АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРАПо А. Е. Личко, "акцентуации
характера – это крайние варианты нормы,
при которых отдельные черты характера
чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается
избирательная уязвимость в отношении
определенного рода психогенных воздействий
при хорошей, даже повышенной устойчивости
к другим".
Определение черты характера
по Б. Г. Ананьеву
"Чертой характера является
или становится лишь существенное
отношение к обстоятельствам
жизни и к собственным действиям.
Принципиальность, жизнерадостность,
честность, требовательность, строгость,
чуткость, общительность и другие черты
характера представляют собой определенные,
укоренившиеся в личности отношения к
окружающей действительности, обществу,
труду, другим людям, самому себе".
По степени выраженности Личко
выделяет явные и скрытые акцентуации. Явная акцентуация
– крайний вариант нормы. Черты характера
при этой акцентуации достаточно вы-ражены
в течение всей жизни, не наступает декомпенсации
при отсутствии психотравм. Скрытая акцентуация
– обычный вариант нормы. Черты характера
этого типа проявляются в основ-ном при
психотравмах, но не отмечается хронической
дезадаптации.
ПСИХОПАТИЯ
Если акцентуация характера
является крайним вариантом нормы, то
психопатия – это патология характера.
По П. Б. Ганнушкину,
"психопатии – это
аномалии характера, которые определяют
весь психи-ческий облик индивидуума,
накладывая на весь его душевный склад
свой властный отпечаток, в течение жизни
не подвергаются сколько-нибудь резким
изменениям и мешают приспособиться к
окружающей среде".
Чтобы более всесторонне определить
психопатии, можно рассмотреть несколько
определений этого понятия.
По выражению Балля,
"Психопатические личности
– постоянные обитатели области,
пограничной между душевным здоровьем
и душевными болезнями, как неудачные
биологические вариации, как чрезмерно
далеко зашедшие в сторону
от определенного среднего уровня
или нормального типа".
Шнейдер: "Психопатические
личности – это такие ненормальные личности,
от ненормальности которых страдают или
они сами, или общество".
Крепелин о психопатических
личностях говорит как об инфантильных
(парциальный, неравномерный инфантилизм;
чаще проявляется в области воли и чувств):
"Впечатление чего-то недоразвитого,
детского, например, повышенная внушаемость,
склонность к преувеличению, чрезмерная
фантазия у истериков, слабая воля у неустойчивых…".
Критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова
Патология характера (психопатия)
всегда характеризуется тремя признаками
(критерии Ганнушкина – Кебрикова):
1) тотальностью;
2) стабильностью;
3) дезадаптацией.
Отсутствие хотя бы одного критерия
исключает психопатию.
Классификации психопатий
Существует несколько классификаций
психопатий по различным признакам. Психопатии
можно классифицировать по степени тяжести:
• тяжелая,
• выраженная,
• умеренная.
Можно разделять психопатии по причине возникновения:
1. Конституциональные (или истинные, генуинные, "ядерные").
В возникновении конституциональной психопатии
решающий фактор принадлежит наследственности.
К ним чаще относятсятакие типы психопатий:
циклоидная, шизоидная, психастеническая,
эпилептоидная.
2. Приобретенные (психопатическое, или патохарактеро-логическое
развитие). При психопатическом развитии
главное – неправильное воспитание, негативное
влияние среды. В данном случае выявляются
возбудимое, истероидное, неустойчивая
психопатия.
3. Органические. Последние развиваются вследствие
действия на мозг пренатальных, натальных
и ранних постнатальных (первые 2-3 года)
патологических факторов (интоксикации,
инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.).
После органического поражения головного
мозга чаще отмечаются возбудимая и неустойчивая
психопатия.
Разные авторы предлагают разную типологию
психопатий и акцентуаций характера. Например,
так выглядит классификация, предложенная
А. Е. Личко:
• гипертимный,
• циклоидный,
• лабильный,
• астено-невротический,
• сензитивный,
• психастенический,
• шизоидный,
• эпилептоидный,
• истероидный,
• неустойчивый,
• конформный
Кроме отдельных типов психопатий
Личко выделяет также смешанные, например:
гипертимно-неустойчивый, сензитивно-психастенический
и др.
Э. Г. Эйдемиллер предлагает
свою классификацию, близкую к типологии
Личко, в разработанном им методе аутоидентификации
и идентификации по словесным характерологическим
портретам.
Несколько отличная классификация
акцентуаций черт характера (демонстративный, педантичный,
застревающий) и акцентуаций черт темперамента
(гипертимная личность, дистимическая,
аффективно-лабильная, аффективно-экзальтированная,
тревожная), а также сочетания акцентуированных
черт характера и темперамента (экстравертированная и интровертированная
личности) предложена К. Леонгардом.
Интересное описание разных
типов характера предлагает Д. Дриль. Он
исследует антисоциальное поведение "нервных
истериков, алкоголиков, эпилептиков",
а также анализирует некоторые болезни,
уголовные дела, причины совершения преступлений
и связь с особенностями характера. Кроме
того, Дриль характеризует некоторые персонажи
из художественной литературы (например,
тип Рудина, Обломова). Дает общую характеристику
"оскуделых натур".
Ф. Шольц описывает патологию
детских характеров, формирование акцентуаций
характера и психопатий в соответствии
с разными типами воспитания, наследственности.
Он использует простые названия для разных
типов характера, как-то: капризный ребенок,
боязливый, спесивый (ненормальности в
области чувств и ощущений), ветреный ребенок,
любопытный и скрытный (ненормальности
в области чувств и впечатлений), беспокойный,
жадный, склонный к разрушению (ненормальности
в области воли и действий). Предлагает
методы коррекции, воспитания для детей
с разными типами характера.
