Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - рассмотреть специфику лидерства как социально-психологического феномена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства в социальной психологии..
1.1 Понятие лидерства в социальной психологии…………………………
1.2 Психологические потребности и мотивы лидера как основа побуждения к действию……………………………………………………….
1.3 Самооценка и «Я» концепция лидера…………………………………..
1.4 Теории лидерства в социальной психологии…………………………..
1.5 Сравнительная характеристика лидерства и руководства…………..
1.5.1 Стили лидерства и руководства……………………………………….
1.6 Функции лидера…………………………………………………………….
Глава 2 Социально-психологические особенности формирования лидерства. Лидер и групповая динамика……………………………………
2.1 Гендерные особенности лидерства……………………………………
2.1.1 Гендерные различия стилей руководства…………………………….
2.2 Национальные особенности лидерства…………………………………
2.3 Возрастные особенности лидерства, динамика лидерства на различных возрастных этапах………………………………………………….
2.4 Макиавеллистический тип лидерства……………………………………
2.5 Влияние лидера на групповую динамику………………………………..
2.6 Восприятие лидера группой……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная соц псих .doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Третья общая черта  национальных лидеров - это абсолютная поддержка большинством граждан страны.

Именно поэтому  национальным лидером, например, никогда  нельзя будет назвать Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера, и других диктаторов, несмотря на то, что при некоторых  из них (например, при Аугусто Пиночете в Чили) их государства добивались определенных экономических успехов. Если же режим управления в стране изначально является жестким и о демократических принципах волеизъявления говорить трудно, то отношение к руководителю как к национальному лидеру здесь показывает история. Сорок лет спустя в Китае вспоминают Дэн Сяопина как великого экономического реформатора, обеспечившего стране поступательный рыночный путь развития.

Четвертое, что объединяет лидеров разных времен и стран, это  наличие у каждого из них стратегической общенациональной идеи будущего развития, которая показала свою эффективность. Для примера можно вспомнить план «Перспектива-2020» (Vision 2020) в Малайзии, «Новый курс» (New deal).

Наконец, пятое - международный  авторитет. Масштаб деятельности всех национальных лидеров, как правило, выходил за рамки их родной страны. Их инициативы, активная внешнеполитическая деятельность оказывали влияние на международное развитие» www.continent.kz.

2.3 Возрастные особенности  лидерства, динамика лидерства на различных возрастных этапах

«Биологический возраст  оказывает довольно серьезное воздействие  на осмысление лидерской роли и подход к решению задач в области  разработки программных средств» www.programmers-leading.ru.

Для молодёжи свойственны следующие черты:

· Быстрое усвоение информации

· Восприятие новых  технологий (отсутствие консерватизма)

· Многие задачи кажутся  легко выполнимыми

• ощущение бессмертности , которое позволяет им добиваться великих достижений.

Качества взрослых людей и людей в возрасте «в возрасте»

* Мудрость, опытность

* Больший консерватизм

* Они все больше  ощущают свою смертность и  пытаются выжать максимум из  каждого прожитого дня.

Согласно этим исследованиям, возраст действительно обусловливает  определенный подход к рабочей деятельности, и в особенности это касается лидерства.

«По мнению психологов «наиболее сложным, но и наиболее продуктивным для формирования лидерских  качеств, представляется подростковый возраст.

Была отмечена динамика следующих качеств:

· готовность к принятию решения

· умение презентовать себя

· быстрота сотрудничества» www.migdal.ru.

2.5 Макиавеллистический  тип лидерства

«Термин “макьявеллизм” давно и прочно закрепился в политико-психологическом  тезаурус как олицетворение худших качеств тех, кто считается самыми страшными представителями человеческого рода - тиранов и диктаторов. Всюду, где проявляет себя политическая власть, особенно там, где у власти хитрость, цинизм и стремление выгоды, имплицитно присутствует и Макиавелли.

Словарь “Wunk-Wagnells Dictionary” дает следующее определение термина “макьявеллизм”: “Теория и практика политики властей позаимствована из” Монарха “Николо Макиавелли, который имеет следующие характеристики:

1. Хобби, содержание  и распространение абсолютной  власти с помощью хитрости (коварства), силы и запугивания.

2. Контроль над  всеми средствами связи и облегчение  таким способ влияния на общественное  мнение.

3. Применение и  поддержка своей власти путем  террористических акций против  тех, кто может этой власти  угрожать “.

По наблюдениям американских психологов, эта черта была присуща президентам Е. Джонсону, В. Вильсона, Ф. Д. Рузвельта, Р. Никсону, Б. Клинтону, Дж. Бушу-младшему . Мировой перечень “последователей завета” Макиавелли: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Вильгельм-Завоеватель, Кромвель, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини и множество других.

Людей с высоким  уровнем склонности к макьявеллизму  отличает определенный тип поведения. Их действия оговариваются эгоцентричным  соображениями с высокой степенью импульсивности. Эти люди характеризуются дефицитом социальных эмоций - чувством любви, стыда, вины и т.п. С другой стороны, они обычно довольно ограничены интеллектуально и свой путь к конечной цели прокладывают с помощью хитрости, инсинуаций, запугивания, шантажа, часто в тандеме с другими людьми, от которых впоследствии лишаются. «Действуя по-макиавеллевски, лидер подписывает на исполнение только те решения, что воплощают в жизнь его властные планы».

«Ярко” выраженным макьявеллистам присуща тенденция  действовать так, как они считают необходимым, обеспечивающей эффективное использование ими всех ресурсов, предоставленных той или иной ситуацией.

Таким образом, нужно  отметить, что проблема макьявеллизму  продолжает оставаться одной из ведущих  предметных областей современной политической психологии. Дальнейшие исследования в этом направлении непременно должны иметь прикладной характер и базироваться на эмпирических результатах».

2.6 Влияние лидера  на групповую динамику

Если рассматривать  лидера как члена группы, то определение лидерства будет следующим: «Лидер - член группы с наивысшим социометрическим статусом, наиболее авторитетная личность, за которым признается центральная роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности» www. oad.rags.ru.

Ранговая иерархия, со временем складывающаяся в рамках группы не является постоянной и устойчивой. Лидеры и групповая неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может создаваться при появлении внешней угрозы, при возникновении внутригрупповых конфликтов.

В процессе развития внутригруппового конфликта в группе выделяются конфликтующие подгруппы  и лидеры этих подгрупп. В какой-то момент лидеры возникших конфликтующих  подгрупп могут занять положение  равновесия сил относительно верховного лидера, что в дальнейшем может привести к смещению последнего или же верховный лидер может вытеснить возникающих лидеров

«Сотрудник Мичиганского университета (США) Крокетт (Crockett) экспериментально доказал, что разногласия в группах  создают благоприятную почву для узурпации ролей старых лидеров и выдвижения новых. Он изучил 72 группы в правительственных и промышленных организациях, что привело его к следующему выводу. «Группы, члены которых имеют различное мнение относительно целей группы и средств для их достижения, гораздо чаще выдвигают неформальных лидеров, чем группы, которые не имеют разногласий в определении целей и средств.

Рассмотрим ещё  один способ смещение верховного лидера. Новый лидер скорее всего может  появиться в тот период, когда  старый лидер не соответствует своему руководящему положению как стратег, эксперт, планировщик и администратор.

Доказано также, что  если лидер не справляется с функцией представительства группы во внешней  среде, не умеет «говорить от имени  всех», то группа выдвигает нового лидера».

2.6.1 Восприятие лидера  группой

Лидер в любой группе должен восприниматься как «один  из нас». Если изучать биографии  преуспевающих лидеров, то можно  заметить, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами  группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас», а не «пришелец».

Лидер обязательно  должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы  и ценности, имеющие наибольшее значение для группы. Данный факт весьма нагляден в исследовании (социометрии студенческой группы), проведённой нами. Однако, в исследовании изучались социометрические «звёзды», но данная характеристика, на наш взгляд, относиться в равной степени и к лидеру.

Лидер должен восприниматься как «лучший из нас». Лишь представляясь  выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца». Если лидер не является экспертом относительно задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно.

Но лидер не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Так как слишком умный не воспринимается как «один из нас». Также интересы в этом случае могут быть далеки от проблем группы, он не будет достаточно мотивирован для того, чтобы помогать группе. И наконец, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллекте. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, лидерство  представляет собой сложный социально-психологический  феномен, тесно связанный с идеей  руководства, и заключающийся в  процессе доминирования одних личностей над другими. Лидер выполняет важные функции для группы, такие как представительство группы, предотвращение конфликтов, организация совместной деятельности, экспертная функция и пр. Выделяют 3 стиля лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Применение лидером данных стилей зависит от самого лидера (особенностей его личности), от характеристики группы в целом и каждого члена группы. Личность лидера отражает ценности, свойственные для его последователей. При нарушении ценностей, особо значимых для группы, лидер свергается.

Существуют 3 основные теории лидерства - «теория черт», «ситуативная теория» и «комплексная теория» - результат синтеза первых двух подходов. В социальной психологии до сих пор не существует единой теории лидерства, объясняющей суть его происхождения, не выявлено единых черт, присущих всем лидерам.

Лидерство формируется  в процессе взаимодействия гендерных, национальных, возрастных особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Список использованной литературы

1. Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г.

2.Т. В. Бендас. Психология  лидерства. Спб., 2009г.

3. Ж. А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен М. 2002г.

4. А.Л.Журавлева. Социальная психология М., 2002г.

5. Р.Л. Кричевский. Если Вы - руководитель (элементы психологии менеджмента в повседневной работе). - М. 1998.

6. Дж. Льюис. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. СПб. 2004г.

7. Д. Майерс. Социальная психология. СПб., 1997г.

8. Антонио Менегетти. Система и личность. М. 2003г

9. Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Социальная психология. Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001г.

10. Р. С. Немов. Психология М. 2008г.

11. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. -- Минск, 1998.

12. В.П. Пугачев. Руководство персоналом организации. -- М., 
1998. .

13. С. И. Самыгин Л.Д. Столяренко. Психология управления.Ростов н/Д, 1997.

14. Николаус Энкельман. Кеннеди - эффект. Сила и власть харизмы. М. 2003г 


Информация о работе Лидерство