном виде деятельности. Известно, что у более одаренных людей интеллектуальный прогресс более длительный. Необходимо учитывать также внешний фактор – это совокупность условий, зависящих от социально-экономических и культурных условий. Таким образом, можно сказать, что развитие когнитивной сферы в возрасте 20-40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности.
Отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой взрослые могут использовать все те способности, которыми обладают. Приобретенный в детстве и юности интеллектуальный потенциал человек использует для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период некоторые ученые называют периодом достижения (Шайи, 1986 г.). Успешно справляясь с этим, человек приобретает определенную степень личной независимости и переходит к следующей фазе когнитивной зрелости – периоду социальных обязанностей.
Особенности развития эмоций. Наиболее характерно аффективную сферу этого возрастного периода отражает кризис 30 лет или как его часто называют психологи – «ловушка 30 лет».
Главные проблемы этого возраста – достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Одной из основных потребностей становится поиск близости с любимым человеком и деятельности, в которой человек сможет наиболее эффективно реализовать себя. Нереализованность в этих двух сферах может говорить о наличии возрастного кризиса. Началом кризиса, как правило, является достаточно значимое событие, оно выявляет такие качества личности, как незрелость, желание продлить молодость любой ценой, чаще всего с помощью ухода от принятия жизненно важных решений. Кризис может тянуться годами и заканчивается с изменением структуры личности на более взрослую. В этом случае человеку приходится пересматривать приоритеты и, возможно, позволять себе полностью изменить жизненный сценарий.
Система ценностей, присущая человеку в этом возрасте индивидуальна, но существуют и общие тенденции (табл. 3).
Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста можно считать профессиональное самоопределение и создание семьи.
Заключение
Период взрослости — это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше)
Главные проблемы этого возраста – достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Одной из основных потребностей становится поиск близости с любимым человеком и деятельности, в которой человек сможет наиболее эффективно реализовать себя. Нереализованность в этих двух сферах может говорить о наличии возрастного кризиса. Началом кризиса, как правило, является достаточно значимое событие, оно выявляет такие качества личности, как незрелость, желание продлить молодость любой ценой, чаще всего с помощью ухода от принятия жизненно важных решений. Кризис может тянуться годами и заканчивается с изменением структуры личности на более взрослую. В этом случае человеку приходится пересматривать приоритеты и, возможно, позволять себе полностью изменить жизненный сценарий.
Список литературы.
Информация о работе Критерии взрослости. Аффективная сфера в период ранней взрослости