Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - рассмотреть специфику лидерства как социально-психологического феномена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства в социальной психологии..
1.1 Понятие лидерства в социальной психологии…………………………
1.2 Психологические потребности и мотивы лидера как основа побуждения к действию……………………………………………………….
1.3 Самооценка и «Я» концепция лидера…………………………………..
1.4 Теории лидерства в социальной психологии…………………………..
1.5 Сравнительная характеристика лидерства и руководства…………..
1.5.1 Стили лидерства и руководства……………………………………….
1.6 Функции лидера…………………………………………………………….
Глава 2 Социально-психологические особенности формирования лидерства. Лидер и групповая динамика……………………………………
2.1 Гендерные особенности лидерства……………………………………
2.1.1 Гендерные различия стилей руководства…………………………….
2.2 Национальные особенности лидерства…………………………………
2.3 Возрастные особенности лидерства, динамика лидерства на различных возрастных этапах………………………………………………….
2.4 Макиавеллистический тип лидерства……………………………………
2.5 Влияние лидера на групповую динамику………………………………..
2.6 Восприятие лидера группой……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная соц псих .doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

iyooui 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические  аспекты лидерства в социальной психологии..

1.1 Понятие лидерства  в социальной психологии…………………………

1.2 Психологические  потребности и мотивы лидера  как основа побуждения к действию……………………………………………………….

1.3 Самооценка и  «Я» концепция лидера…………………………………..

1.4 Теории лидерства  в социальной психологии…………………………..

1.5 Сравнительная характеристика  лидерства и руководства…………..

1.5.1 Стили лидерства  и руководства……………………………………….

1.6 Функции лидера…………………………………………………………….

Глава 2 Социально-психологические  особенности формирования лидерства. Лидер и групповая динамика……………………………………

2.1 Гендерные особенности  лидерства……………………………………

2.1.1 Гендерные различия  стилей руководства…………………………….

2.2 Национальные особенности  лидерства…………………………………

2.3 Возрастные особенности  лидерства, динамика лидерства  на различных возрастных этапах………………………………………………….

2.4 Макиавеллистический  тип лидерства……………………………………

2.5 Влияние лидера  на групповую динамику………………………………..

2.6 Восприятие лидера  группой……………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………….. 
 
 

Введение

  Проблема лидерства  в социальной психологии является  одной из наиболее важных и дискуссионных проблем на протяжении сотни лет, по специфике функционирования которой до сих пор нет единого мнения. Феномен лидерства как междисциплинарный привлекает внимание социологов, психологов, политологов и др. своей исключительной значимостью для современного общества. Данная проблема особенно актуальна на данном временном этапе, когда происходит переход к информационному обществу и формируется новая корпоративная культура путём приобретения новых совокупных моделей поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде. Особенно актуальна эта проблема для современного постсоветского пространства - России и стран ближнего зарубежья.

Демократизация этих стран, изменение социально-экономических  условий жизни приводит к появлению  новых видов групп и группировок, нуждающихся в новых лидерах. И прежнее традиционное руководство также претерпевает изменения в новых условиях. Многие современные исследования лидерства направлены на повышение эффективности новых видов управления в различных сферах общественной жизни.

Цель контрольной работы - рассмотреть специфику лидерства как социально-психологического феномена.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

· Изучить теоретические аспекты лидерства, а именно: рассмотреть понятие лидерства в социальной психологии; выявить основные психологические мотивы личности лидера; рассмотреть «Я» концепцию лидера; описать основные теории лидерства; сопоставить феномены лидерства и руководства, изучить основные стили лидерства и их эффективность в ситуационном контексте; рассмотреть функции лидера.

· Изучить социально-психологические особенности формирования лидерства, а именно: гендерные, национальные особенности лидерства. Рассмотреть макиавеллистический тип лидерства, в том числе изучить лидерство во взаимодействии с групповой динамикой (восприятие лидера группой, механизмы выдвижения и свержения лидера).

