Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка;
- рассмотреть особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка
- исследовать практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 6
1.1 Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 6
1.2 Значение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 10
2 Особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 18
2.1 Принципы личностно-ориентированного подхода 18
2.2 Методы личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 20
3 Практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка 08.06.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)
  • Диалогичность;
  • Деятельностно-творческий характер;
  • Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • Предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения.

 

2.2 Методы личностно-ориентированного  подхода в воспитании ребенка

 

 

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы  обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных  условий для его развития.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.

Но чтобы индивидуально  работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса [17, c.107].

Основные требования к разработке дидактического обеспечения  личностно ориентированного процесса раскрыл Хуторской А.В. [18, c.205]:

- учебный материал (характер  его предъявления) должен обеспечивать  выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний  в учебнике (учителем) должно быть  направлено не только на расширение  их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения  необходимо постоянное согласование  опыта ученика с научным содержанием  задаваемых знаний;

- активное стимулирование  ученика к самоценной образовательной  деятельности должно обеспечивать  ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал  должен быть организован таким  образом, чтобы ученик имел  возможность выбора при выполнении  заданий, решении задач;

- необходимо стимулировать  учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- при введении знаний  о приемах выполнения учебных  действий необходимо выделять  общелогические и специфические  предметные приемы учебной работы  с учетом их функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать  контроль и оценку не только  результата, но главным образом  процесса учения, т.е. тех трансформаций,  которые осуществляет ученик, усваивая  учебный материал;

- образовательный процесс  должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

В личностно-ориентированном подходе используются следующие методы:

- Рефлексии;

- Педагогической поддержки;

- Диагностические и  самодиагностики;

- Создание ситуации  выбора и успеха.

Выделяют следующие личностно-ориентированные  технологии:

  • постановка в центр всей образовательной системы личности обучаемого;
  • обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития;
  • реализация её природных потенциалов.

Личностно - ориентированные технологии имеют следующие особенности:

- продумывание учителем возможностей  для самостоятельного проявления учеников, предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

- организация обмена  мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование  учащихся к дополнению и анализу  ответов товарищей.

- стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку;

- продуманное чередование  видов работ, типов заданий,  что уменьшает утомляемость учащихся;

- обучение ведется,  прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода;

- активно используется  положительная стимуляция учения [19, c.204].

 

 

3 Практическое применение  личностно-ориентированного подхода  в воспитании ребенка

 

Рассмотрим на практике применение личностно-ориентированного подхода на примере детей дошкольного  возраста в двух сферах:

1) В процессе трудового  воспитания.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени - одна из важнейших задач.

В программе воспитания в детском саду подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего  развития личности. Определенно содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества [20, c.207].

В решении задач трудового  воспитания принцип индивидуального  подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация  трудового воспитания ребенка с  самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать  требования к ребенку со стороны  детского сада и семьи, чтобы они  были едиными. Соблюдение этого условия  во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой  деятельности показывает, с одной стороны,  большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, с другой в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего [21, c.203].

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Большое значение для  индивидуального подхода к детям  в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском  саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности  - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Личностно-ориентированный  подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс [22, c.204].

Приемы и методы индивидуального  подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело [23, c. 103].

Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения  педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать  детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.

На всех ступенях системы  народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении  воспитания детей. В работе с родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными. 

2) В процессе игровой  деятельности.

В игре проявляются и  через нее формируются все  стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность.

Индивидуальность ребенка  в играх проявляется в самостоятельном  развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх [24, c.56].

Большое значение имеет  индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление  принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с  индивидуальным подходом к детям. Это  две стороны единого воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности детей ,их способности  и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они  способствуют расширению представления  в окружающем, о живой и неживой  природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. [25, c.48].

В дидактических играх  развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к  обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности  детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой  деятельности, в правильной организации  ее заложены большие возможности  для эффективного индивидуального  педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема познания личностных особенностей ребенка стоит на повестке дня в течение нескольких последних десятилетий. Вместе с тем эта проблема становится актуальной, что объясняется ее значимостью и сложностью реализации. Личностно-ориентированный подход в воспитании составляет основу гибких образовательных технологий.

Проблема индивидуализации обучения занимает ключевое место в педагогике и психологии, так как учет индивидуальных особенностей ребенка позволяет значительно повысить уровень знаний ребенка , привить любовь к обучению.

Информация о работе Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка