Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение влияния личностной конкурентоспособности на лидерство.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику личностной конкурентоспособности в исследуемой группе студентов.
3. Определить значимость такого качества как лидерство.
4. Провести анализ взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства 6
1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа 6
1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии 9
1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии 12
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностной конкурентоспособности на лидерство 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.62 Кб (Скачать файл)

Требования к критериям:

    • ограниченное количество (3-4);
    • логическая связь между собой;
    • критерии должны вызывать интерес;
    • смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
    • критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап: Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

    • Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N−1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе [4].

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

    • Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников. Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности.

4-й этап: Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты [12].

5-й этап: Непосредственно проведение социометрии.

Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает число уточняющих вопросов [11].

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать [11].

6-й этап: Непосредственно обработка и интерпретация результатов.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический (социограмма) и индексологический (социометрические индексы).

Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса [14].

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков [14].

Социограммы бывают двух типов:

    1. групповые
    2. индивидуальные

Социометрические индексы. Выделяют два типа социометрических индексов:

    • персональные социометрические индексы;
    • групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения [12].

2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов

 

При проведении экспресс-диагностики В.В. Козлова в группах были получены следующие результаты: группа №1 показала результаты в таб. 1, группа №2 показала результаты в таб. 2. Необходимо заметить, что набранные группы состояли из людей с разным уровнем образования, группа №1 – это люди, обучающиеся в ВУЗе, а группа №2 – люди, обучающиеся в среднеобразовательном учреждении.

Таблица 1.

Распределение показателей по методике «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» В.В. Козлова у студентов группы

СОб-14-1.

Имею четкие цели (+2)

15 человек

Рационалистичен (+2)

8 человек

Трудолюбивый, работоспособный (+2)

3 человека

Исполнитель (-2)

13 человека

Люблю рисковать (+2)

10 человек

Независимый (+2)

12 человек

Лидер (+2)

7 человек

Ответственный (+3)

11 человек

Владею собой, стрессоустойчивый (+2)

9 человек

Стремлюсь к непрерывному росту своей компетентности (+3)

13 человек

Коммуникабельный (+2)

12 человек


 

Таблица 2.

Распределение показателей по методике «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» В.В. Козлова у учащихся в 9«Б» классе.

Имею четкие цели (+2)

6 человек

Рационалистичен (+2)

6 человек

Ленивый, малопроизводительный (-2)

2 человека

Творческий деятель (+1)

7 человека

Консервативен (-3)

4 человек

Независимый (+2)

12 человек

Лидер (+2)

4 человек

Несерьезный (-3)

3 человек

Владею собой, стрессоустойчивый (0)

14 человек

Не стремлюсь к непрерывному росту своей компетентности (-3)

10 человек

Коммуникабельный (0)

9 человек


 

Согласно полученным результатам, мы можем говорить о том, что группа №1 имеет незначительный уровень ЛК, в то время как группа №2 имеет незначительное преобладание свойств, препятствующих проявлению ЛК. Показатели по группе №1 = 20, по группе №2 = -2.

Подробнее остановимся на качественной оценке показателей характеристик личности по шкалам:

По отношению к поставленным целям и ценностным ориентациям: большинство испытуемых по всем показателям образования показывают максимальные результаты, это означает, что люди в испытуемом коллективе активно ставят себе цели и готовы их достигать. Лишь небольшой процент имеет средние и выше средних показатели, которые, по сути, относятся к нормальным средним показателям.

Шкала отношения к труду «ленивый – трудолюбивый»: основная масса испытуемого коллектива показывает средние результаты со сдвигом показателей в сторону трудолюбия.

По шкале «исполнительный – творческий» показатели распределились следующим образом: респонденты, имеющие высшее образование отдали приоритет по большинству процентов исполнительности, а испытуемые со средним образованием выбрали творческую деятельность. Такое распределение может говорить нам о получении знаний в разных видах учебных заведений. Исходя из словесного опроса участников по поводу ответов, удалось выяснить, что в процессе получения образования в ВУЗе дают слишком консервативное образование, не выходя за рамки образовательного процесса. Среднеобразовательные учреждения в свою очередь расширяют образовательное пространство, позволяя проявлять и развивать творческие способности.

В отношении шкалы «консервативный – рисковый» показатели разошлись следующим образом: низкие показатели выдали лица, имеющие среднее образование, остальные склонились в сторону максимальной оценки «рисковый». Испытуемые с высшим образованием высказались в сторону риска с целью «не упустить свой шанс в жизни» и занять свою нишу на рынке труда.

Показатели шкалы «внушаемый – независимый» склонились от средних показателей в сторону максимального уровня, однако по данным опроса внутренний конфликт в группах остается из-за желания быть независимым.

По шкале проявления лидерских качеств показатели сложились следующим образом: обе группы испытуемых показали значения между ведомым и лидером, приближенные к максимальной точки со стороны лидера. По интерпретации респондентов с высшим образованием они уверенно чувствуют себя, общаясь в разных кругах, а знания и статус интеллигента дают повышенный уровень лидерского качества [19,21].

Что касается шкалы интеллектуального и творческого развития, то по данным в ней складывается интересная ситуация, разные уровни образования показали свои результаты: со средним образованием испытуемые дали одинаковые результаты по среднему и ниже среднего показателям. Можно сделать вывод, что 50% хотят продолжать свое развитие, но не в полной мере, а остальные 50% склоняются в сторону остановки развития. Испытуемые со средним образованием так же склоняются в сторону остановки интеллектуального и творческого развития, по опросу выяснилось, что ситуация с образованием их полностью устраивает и продолжать развиваться дальше смысла они не видят. Люди с высшим образованием держат стабильный средний показатель, с помощью опроса удалось выяснить, что любознательность не покидает таких людей и остается стремление поддерживать свой уровень познаний, а также обращаться к инновациям и постигать новые знания.

Показатели стрессоустойчивости оказались самыми противоречивыми по сравнению со всеми шкалами, основные показатели по всем уровням образования легли в поля от ниже среднего до выше среднего. Особенно стабильный показатель оказался у лиц со средним образованием, исходя и з дополнительной информации по методу опроса, что такая стабильность стрессоустойчивости оправдана уровнем образования и особенно сферой деятельности испытуемого. Опрошенные особые отметки сделали на то, что предоставленные задания не являются сверх точными и не требуют особого качества. Что касаемо людей с высшим образованием, то разброс показателей регламентируется, во-первых: специальностью, на которой учится конкретный человек, а во-вторых: требованиями, которые предъявляются к исполнителю при выполнении определенного задания. Хотя основной процент и занимает позицию выше среднего, нельзя исключать и другие показатели.

Относительно показателей профессионального роста картина предельно ясна: с каждым шагом повышения уровня образования прослеживается довольно четкая тенденция к нарастанию уровня профессионального и карьерного роста. Эта закономерность довольно проста, чем выше уровень образования, тем больше вариантов для повышения своей квалификации.

Последний показатель относится к уровню качества производимости продукта. Шкала показывает уверенную среднюю позицию качества производимого продукта на всех уровнях образования, исключая высшее образование, которое дает уверенно высокий показатель. По опросу это связано в первую очередь с высокой  ответственностью выполняемых задач, а также повышенными требованиями со стороны преподавателей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что личностные характеристики конкурентоспособной личности повышают свои показатели в связи с уровнем образования, а как следствие такие люди уверенней конкурируют на рынке труда и внутри организации.

Для проведения социометрического исследования была взята одна группа испытуемых, состоящая из 15 человек, и были получены результаты, отраженные в таб. 3, находящейся в разделе Приложения.

На основе полученных данных можно назвать членов группы, занимающих позиции лидеров по признаку симпатий – антипатий (испытуемый под № 9) и членов группы, которые отвергаются группой (испытуемый под № 15).

Лидерами группы по параметру “экспансивность” являются испытуемые № 10, 4 и 12. Наиболее низкий индекс экспансивности у испытуемых № 5, 9 и 13.

В группе выделяются несколько подгрупп с той или иной степенью сплоченности:

  • испытуемые № 1 и 2

Информация о работе Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства