Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:19, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Психофизиология"
<="">
1.4.1.
Функциональная система как
<="">В русле
системного подхода поведение рассматривается
как целостный, определенным образом организованный
процесс, направленный, во-первых, на адаптацию
организма к среде и на активное ее преобразование,
во-вторых. Приспособительный поведенческий
акт, связанный с изменениями внутренних
процессов, всегда носит целенаправленный
характер, обеспечивающий организму нормальную
жизнедеятельность. В настоящее время
в качестве методологической основы психофизиологического
описания поведения используется теория
функциональной системы П.К. Анохина.
Эта теория была разработана при изучении
механизмов компенсации нарушенных функций
организма. Как было показано П.К. Анохиным,
компенсация мобилизует значительное
число различных физиологических компонентов
— центральных и периферических образований,
функционально объединенных между собой
для получения полезного приспособительного
эффекта, необходимого живому организму
в данный конкретный момент времени. Такое
широкое функциональное объединение различно
локализованных структур и процессов
для получения конечного приспособительного
результата было названо "функциональной
системой".
|
Принципиальная схема центральной архитектуры функциональной системы П.К. Анохина |
Функциональная
система (ФС) — это организация активности
элементов различной анатомической принадлежности,
имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое
направлено на достижение полезного приспособительного
результата. ФС рассматривается как единица
интегративной деятельности организма.
Результат деятельности и его оценка занимают
центральное место в ФС. Достичь результата
— значит изменить соотношение между
организмом и средой в полезном для организма
направлении.
Состав функциональной системы
не определяется пространственной близостью
структур или их анатомической принадлежностью.
В ФС могут включаться как близко,
так и отдаленно расположенные
системы организма. Она может
вовлекать отдельные части
Поскольку для любого живого организма
количество возможных поведенческих ситуаций
в принципе неограниченно, то, следовательно,
одна и та же нервная клетка, мышца, часть
какого-либо органа или сам орган могут
входить в состав нескольких функциональных
систем, в которых они будут выполнять
разные функции.
Таким образом, при изучении взаимодействия
организма со средой единицей анализа
выступает целостная, динамически организованная функциональная
система.
Типы и уровни
сложности ФС. Функциональные системы имеют
разную специализацию. Одни осуществляют
дыхание, другие отвечают за движение,
третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать
к различным иерархическим уровням и быть
разной степени сложности: одни из них
свойственны всем особям данного вида
(и даже других видов), например функциональная
система сосания. Другие индивидуальны,
т.е. формируются прижизненно в процессе
овладения опытом и составляют основу
обучения.
Функциональные системы различаются по
степени пластичности, т.е. по способности менять
составляющие ее компоненты. Например,
ФС дыхания состоит преимущественно из
стабильных (врожденных) структур и поэтому
обладает малой пластичностью: в акте
дыхания, как правило, участвуют одни и
те же центральные и периферические компоненты.
В то же время ФС, обеспечивающая движение
тела, пластична и может достаточно легко
перестраивать компонентные взаимосвязи
(до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать,
доползти).
Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого
акта любой степени сложности, а следовательно,
и начало работы ФС, составляет афферентный
синтез. Важность афферентного синтеза
состоит в том, что эта стадия определяет
все последующее поведение организма.
Задача этой стадии собрать необходимую
информацию о различных параметрах внешней
среды. Благодаря афферентному синтезу
из множества внешних и внутренних раздражителей
организм отбирает главные и создает цель
поведения. Поскольку на выбор такой информации
оказывает влияние как цель поведения,
так и предыдущий опыт жизнедеятельности,
то афферентный
синтез всегда индивидуален. На этой
стадии происходит взаимодействие трех
компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной
афферентации (т.е. информации о внешней среде)
и извлекаемых из памяти следов прошлого
опыта. В результате обработки и синтеза
этих компонентов принимается решение
о том, "что делать" и происходит переход
к формированию программы действий, которая
обеспечивает выбор и последующую реализацию
одного действия из множества потенциально
возможных. Команда, представленная комплексом
эфферентных возбуждений, направляется
к периферическим исполнительным органам
и воплощается в соответствующее действие.
Важной чертой ФС являются ее индивидуальные
и меняющиеся требования к афферентации. Именно количество и качество
афферентных импульсаций характеризует
степень сложности, произвольности или
автоматизированности функциональной
системы.
Акцептор результатов
действия. Необходимой частью ФС является акцептор
результатов действия — центральный аппарат оценки
результатов и параметров еще не совершившегося
действия. Таким образом, еще до осуществления
какого-либо поведенческого акта у живого
организма уже имеется представление
о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого
результата. В процессе реального действия
от "акцептора" идут эфферентные
сигналы к нервным и моторным структурам,
обеспечивающим достижение необходимой
цели. Об успешности или неуспешности
поведенческого акта сигнализирует поступающая
в мозг эфферентная импульсация от всех
рецепторов, которые регистрируют последовательные
этапы выполнения конкретного действия
(обратная
афферентация). Оценка поведенческого акта
как в целом, так и в деталях невозможна
без такой точной информации о результатах
каждого из действий. Этот механизм является
абсолютно необходимым для успешности
реализации каждого поведенческого акта.
Более того, любой организм немедленно
погиб, если бы подобного механизма не
существовало.
Каждая ФС обладает способностью к саморегуляции,
которая присуща ей как целому. При возможном
дефекте ФС происходит быстрая перестройка
составляющих ее компонентов, так, чтобы
необходимый результат, пусть даже менее
эффективно (как по времени, так и по энергетическим
затратам), но все же был бы достигнут.
Значение теории ФС для психологии. Начиная с первых своих шагов, теория функциональных систем получила признание со стороны естественно-научно ориентированной психологии. В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978).
Тем самым П.К. Анохин вплотную
подошел к анализу
Следует, однако, подчеркнуть, что, несмотря
на непреходящее значение теории ФС, существует
немало дискуссионных вопросов, касающихся
сферы ее применения. Так, неоднократно
отмечалось, что универсальная теория
функциональных систем нуждается в конкретизации
применительно к психологии и требует
более содержательной разработки при
изучении психики и поведения человека.
Весьма основательные шаги в этом направлении
были предприняты В.Б. Швырковым (1978, 1989),
В.Д. Шадриковым (1994, 1997), В.М. Русаловым
(1989). Тем не менее было бы преждевременно
утверждать, что теория ФС стала главной
исследовательской парадигмой в психофизиологии. Более того,
существуют устойчивые психологические
конструкты и явления, которые не получают
необходимого обоснования в контексте
теории функциональных систем. Речь, в
первую очередь, идет о проблеме сознания,
психофизиологические аспекты которой
разрабатываются в настоящее время весьма
продуктивно (см. тему 11).
1.4.2. Системный подход к проблеме индивидуальности
Соотношение понятий "индивид", "организм", "личность", "индивидуальность" традиционно относятся к числу наиболее дискуссионных вопросов психологии. Введение системного подхода позволило по-новому подойти к решению этой проблемы, выдвинув на первый план представление об индивидуальности и ее структуре. Основные идеи и положения в этом направлении были сформулированы в трудах В.С. Мерлина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалова.
Структура индивидуальности. Системный подход к проблеме
индивидуальности человека диктует необходимость
рассматривать ее как систему его особенностей
и как индивида, и как организма, и как
личности, т.е. как "иерархическую систему
системных качеств".
С этих позиций индивидуальность человека
предстает как многоуровневая иерархическая
система, в которой выделяется разное
число уровней. Например, К.К. Платонов
предлагает выделять следующие органические
уровни: сомато-морфологическую, биохимическую,
физиологическую индивидуальность. В
психологической сфере он выделяет процессуальную
психическую индивидуальность, в известной
степени общую у человека и животных, и
содержательную психическую индивидуальность,
являющуюся продуктом его взаимодействия
с миром. Третий психический уровень —
это социально-психологическая индивидуальность,
свойственная только человеку.
В наиболее общем виде проблема
соотношения индивида, личности и индивидуальности
была разработана В.С. Мерлиным. По его
представлениям, понятия "индивид"
(организм) и "личность" включаются
в более обобщенное понятие "индивидуальность",
которая рассматривается как иерархически
упорядоченная система свойств всех ступеней
развития.
Данная система охватывает
все уровни существования человека
от свойств организма:
В.С. Мерлин сформулировал
ряд принципов изучения интегральной
индивидуальности:
Принцип системности.
Индивидуальные свойства должны рассматриваться
не сами по себе, а в зависимости от интегральной
индивидуальности.
Принцип иерархичности,
т.е. низшие уровни обусловливают высшие
и сами изменяются в зависимости от них.
Принцип снятия,
т.е. закономерности низших уровней видоизменяются
в зависимости от связи с высшими. Причем
при вступлении в связь с высшими уровнями
явления низших приобретают новое системное
качество.
В.С. Мерлин детально охарактеризовал
специфику системного подхода к исследованию
интегральной индивидуальности. Особое
внимание он уделил принципу детерминизма,
подчеркивая, что каузальной, причинно-следственной
детерминации недостаточно, чтобы объяснить
функционирование большой системы, включающей
в себя уровни: биохимический, нервной
системы, темперамента, личности, метаиндивидуальности
(личностных статусов).
Различные подходы к структуре индивидуальности
приводят к выделению разных, нередко
достаточно дробных уровней и подуровней.
Предметом особой детализации является
зона между физиологическим и психологическим
уровнями. Так, например, широко принято
(хотя и с некоторыми терминологическими
различиями) разделение психодинамического
и психосодержательного уровней.
Логично считать, что динамические характеристики,
т.е. формальные параметры поведения, в
большей степени должны зависеть от особенностей
функционирования нервного субстрата
и соответственно в иерархии индивидуальности
занимать подчиненное место по отношению
к психосодержательному уровню. Наряду
с психодинамическим в литературе фигурирует
еще один уровень — нейродинамический.
Его отделение от психодинамического
базируется на представлении о существовании
особой категории нервных процессов, не
связанных непосредственно с обеспечением
психического. Однако критерии разделения
указанных категорий нервных процессов
не всегда могут быть использованы при
оценке эмпирических методик, которые применяются
для дифференцированной диагностики этих
уровней как самостоятельных. Следствием
этого является определенный волюнтаризм
в распределении методик по уровням, который
может привести к ложным выводам.
Избежать этого, на наш взгляд, можно, выделяя
в качестве самостоятельных психофизиологический
и психологический уровни. В этом случае
нейродинамический и психодинамический
уровни фактически входят в психофизиологический,
но сфера проявлений последнего шире,
поскольку этот уровень характеризует
не только формально-динамические процессы
работы головного мозга и психики, но и
качественное своеобразие их протекания.