· Провести исследование «Особенности восприятия характеристик  лидера молодёжью».

В контрольной работе последовательно рассмотрены 3 главы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам лидерства в социальной психологии. Вторая глава рассматривает социально-психологические особенности формирования лидерства, взаимодействие лидера с группой. Третья глава содержит исследование особенностей восприятия лидерства в студенческих группах.

Объектом исследования послужило лидерство.

Предметом исследования является лидерство как социально-психологический  феномен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты  лидерства в социальной психологии

1.1 Понятие лидерства в социальной психологии

Рассмотрим понятия  «лидер» и «лидерство» в справочной литературе.

«Лидер - авторитетный член организации, малой группы или  общества в целом, личностное влияние  которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия» heatpsy.narod.ru.

«Лидер (от англ. leader -- ведущий, первый, идущий впереди) -- лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия».

« Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним».

1.2 Психологические  потребности и  мотивы лидера  как основа побуждения  к действию

«Поведение любого лидера практически всегда целенаправленно  и мотивированно. Существует множество  различных личностных потребностей, которые так или иначе связаны с деятельностью лидера. Рассмотрим главные из них.

Потребность во власти. В настоящее время существует немало различных концепций потребности  во власти. В западной социальной психологии раньше других появилась концепция  Г. Лассуэлла и А. Джорджа, которые рассматривали потребность во власти как средство компенсации травмированной или неадекватной самооценки.

В порядке компенсации  лидер старается найти себе сферу  деятельности, где он сможет продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. Лидер получает социальное пространство, в котором может функционировать достаточно продуктивно и автономно, порой даже агрессивно и самонадеянно, для достижения личного равновесия, поскольку это пространство свободно от вмешательства других.

Впоследствии А. Джордж пошел несколько дальше и предложил более расширенную версию трактовки потребности во власти: власть он стал рассматривать как самодостаточную высшую ценность, что позволило глубже понять мотивацию лидера. Власть при этом подходе выступает не столько как феномен компенсации, сколько как инструмент, позволяющий получить удовлетворение многих других личностных потребностей, таких как потребность в достижении, в уважении, в одобрении, в безопасности, в личной свободе, понимаемой как отсутствие чьей-либо иной доминации над лидером.

Тесно связаны с  потребностью во власти такие черты  лидера, как стремление доминировать в межличностных отношениях, желание  манипулировать людьми (макиавеллизм), убедительность, -- и каждая реализует  свойственный ей набор моделей поведения.

Потребность в контроле над событиями и людьми. Эта  потребность проявляется в деятельности и поведении лидера как базовая  человеческая потребность в контроле внешних сил и событий, влияющих на жизнь людей. Сфера контроля -- это широта жизненного пространства и деятельности, которую лидер ищет для применения своего влияния. Потребность в достижении. Самая характерная черта - стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении поставленных целей, умение добиться своего. Установлена тесная связь между уровнем мотивации достижения и реальным успехом в жизни человека. Доказано, что люди, обладающие высоким уровнем потребностей в достижении, ищут ситуации достижения, а также информацию для суждения о своих успехах. Они уверены в успешном исходе дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуациях соревнования, конкуренции или борьбы, проявляют большое упорство при встрече с препятствиями, выражено ориентированы на результат.

Потребность в достижении тесным образом связана с уровнем  притязаний лидера. Д. Винтер и Л. Карлсон  установили, что эта потребность  воспитывается во многом родителями, которые являются для будущего лидера высоким эталоном.

Потребность в аффилиации, т.е. в принадлежности к какой-то группе, в получении одобрения. Одно из важных аспектов потребности в  аффилиации -- поиск одобрения со стороны других» Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов  Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 г..

1.3 Самооценка лидера и «Я» концепция

Самооценка сказывается  на поведении лидера, так, например, травмированная или заниженная самооценка способна привести к сильной потребности  во власти как в средстве компенсации.

Социальные психологи  установили, что всех лидеров можно  разделить на три группы в зависимости  от их самооценки.

Лидер с низкой самооценкой. Такой тип лидеров попадает в  зависимость от своих последователей, более реактивен. Чем ниже самооценка у лидера, тем хуже он реагирует на ситуацию, тем выше его реактивность. Он более чувствителен к обратной связи и изменяет свою самооценку и поведение в зависимости от одобрения или неодобрения других.

Лидер с заниженной самооценкой испытывает постоянное недовольство собой, однако это может способствовать взятию все новых и новых барьеров. Он как бы все время доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако взятые барьеры его уже не радуют. «Заниженная самооценка толкает лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Нередко именно политика для таких лидеров оказывается сферой, где им удается самоутвердиться, компенсировать заниженную самооценку.

Лидер с высокой  самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств. Он имеет более стабильные внутренние стандарты, на которых и основывает свою самооценку. Лидер с завышенной самооценкой переоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и внутренней реакции на свое поведение. Он упивается собственным успехом, как бы он ни был мал (и даже если он мифический), и относится к критике как к нападкам на него его злобствующих завистников. У него явно нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением.

Лидер с адекватной самооценкой -- наилучший вариант. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведения и ним самим работает надежно. Такой лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. В совместной деятельности он выбирает стратегию, которая дает ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие у него невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к отсутствию тикового и в его деятельности, и в его поведении.

Лидер в любой .ситуации, за редким исключением, ведет себя в  соответствии собственной Я - концепцией. Поведение лидера зависит от того, кем и как он себя осознает, как  он сравнивает себя с последователями и другими лидерами.

В образе Я более  или менее ясно аккумулируются восприятия, мысли и чувства лидера по отношению  к самому себе. Образ Я, как считают  американские исследователи Д. Оффер  и Ч. Строзаер, разделен на шесть  различных частей, тесно взаимодействующих.

«Физическое Я представляет собой мысли лидера о состоянии  своего здоровья и физической силе или слабости. Лидеру надлежит быть достаточно здоровым и достаточно физически  сильным, чтобы ничто не препятствовало его деятельности и соответствующему поведению.

Сексуальное Я, будучи самой сокровенной частью личности лидера, проявляет себя латерально и тем не менее достаточно актуально  независимо оттого, является оно свободным  и здоровым или зажатым и больным. Отсутствие статистических данных о том, как сексуальное поведение связано с лидерскими способностями, не снижает актуальности гипотезы о наличии такой связи.

Семейное Я' -- весьма важный элемент личности лидера. Хорошо известно, какое огромное влияние  оказывают отношения в родительской семье на поведение любого взрослого человека. Некоторые люди преодолевают ранние травмы и конфликты, другие -- нет и, становясь лидерами, переносят фрустрации из своего детства на свое окружение.

Социальное Я отражает весьма актуальную способность индивида к совместной деятельности с другими. Ему крайне важно уметь вести переговоры и стимулировать своих соратников и коллег к проявлению их лучших качеств.

Психологическое Я  представляют собой взгляды лидера на картину мира, свой внутренний мир, фантазии и мечты, желания, иллюзии, страхи и пр. Страдает ли лидер от осознания собственных страхов или относится к этому спокойно и даже с юмором, -- проявляется в его поведении, особенно в периоды ослабления самоконтроля.

Преодолевающее конфликты  Я -- представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов. Перед лидером стоит задача нахождения новых решений для старых проблем. Он должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему. Ему важно быть достаточно уверенным в самом себе при принятии решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим. Еще один значимый аспект преодолевающего конфликты Я -- это осознание лидером своей способности преодолевать стрессы, связанные с этой самой его социальной ролью. Известно, что стрессы приводят к достаточно тяжелым симптомам, которые могут серьезно ограничить интеллектуальные и поведенческие возможности лидера.

Информация о работе Лидерство