В. В. Пушков и Г. А. Харитонов
рассматривают зависимость психопатических
расстройств подростков от их возраста,
пола, условий воспитания, наличия органических
нарушений.
Для диагностики акцентуаций
характера и психопатий используются
следующие методики: ПДО (патохарактерологический
диагностический опросник), метод идентификации
Эйдемиллера, методика Леонгарда-Шмишека,
MMPI.
23. Способности
и механизмы их развития.
Когда мы пытаемся понять и
объяснить, почему разные люди, обстоятельствами
жизни поставленные в одинаковые или примерно
одинаковые условия, достигают разных
успехов, мы обращаемся к понятию способности,
полагая, что разницу в успехах можно вполне
удовлетворительно объяснить ими. Это
же понятие используется нами тогда, когда
нужно осознать, в силу чего одни люди
быстрее и лучше, чем другие, усваивают
знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности»,
несмотря на его давнее и
широкое применение в психологии,
наличие в литературе многих
его определений, неоднозначен. Если
суммировать его дефиниции и попытаться
их представить в компактной классификации,
то она будет выглядеть следующим образом:
Способности — свойства души
человека, понимаемые как совокупность
всевозможных психических процессов и
состояний. Это наиболее широкое и
самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее
время им практически уже не пользуются
в психологии.
Способности представляют собой
высокий уровень развития общих и специальных знаний,
умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение
человеком различных видов деятельности.
Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
Способности — это то, что не
сводится к знаниям, умениям и навыкам,
но объясняет (обеспечивает) их быстрое
приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее
распространено. Оно вместе с тем является
наиболее узким и наиболее точным из всех
трех. (3, 374).
Значительный
вклад в разработку общей теории
способностей внес наш отечественный
ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье
из перечисленных определений способностей,
на которое мы будем опираться. В понятии
«способности», по его мысли, заключены
три идеи. «Во-первых, под способностями
разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого... Во-вторых, способностями
называют не всякие вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют
отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей...
В-третьих, понятие "способность"
не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного
человека».
Рассмотрим вопрос о классификации
способностей человека. Их довольно много.
В первую очередь необходимо различать
родные, или естественные, способности
(в основе своей биологически обусловленные)
и специфические человеческие способности,
имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей
являются общими у человека и у животных,
особенно высших, например — у обезьян.
Такими элементарными способностями являются
восприятие, память, мышление, способность
к элементарным коммуникациям на уровне
экспрессии. Эти способности непосредственно
связаны с врожденными задатками, но не
тождественны им, а формируются на их основе
при наличии элементарного жизненного
опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных
связей, оперантного обусловливания, импринтинга
и ряда других. В остальном по своим способностям,
по их набору и механизмам формирования
человек и животные принципиально отличаются
друг от друга. У человека, кроме биологически
обусловленных, есть способности, обеспечивающие
его жизнь и развитие в социальной среде.
Это общие и специальные высшие интеллектуальные
способности, основанные на пользовании
речью и логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают
те, которыми определяются успехи человека
в самых различных видах деятельности.
К ним, например, относятся умственные
способности, тонкость и точность ручных
движений, развитая память, совершенная
речь и ряд других. Специальные способности
определяют успехи человека в специфических
видах деятельности, для осуществления
которых необходимы задатки особого рода
и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие, спортивные
и ряд других. Наличие у человека общих
способностей не исключает развития специальных
и наоборот. Нередко общие и специальные
способности сосуществуют, взаимно дополняя
и обогащая друг друга.
Теоретические и практические
способности отличаются тем, что первые
предопределяют склонность человека к
абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые — к конкретным, практическим
действиям. Такие способности в отличие
от общих и специальных, напротив, чаще
не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь
только у одаренных, разносторонне талантливых
людей.
Учебные и творческие способности
отличаются друг от друга тем, что первые
определяют успешность обучения и воспитания,
усвоения человеком знаний, умений, навыков,
формирования качеств личности, в то время
как вторые — создание предметов материальной
и духовной культуры, производство новых
идей, открытий и изобретений, словом —
индивидуальное творчество в различных
областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию
с людьми, а также предметно-деятельностные,
или предметно-познавательные, способности
— в наибольшей степени социально обусловлены.
В качестве примеров способностей первого
вида можно привести речь человека как
средство общения, способности межличностного
восприятия и оценивания людей, способности
социально-психологической адаптации
к различным ситуациям, способности входить
в контакт с различными людьми, располагать
их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
В становлении способностей
к общению можно, вероятно, выделить свои
этапы формирования, свои специфические
задатки. Одним из них, вероятно, является
врожденная способность детей реагировать
на лицо и голос матери. Она обусловливает
первичную форму общения в виде комплекса
оживления. В дальнейшем к способности
эмоционально общаться добавляется, развиваясь
на ее базе, способность понимать состояния,
угадывать намерения и приспосабливать
свое поведение к настроению других людей,
усваивать и следовать в общении с ними
определенным социальным нормам.
С психологической точки зрения
социальная норма поведения не что иное,
как идеально воплощенная в соответствующих
знаниях и требованиях способность общаться
с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым
и понятым ими. Усваивая социальные нормы,
индивид приобретает способность эффективно
взаимодействовать с людьми. В повседневной
жизни на привычном для нас языке мы не
случайно называем человека, знающего
нормы этикета и умеющего следовать им,
способным общаться с людьми.
С неменьшим основанием способностями
могут быть названы умения убеждать других,
добиваться взаимопонимания, оказывать
влияние на людей. Что касается умения
воспринимать людей и давать им верные
оценки, то оно в социальной психологии
давно считается способностью особого
рода. Более того, на протяжении уже многих
лет в специальной литературе активно
обсуждается вопрос о врожденности или
приобретенности этой способности, а также
о возможности ее развития у разных людей.