Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:29, контрольная работа

Краткое описание

Научному наследию Л.С.Выготского посвящено немало обобщающих работ (А.Г.Асмолов, Д.Верч, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, М.Коул, А.А.Леонтьев, Л.Ф.Обухова, А.А.Пузырей, Б.Д.Эльконин и др.); понятие «культурно-историческая концепция», прочно связанное с его именем, является для научно-психологического сознания настолько привычным, что, казалось бы, уже не требует никаких комментариев. Тем не менее, сегодня оно воспринимается несколько иначе, чем во времена Л.С.Выготского. Как отметил В.П.Зинченко, для современного исследователя термин «культурно-историческая психология» всё больше ассоциируется с этнографией, кросс-культурной психологией, психологической антропологией, взятых в исторической перспективе, но во времена Л.С.Выготского слово «исторический» было связано по преимуществу с идеей внесения в психологию принципа развития, а слово «культурный» акцентировало принцип включённости ребёнка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, накопленного человечеством. Сегодня культурно-историческая психология могла бы называться интерактивно-генетической: интерактивной – потому что Л.С.Выготский акцентирует внимание на способах и средствах реального взаимодействии ребёнка с его специфическим социально-культурным окружением, в котором развиваются его психика и сознание, а генетической – потому что в ней реализуется принцип развития [3, с. 41].

Вложенные файлы: 1 файл

elk.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

            3) написание пяти «мини-автобиографий» из десяти элементов: а) сказок, историй, запомнившихся испытуемым и, как им кажется, повлиявших на их дальнейшую жизнь,
б) игр и игрушек,  детских ритуалов, в) звуков, г) запахов, д) вкусов, е) фотографических образов-«картинок», ж) вещей: для выполнения этого задания испытуемым предлагались бланки с обозначениями основных возрастных этапов (в годах) - им нужно было назвать

событие, произошедшее в определённом возрасте, и связать его со сказкой (сказочным персонажем), звуком, вкусом и т.д. Это позволило нам в пространстве анализа каждого испытуемого выйти на систему индивидуальных концептов и символов, а также (косвенно) текстов, которым субъективно придан статус прецедентных;

4) конструирование образа себя и своей биографии из 5 героев/сюжетов сказок и книг по формуле: «Я и моя жизнь = . . . + . . . + . . .»  и т.д Подобные авторские наборы при их анализе  выводят на архетипические прототипы и (косвенно) на определённые сюжеты, то есть опосредованно указывают на «темы» и мотивы автобиографического самоописания. Интересная работа для психолога состоит и в интерпретации всей совокупности данных персонажей в единый образ, который испытуемый считает конгруэнтным собственным особенностям;
            5) написание литературной автобиографической истории из 10 фраз, начинаюшейся словами «Моя жизнь похожа на историю о …» - испытуемые в этой серии получили возможность указать жанр своих сценариев и протообразы и протосюжеты для самоидентификации;
           6) написание автобиографической фантазии на любой сказочный сюжет с указанием прототипа (например, «Я – Колобок (Винни-Пух, Буратино, Иванушка-Царевич, Гарри Поттер, Ёжик-ни головы, ни ножек и т.п.)…»). Исходя из характеристик указанных героев и стратегий их поведения, мы получали «элементы» самопостроения.  
           Эти и другие приёмы позволили собрать довольно большой массив информации, дополшненный эмпирическим анализом содержания индивидуальных концептов испытуемых с помощью эвристической серии приёмов проективного типа, условно названную «Концепты субъективной семантики личности». Среди прочих, использовались следующие задания: 1) называние не менее 5 понятий (метафор), которые обозначают события/явления/процессы, сделавшие испытуемого, по его мнению,  именно тем, что он есть; 2) выражение своей рефлексируемой сущности в одном слове, в двух словах, в 5 словах, в 10 словах; 3)  изложение в 10 словах сюжета фантастического романа о себе, который гипотетически мог бы написать испытуемый; 4) описание самого главного, ценностного, с точки зрения события его жизни, в 10 существительных; 5) перечисление 5 слов, которые носят для испытуемого «судьбоносный» характер; 6)  придумывание себе 5-словного имени, отражающего рефлексию своей жизни, своих смыслов; 7) «прятание» себя в в образах и т.п.
            Совокупно проводимые нами исследования самоописаний и автобиографических нарративов позволили сделать несколько осторожных обобщений.

1. На наш взгляд, семиотическим ресурсом для самоинтерпретации и самопостроения служат: 1) «классические» литературные тексты, получившие в течение длительного времени максимально широкое распространение в этнокультуре, к которой принадлежит субъект (сказки и фольклорные тексты, наставительные и религиозные тексты, классические произведения литературы и т. п.); в основном такие тексты усваиваются в процессах первичной социализации под влиянием микро- и макросоциальной среды и составляют основу так называемых «бродячих» (архетипических) сюжетов, трансформирующихся под влиянием времени; 2) тексты, составившие такой же широкий «репертуар» для определённого этапа культурно-исторического развития социума, возрастных когорт и определённых экономических и идеологических условий (часто они  продукт вторичной социализации, результат пропаганды и идеологии); 3) тексты, не являющиеся частотными и пропагандируемыми в доступном субъекту времени и слое культуры, но персонально отобранные им для самого себя в процессе жизни на том основании, что, с его точки зрения, они в большей или меньшей степени объективируют именно его собственные смыслы и переживания (их можно считать продуктами персонального культурного социогенеза).

2. Думается, что в повествованиях о себе часто может быть вычленен центральный повествовательный мотив как инвариантная семантическая конструкция самоописания/самопереживания, ведущая к выбору и использованию определённого набора жизненных стратегем (или несколько таких мотивов). Эти повествовательные мотивы могут

репрезентировать субъективные смыслы и модели переживания и связывать автобиографические тексты и их прототипы в единое смысловое пространство, а также и отражать характер первичной социализации с точки зрения поощряемых микросоциальным окружением стратегий жизни.

3. На наш взгляд, процессы нарратизации превращают данные «сырого» жизненного опыта как непрерывно длящегося потока перекрывающих друг друга действий и случаев, в жизненные сюжеты как в авторски построенные распределения событий в повествовании о себе, подчинённые персональным смыслам. Авторизованное таким образом  событие  демонстрирует меру «присвоения» конкретным субъектом реально случившегося (жизненного опыта). В акте наррации, в автобиографическом тексте субъект и культурные артефакты «смешаны». Без этой герменевтической активности субъекта, насыщающей события смыслами, биографический текст был бы ничем иным, как перечнем застывших бинарных оппозиций, и тогда о жизни нельзя было бы поведать по-человечески, то есть превращая действия во взаимодействия.

4. Будучи принципиально ориентированными на другого даже в автокоммуникации, автобиографические нарративы одного и того же человека, созданные им на разных отрезках жизни, могут заметно различаться. «Исправления» свидетельствуют о постоянной внутренней обработке автобиографического материала, вытекающей  из факта непрерывного «дления» человеческой жизни  осмыслению может быть подвергнуто лишь то, что уже случилось, произошло и закончилось. Может быть, в периоды взрослых возрастных кризисов  эта работа по переосмыслению и трансформации совершается особенно интенсивно. Статусом автобиографических могут наделяться и вовсе отсутствующие в жизни субъекта, вымышленные события, «ложные воспоминания» и откровенные фантазии («квазижизни», «легенды о себе»). Эти последние оказываются «чистым продуктом» нарратизации автобиографии, моментами субъективного «творения смыслов» из социокультурной ткани.

              5. Каждое ассимилированное в автобиографию последнее событие создаёт своеобразную «когерентную волну»,  которая позволяет переосмыслить события прошлого и определить пространство (смыслов, целей, замыслов), в которое на какое-то время будет длиться человек  это пространство «требует» свершения таких событий, которые бы внутренне были связаны с упорядоченными предыдущими, лежали бы в их логике, объясняли, подтверждали и оправдывали бы их.  В реальности это выступает как внутреннее согласие, признание субъектом того, что данное событие должно было случиться в его жизни,, и переосмысление окружающего его опыта как указывающего на то, что нечто, связанное теперь с пережитым событием, будет иметь место в дальнейшем. В этом смысле конструирование автобиографии есть не только подытоживание того, что прожито, но и некоторая разметка будущего.

6. Конструирование автобиографического нарратива, вероятно, может начинаться с первых вспышек осознания себя, но из множества реально совершаемых и претерпеваемых действий и случаев лишь некоторые фиксируются в автобиографии. А.Адлер, разрабатывая технику анализа ранних детских воспоминаний, одним из первых понял их значимость для последующего выстраивания жизненной стратегии и формирования прочных установок относительно самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Зафиксированное в автобиографической памяти событие   это некая предельно сжато кодированная ментальная запись мгновенно свершившегося действия (случая), синкретичная по своей природе и требующая специальной интеллектуальной работы по её обращению в слова, пересказыванию и объяснению. Само свершившееся с субъектом событие необратимо, его нельзя «отыграть назад», но словами и интерпретациями жизни можно придать необходимые значения и смыслы.

