Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций

Краткое описание

Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология . Вопросы к зачёту.docx

— 281.18 Кб (Скачать файл)

О сложности взаимоотношений Я и Оно говорил Зигмунд Фрейд. «Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывать в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха». Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно - неукротимые страсти.

Также Фрейд говорит о точке зрения, по которой Я является частью Оно, которая «модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление относительно методов, можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно продолжает отнимать, энергию у Оно».

Если у Оно есть притязания к какому - то объекту, Я идентифицирует себя с этим объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя.

«Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. В общем, Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается.

Между антагонистичными частями человеческой личности происходит постоянный конфликт. Я приходится балансировать на грани между желаниями Оно, цензурой Сверх-Я и требованиями общества. Тремя тиранами являются: внешний мир, Сверх-Я и Оно. Если понаблюдать за усилиями Я, направленными на то, чтобы служить им одновременно, а точнее, подчиняться им одновременно, вряд ли мы станем сожалеть о том, что представили это Я в персонифицированном виде как некое существо. Оно чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует появлением страха. Благодаря своему происхождению из опыта системы восприятия, оно призвано представлять требования внешнего мира, но оно хочет быть и верным слугой Оно, пребывать с ним в согласии, предлагая ему себя в качестве объекта, привлекать его либидо на себя. В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью оно часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх-Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх-Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него, и мы понимаем, почему так часто не можем подавить восклицания: жизнь не легка! Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно».

О сложности отношений сознательного и бессознательного может свидетельствовать следующее высказывание Зигмунда Фрейда: «Даже часть

Я (один бог ведает, насколько важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна».

На взаимосвязи сознательного и бессознательного базируется психоанализ. Суть психоанализа состоит в методе катарсиса, или самоочищения, то есть перенесения некоего травмирующего воспоминания или образа из области бессознательного в сознательное. Укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. «Там, где было Оно, должно стать Я».

13. Самосознание человека: сущность, структура и функции.

Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

 Вначале человек отличает  себя от объекта, затем самосознание  проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и  обособлением индивида возникает  собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек  осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне  – и свои мысли о предметах  и действиях (рефлексия), осознает  свое тело и свой дух. 

 Самосознание включено  в сознание, существует в его  пределах, немыслимо без него, оно  субъекта делает объектом этого  субъекта – его мысли, чувства, волю, цели, действия. Именно в процессе  самосознания человек становится  личностью. «Познай самого себя!»  –говорил Сократ. 

Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморегулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впадая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самообладании; ответственности за свои поступки.

 Подчеркнем еще раз  важную роль рефлексии в формировании  самосознания. Ориентируя сознание  человека на осмысление собственных  чувств, мыслей и действий, рефлексия  может иметь разные уровни. Диапазон  ее довольно широк – от элементарного  состояния до глубоких раздумий  над глубинными смыслами своего  бытия, нравственными, религиозными  и иными коллизиями своего  внутреннего мира. В процессе  рефлексии происходит не просто  осознание того, что есть в  опеке, но всегда одновременно  и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления человека  о самом себе часто расходятся  с тем, что он есть на самом  деле.

 Таким образом, самосознание  – это целостная оценка самого  себя как чувствующего, мыслящего  и действующего субъекта. 

 Самосознание свойственно  не только индивиду, но и социальным  группам, различного рода общностям  людей, когда они поднимаются  до понимания своего положения  в той или иной социальной  системе, своих общих интересов  и идеалов. С помощью самооценки  происходит регуляция поведения  личности.

 Концепции самосознания  были разработаны такими учеными  как Т. Липпс, А. Пфандер, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и др.

 Согласно Б.Г.Ананьеву  самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять  себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие  идет от оценки своих действий  к самооценке. Вначале выделяется  физическое Я, затем – духовное  Я. В переходном периоде у подростка  самосознание приобретает новые  свойства и качественно изменяется.

 В дальнейшем самосознание  как специфический вид сознания  выполняет в психической жизни  личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе.

 В развитии самосознания  большое значение имеет соотнесение  личностью своего реального Я  с тем идеальным Я, которым  каждая личность обладает. Расхождение  реального и идеального Я является  источником различных внутренних  противоречий личности.

 Самосознание – это  особая форма сознания, которая  также как и сознание, имеет  отражательную природу. Объектом  самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь  ее внутренний мир.

 Согласно Б.Г.Ананьеву  самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять  себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие  идет от оценки своих действий  к самооценке. Вначале выделяется  физическое Я, затем – духовное  Я. В переходном периоде у подростка  самосознание приобретает новые  свойства и качественно изменяется.

 В дальнейшем самосознание  как специфический вид сознания  выполняет в психической жизни  личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе. 

В развитии самосознания большое значение имеет соотнесение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, которым каждая личность обладает. Расхождение реального и идеального Я является источником различных внутренних противоречий личности.

Самосознание выполняет ряд важных функций:

  • Функция самопознания (получение информации о себе);
  • Функция эмоционально-ценностного отношения к себе;
  • Функция саморегуляции поведения.

Самосознание развивается. С точки зрения большинства учёных, самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» – примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

 Наука различает стадии (или этапы) развития самосознания:

 Открытие «Я» происходит  в возрасте 1 года;

К двум – трем годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля;

К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка);

 Подростковый и юношеский  возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. В этот  период завершается период формирования  социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

Оценки окружающих и статус в группе сверстников;

Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального»;

Оценка результатов своей деятельности.

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии – знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени – удерживает себя как одно и то же сознание. При этом, говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда – оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

 

 

14. Бессознательные механизмы поведения человека.

Концепцию коллективного бессознательного

разработал Карл Юнг. Человек рождается с определенным характером и набором инстинктов, основой которых является коллективное бессознательное. Затем каждый индивид постигает свои цели и стремления. Все поступки человека обусловлены желанием осознать эти цели, преодолеть внутренние конфликты в соответствии с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное - это хранилище культурных идей и воспоминаний, которые мы получили в наследство от своих предков. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы, которые образуют в первую очередь идеалы и образы, но архетипы могут проявляться также в форме символов и чисел. Таким образом, в качестве мотивов поведения могут выступать индивидуальное бессознательное (отражает в психике субъективный опыт) и коллективное бессознательное (опыт предшествующих поколений).

Не все психологи обращаются к бессознательному в объяснении мотивов поведения человека:

Эрих Фромм предпринял попытку примирить бессознательное и сознательное в поведении человека. Он отрицал абсолютизацию роли бессознательного как причины всех человеческих поступков. Фактором развития личности и причиной ее поступков является двойственная природа человека: как часть природы человек подчиняется ее законам, но как социальный субъект, наделенный разумом, взаимодействует с другими субъектами на основе норм, правил, ценностей;

. естествоиспытатель И.П.Павлов  рассматривал поведение как процесс  обучения определенному виду  деятельности. Он назвал это условным  рефлексом;

американский психолог Джон Б.Уотсон, основатель школы бихевиоризма, основывается на тезисе, что людьми управляют условные рефлексы. Поведение он рассматривал как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных реакций на воздействия внешней среды;

представители когнитивной психологии исходят из аналогии поведения человека и машины. Поэтому они предложили модель разума, построенную по принципу компьютера: аналитический механизм, память, процессор и органы чувств, через которые поступает информация.

 

 

15. Теории и структура личности.

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность и индивидуальность.

Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямохождение, приспособленность рук к определенной деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид». В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. А о человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.

Личность представляет собой антогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью.

Личность находится в сфере влияния различных отношений, процесс становления личности длительный и сложный. В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, формируется способность к самостоятельному, сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный характер.

Информация о работе Лекции по "Психологии"