Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:49, курсовая работа
Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.
Важнейшими психологическими условиями возникновения и развития самоопределения старшеклассников являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.
Таким образом, мы видим, что
в конце 50-х — начале 60-х гг.
проблема выбора будущей профессии
хотя и стояла перед старшеклассниками,
однако действительно актуальной, настоятельной
она оказывалась лишь для 16—17-летних
юношей и девушек, В VIII же классе происходил
выбор некоторых тактических
ходов на ближайшие годы, предшествующие
акту действительного
Материалы нашего исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время ситуация существенно изменилась. По данным методики незаконченных предложений, как говорилось выше, максимальное количество высказываний о будущей профессии приходится на VI—VII классы, причем в этих высказываниях весьма определенно говорится о той или иной выбранной профессии. Ученики более старших классов значительно реже в своих ответах говорят о будущей профессии. Это, однако, не значит, что они не знают, кем быть. Следует, скорее, предположить, что выбор этот был осуществлен раньше, и сейчас эта проблема перестала быть для них столь актуальной. Данное предположение полностью подтверждается материалами экспериментальных бесед. Сопоставление различного рода высказываний учащихся VII—VIII классов говорит о том, что проблема выбора будущей профессии наиболее аффективней, личностно значимой становится именно для учащихся VII—VIII классов. Сейчас в IX и X классах уже поздно принимать решение о будущей профессии, как это было 20 лет назад, а надо вплотную заниматься собственно профессиональной подготовкой в какой-то определенной области знаний; например, дети, решившие стать инженерами, усиленно занимаются физикой и математикой, а те, кто намереваются стать переводчиками, интенсивно занимаются иностранным языком. Не удивительно поэтому, что в X классе мало кто говорит о будущей профессии, зато почти все говорят о поступлении в институт. Трудность практической реализации этой цели и огромная ее субъективная значимость ведут к существенному сужению временной перспективы у учащихся X класса, когда большая часть их целей и намерений ограничивается несколькими ближайшими месяцами. На этом фоне людьми, обращенными в будущее, скорее, выглядят не старшеклассники, а учащиеся VI— VII классов, интересы которых не ограничиваются только ближайшими целями.
Итак, сравнение процесса выбора профессии — «аффективного центра»
85
внутренней позиции
Для характеристики социальной ситуации развития школьников большое значение имеет содержание их образования, которое, как известно, изменялось на протяжении существования и развития детской школы. В связи с этим отметим, что исследования, на которые опиралась Л.И. Божович, при анализе процесса формирования личности в среднем и старшем школьном возрасте, и, в частности, упоминавшаяся работа Н.И. Крылова, были проведены вскоре после введения в нашей стране обязательного неполного (восьмилетнего) среднего образования. В настоящее время мы являемся свидетелями перемен, произошедших в связи с введением всеобщего обязательного среднего (полного) образования, характеризующегося новым соотношением удельного веса общеобразовательной школы, техникумов, ПТУ и других форм обучения старшеклассников.
Огромную роль для создания специфической социальной ситуации развития старших школьников конца 50-х — начала 60-х гг. сыграло и то, что советский социолог В.Н. Шубкин называет «демографическим эхом войны». В связи со значительным снижением рождаемости в годы войны численность 17—18-летних в 1962 г. достигла своего минимума, а впоследствии стала вновь быстро возрастать. Таким образом, в конце 50-х — начале 60-х гг. сокращение численности учащихся привело к резкому уменьшению процента выпускников, которые должны были работать сразу после окончания школы, к формированию у школьников скрытой «вузовской» ориентации [8; 37].
Как известно, в настоящее время ситуация иная. В интервью «Литературной газете» министр просвещения СССР М.А. Прокофьев сказал: «Народное хозяйство поставило перед системой просвещения вполне определенную и благородную задачу: ускорить приток обученной молодежи на производство, а конкретно для средней школы это значит — передать часть учеников в профессионально-технические училища... Вот последняя сводка. В этом (1982. — Н.Т.) учебном году мы приняли в девятый класс 62 процента школьников. Остальные предпочли другие формы среднего всеобуча» [5; 12].
Как повлияла изменившаяся
ориентация средней школы на
психологию подростков и
Возвращаясь к нашим материалам,
следует признать неслучайными те различия
в характере отношения к
86
очень остро встает уже
перед учениками VII—VIII классов, причем
во многих случаях подростки оказываются
не готовыми к ее решению, что вызывает
состояние напряженности, растерянности.
Какие психологические
В контексте обсуждаемых в статье проблем важно то, что намечаемый реформой переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи предполагает создание такой системы трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся, которая будет призвана подвести их ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. Думаем, что проблемы, затронутые в статье, имеют прямое отношение к работе по созданию такой системы. Трудности, с которыми сталкиваются современные подростки и юноши, определяя цели жизни, создавая программу своей деятельности на будущее, выбирая профессию, имеют объективную основу и, как мы показали, связаны с их возрастными психологическими особенностями, с определенными условиями их обучения и воспитания. Помочь в преодолении этих, трудностей, предупредить нежелательные издержки сложного процесса самоопределения можно лишь на основании продуманных и научно обоснованных действий всей педагогической общественности.