 

Библиографический список

 

1. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка // Л.С.Выготский Собр. Соч. – В. 6-ти тт. – Т. 6.  Научное наследство. – М.: Педагогика, 1984. – С. 6-90.

2. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации высших психических функций // Л.С.Выготский Собр. Соч. – В. 6-ти тт. – Т. 1.  Вопросы теории и истории психологии. – М.: Педагогика, 1982. – С. 168-174.

              3. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии. – 1993. - № 4. – С. 41-51.

4. Гирц К. Интерпретация культур. -  М.: РОССПЭН, 2004. - 560 с.

5. Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum Philosophicum. – М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1988. – 480 с.

6. М.Коул Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 432 с.

7. Кудрявцев В.Т. К методологии исследования личности и личностного роста в культурно-исторической психологии // Московский семинар по культурно-исторической психологии, 2004.  9 с. (http://www.tovievich.ru)

8. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С.Выготского. – Самара: Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 1998. – 61 с.

9. Сапогова Е.Е. Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности // Известия ТулГУ. Серия «Психология» / Под ред. Е.Е.Сапоговой. – Вып. 3. – Тула: ТулГУ, 2003. – С. 196-214.

10. Сапогова Е.Е. Игры с самим собой: Я-метаформы в содержании индивидуальных нарративов субъекта // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – С. 104-107.
               11. Сапогова Е.Е. «Легенды о себе»: к проблеме интерпретации личностных мифологем взрослых в психологичексом консультировании // Психологическая служба . – 2003. - № 2. – С. 88-102.

12.  Сапогова Е.Е. Психологические аспекты интервенции негативных индивидуальных реалий взрослого мира в современные тексты для детей // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология. Сборник научных трудов / Под науч. ред. Ю.Н.Карандашева, Т.В.Сенько. – Минск: Карандашев Ю.Н., 2003. – С. 103-112.
              13. Сапогова Е.Е. Ребёнок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника.  Тула: Приокское книжное издательство, 1993. – 264 с.

14. Сапогова Е.Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива // Известия ТулГУ. Серия «Психология» / Под ред. Е.Е.Сапоговой. – Вып. 5. – Часть I. - Тула: ТулГУ, 2005. – С. 200-228.
               15. Сапогова Е.Е. Семейный нарратив как прецедентный текст для ребёнка // Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции «Социокультурная герменевтика: теоретико-методологическое обоснование в контексте развития толерантности». – Кемерово: Графика, 2002. – С. 97-101.
              16. Сапогова Е.Е. Человек как знак для самого себя: о концептах самоинтерпретации и самопостроения субъекта // Развивающийся человек в пространстве культуры: Психология гуманитарного знания. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.Е.Сапоговой. – Тула: ТулГУ, 2004. – С. 191-197.

17. Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Материалы к специальному курсу.  Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2002 (http://www2.usu.ru/philosophy/soc_phil/rus/courses/narratology.html).
              18. Уайт Ш.Г. Предисловие // М.Коул Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – С. 11-15.

19. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. - М.: Изд-во УРАО, 2000.   184 с.

 

Ключевые слова:  культурно-историческая концепция, взаимодействие, смысл,  текст,   нарратив,  нарративная психология, событие,  автобиография, субъект, культурный социогенез.
           Аннотация: в работе постулируется наличие внутренних связей и преемственности между  культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского и современной нарративной психологией по линии ключевых понятий «взимодействие», «текст», «культурное опосредствование», «культурный социогенез»; предложено авторское понимание процесса создания автобиографического нарратива  как когнитивного наложения  культурных прототипов и нарративных форм на цепочку индивидуальных жизненных случаев; описан ряд эмпирических методик, использованных в анализе автобиографических нарративов взрослых.
            Сведения об авторе:
            1.Фамилия, имя и отчество: Сапогова Елена Евгеньевна
            2. Ученые степени и звания, образование, профессия, занимаемая должность, место работы: доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Тульского государственного университета
            3.  Город/регион,  адрес (с индексом), рабочий телефон,  домашний телефон: 300062, Россия, г. Тула, ул. М.Горького, д. 7, кв. 53, р.т. (0872) 35-36-79, д.т. (0872) 47-14-43
            4. E-mail и адрес личной страницы в Интернете: e-mail: les@dom.tsu.tula.ru  http://www.esapogova.narod.ru



Информация о работе Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского