Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций
Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
О сложности взаимоотношений Я и Оно говорил Зигмунд Фрейд. «Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывать в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха». Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно - неукротимые страсти.
Также Фрейд говорит о точке зрения, по которой Я является частью Оно, которая «модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление относительно методов, можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно продолжает отнимать, энергию у Оно».
Если у Оно есть притязания к какому - то объекту, Я идентифицирует себя с этим объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя.
«Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. В общем, Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается.
Между антагонистичными частями человеческой личности происходит постоянный конфликт. Я приходится балансировать на грани между желаниями Оно, цензурой Сверх-Я и требованиями общества. Тремя тиранами являются: внешний мир, Сверх-Я и Оно. Если понаблюдать за усилиями Я, направленными на то, чтобы служить им одновременно, а точнее, подчиняться им одновременно, вряд ли мы станем сожалеть о том, что представили это Я в персонифицированном виде как некое существо. Оно чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует появлением страха. Благодаря своему происхождению из опыта системы восприятия, оно призвано представлять требования внешнего мира, но оно хочет быть и верным слугой Оно, пребывать с ним в согласии, предлагая ему себя в качестве объекта, привлекать его либидо на себя. В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью оно часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх-Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх-Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него, и мы понимаем, почему так часто не можем подавить восклицания: жизнь не легка! Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно».
О сложности отношений сознательного и бессознательного может свидетельствовать следующее высказывание Зигмунда Фрейда: «Даже часть
Я (один бог ведает, насколько важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна».
На взаимосвязи сознательного и бессознательного базируется психоанализ. Суть психоанализа состоит в методе катарсиса, или самоочищения, то есть перенесения некоего травмирующего воспоминания или образа из области бессознательного в сознательное. Укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. «Там, где было Оно, должно стать Я».
13. Самосознание человека: сущность, структура и функции.
Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.
Вначале человек отличает
себя от объекта, затем самосознание
проявляется как родовое, коллективное.
С появлением цивилизации и
обособлением индивида
Самосознание включено
в сознание, существует в его
пределах, немыслимо без него, оно
субъекта делает объектом
Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморегулирование.
Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впадая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самообладании; ответственности за свои поступки.
Подчеркнем еще раз
важную роль рефлексии в
Таким образом, самосознание – это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.
Самосознание свойственно
не только индивиду, но и социальным
группам, различного рода общностям
людей, когда они поднимаются
до понимания своего положения
в той или иной социальной
системе, своих общих интересов
и идеалов. С помощью самооценки
происходит регуляция
Концепции самосознания
были разработаны такими
Согласно Б.Г.Ананьеву
самосознание возникает в
В дальнейшем самосознание
как специфический вид
В развитии самосознания
большое значение имеет
Самосознание – это
особая форма сознания, которая
также как и сознание, имеет
отражательную природу. Объектом
самосознания являются сама
Согласно Б.Г.Ананьеву
самосознание возникает в
В дальнейшем самосознание
как специфический вид
В развитии самосознания большое значение имеет соотнесение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, которым каждая личность обладает. Расхождение реального и идеального Я является источником различных внутренних противоречий личности.
Самосознание выполняет ряд важных функций:
Самосознание развивается. С точки зрения большинства учёных, самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» – примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Наука различает стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года;
К двум – трем годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля;
К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка);
Подростковый и юношеский
возраст – этап активного
На формирование самосознания влияют:
Оценки окружающих и статус в группе сверстников;
Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального»;
Оценка результатов своей деятельности.
В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии – знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени – удерживает себя как одно и то же сознание. При этом, говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда – оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
14. Бессознательные механизмы поведения человека.
Концепцию коллективного бессознательного
разработал Карл Юнг. Человек рождается с определенным характером и набором инстинктов, основой которых является коллективное бессознательное. Затем каждый индивид постигает свои цели и стремления. Все поступки человека обусловлены желанием осознать эти цели, преодолеть внутренние конфликты в соответствии с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное - это хранилище культурных идей и воспоминаний, которые мы получили в наследство от своих предков. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы, которые образуют в первую очередь идеалы и образы, но архетипы могут проявляться также в форме символов и чисел. Таким образом, в качестве мотивов поведения могут выступать индивидуальное бессознательное (отражает в психике субъективный опыт) и коллективное бессознательное (опыт предшествующих поколений).
Не все психологи обращаются к бессознательному в объяснении мотивов поведения человека:
Эрих Фромм предпринял попытку примирить бессознательное и сознательное в поведении человека. Он отрицал абсолютизацию роли бессознательного как причины всех человеческих поступков. Фактором развития личности и причиной ее поступков является двойственная природа человека: как часть природы человек подчиняется ее законам, но как социальный субъект, наделенный разумом, взаимодействует с другими субъектами на основе норм, правил, ценностей;
. естествоиспытатель И.П.Павлов
рассматривал поведение как
американский психолог Джон Б.Уотсон, основатель школы бихевиоризма, основывается на тезисе, что людьми управляют условные рефлексы. Поведение он рассматривал как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных реакций на воздействия внешней среды;
представители когнитивной психологии исходят из аналогии поведения человека и машины. Поэтому они предложили модель разума, построенную по принципу компьютера: аналитический механизм, память, процессор и органы чувств, через которые поступает информация.
15. Теории и структура личности.