Личностные качества лыжника гонщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:12, доклад

Краткое описание

Для того чтобы организовать успешную учебную деятельность, учитель должен иметь хорошее представление об основных характеристиках обучаемых, знать их способности к восприятию изучаемого материала, его запоминанию и переработке.
Разработка теории психического развития детей в процессе обучения обязательно предполагает выявление и учет двух основных групп факторов, обусловленных типичными возрастными особенностями и индивидуальными особенностями учащихся в учебной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогическая психология.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Психологические факторы, влияющие на процесс обучения

 

Для того чтобы  организовать успешную учебную деятельность, учитель должен иметь хорошее  представление об основных характеристиках  обучаемых, знать их способности  к восприятию изучаемого материала, его запоминанию и переработке.

Разработка  теории психического развития детей  в процессе обучения  обязательно предполагает выявление и учет двух основных групп факторов, обусловленных типичными возрастными особенностями и индивидуальными особенностями учащихся в учебной работе.

Возрастные  особенности учащихся

Проблемами  возрастной психологии занимались как  зарубежные авторы  - 3. Фрейд, Ж. Пиаже, так и отечественные психологи  - П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин. В отечественной психологии наибольшее распространение получила периодизация, связанная с идеями теории деятельности. Деятельностный подход в возрастной психологии непосредственно отмечается в периодизации детского развития Д. Б. Эльконина. В ее основе - идея соответствия каждому возрасту установленного типа ведущей деятельности, обусловливающей главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в определенный период его развития. Внутри нее возникают, формируются и перестраиваются частные психические процессы. Смена ведущей деятельности характеризует смену возрастных периодов.  В соответствии с выявленными типами ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделил определенные возрастные этапы в психическом развитии ребенка. Переход к следующему этапу возрастного развития связан со сменой ведущей деятельности.

Учебная деятельность, ведущая для детей от 6 до 10 лет, дает предпосылки для возникновения  и развития источника теоретического сознания и мышления. Главные новообразования  данного возраста - это теоретическое мышление с такими его составляющими, как содержательная рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение. Они образуются у детей при усвоении ими теоретических знаний как содержания учебной деятельности. 

         Главной деятельностью в подростковом возрасте (Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова) является интимно-личностное общение сверстников. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию норм отношений взрослых. Центральным психологическим новообразованием данного возраста, как считают указанные авторы, становится возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления их самосознания. Оно  позволяет им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, обрести образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми. Для других 
исследователей (Д. И. Фельдштейн и др.) определяющей деятельностью является участие подростков в общественно значимой работе (в художественной самодеятельности, в различных организациях, в борьбе за достижение высоких спортивных результатов классного и школьного коллектива). Активность подростков при перечисленных видах деятельности способствует удовлетворению их потребности в общении со сверстниками и более старшими людьми, в признании со стороны взрослых, в самостоятельности, самоутверждении и самовыражении, согласно выбранному  идеалу.

Учебно-профессиональную деятельность выполняют учащиеся в  возрасте от 15 до 17-18 лет. Благодаря  ей  у них развивается необходимость в труде, профессиональные интересы, формируются способность строить свои жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. В этом возрасте юноши и девушки могут приобрести первоначальную  квалификацию по одной из массовых профессий. Элементы исследования, имеющиеся в ведущей деятельности юношей и девушек, способствуют дальнейшему развитию их познавательных интересов, теоретического сознания и мышления, которые, в свою очередь, становятся основой повышения их профессионального мастерства.

         Процесс развития современного  ребенка многопланов, сложен и  противоречив.  Его трудности и проблемы особенно остро проступают в возрастных периодах, которые называют «кризисными», «особыми» (7, 11–12 лет). Эти дети резко отличаются по своему поведению и самочувствию от детей других возрастов (у них наблюдаются, например, усиленное стремление к самостоятельности, ряд негативных поступков по отношению к взрослым и т. п.).  Новообразования переломных периодов с наступлением стабильных начинают определять направление развития психики в каждом устойчивом периоде.

Процессы  психической регуляции

Процессы психической  регуляции инициируют и направляют поведение человека. К ним можно отнести такие процессы:

Мотивация - это совокупность психических процессов, которые обеспечивают направленность поведения и уровень энергетики человека. Основной компонент процесса мотивации - возникновение в чем-либо. На основании мотива и отражения реальной ситуации формируются цель действия, план поведения, происходит принятие решения. Функция эмоций. В эмоции проявляется оценка индивидом возможностей для удовлетворения своих потребностей в данной ситуации и в перспективе. Процессы принятия решения. Главный момент принятия решения - выбор варианта действия, который позволяет достичь лучшего результата. В основе принятия решения заложены субъективное переживание человеком вероятности множества событий.

Процессы  контроля обеспечивают произвольную регуляцию целеустремленного поведения. Благодаря процессам контроля возможно выполнение действия и достижение необходимого результата. Теория психической регуляции выделяет такие процессы контроля поведения человека, как определение цели, формирование ожиданий, оценка условий реализации поведения, оценка результатов поведения в виде интерпретации обратной связи и выработки представления о самоэффективности.

 

Индивидуально-психологические  особенности людей

 

Теория индивидуально-психологических  свойств подробно разработана отечественными психологами В. М. Русаловым, Б. Г. Ананьевым, В. Д. Шадриковым и др. К ним относятся: темперамент, который в основном включает в себя активность, эмоциональность, пластичность и темп деятельности. Свойствами психических функциональных систем, которые определяют продуктивность деятельности, являются способности человека. Способности имеют индивидуальную меру выраженности. Способности не сводятся к приобретению знаний, навыков и умений, а влияют на легкость и скорость овладения ими. Способности бывают специальными и общими: специальные способности соотносятся с отдельными подсистемами психики, а общие соотносятся с психикой как с целостной системой. Способности являются, по В. Н. Дружинину и В. Д. Шадрикову, свойствами систем, работа которых обеспечивает отражение реальности, процессы приобретения знания, его применения и преобразования информации.

Черты личности, или ее свойства, характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, окружающим людям, к группам людей, в целом к миру, что проявляется в его взаимодействиях и в общении. Личность представляется самым загадочным и интересным предметом исследования. Внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени, называется психическим состоянием, которое отражает активность личности в настоящий момент. Психическое состояние является многомерным, оно включает в себя параметры всех психических процессов: познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. Различают следующие основные характеристики психических состояний человека 1) временные (длительность состояния); 2) активационные (уровень интенсивности психического процесса); 3) эмоциональные (радость, печаль, тревога и т. п.); 4) тензионные (уровень психического напряжения); 5) тонические (психофизиологический ресурс индивида); 6) знак состояния (неблагоприятное или благоприятное для деятельности).

Психологическая формула успешного обучения

 

Психологическую формулу успешного обучения можно  охарактеризовать:  М + 4П + С, где М - мотивация, 1П - прием (либо поиск) информации, 2П - понять информацию, ЗП - помнить, 4П - применять информацию, С - систематичность занятий.

Понятие мотивации  по Е. В. Шороховой включает в себя все виды побуждений: потребности, мотивы, стремления, интересы, влечения, цели, идеалы, которые характеризуют деятельность человека. Мотивы могут быть внешними (наказание и награда, угроза и требование,  материальная выгода,  давление группы, ожидание будущих благ и т. д.; учение в этих случаях для человека безразлично и носит вынужденный характер) и  внутренними (побуждают человека к учению, интересу  к самим знаниям, любознательности, стремлению повысить культурный и профессиональный уровень, потребности в активной и новой информации), в которых учение для человека является собственной целью.

Внешнюю и внутреннюю обусловленность познавательной мотивации показывает ее возникновение именно в проблемных ситуациях. Поэтому для развития более активной мотивации познавательной сферы необходимо в процессе обучения применять формы и методы активного обучения, реализуя их по принципу проблемного образования. Опытный преподаватель целенаправленно развивает и углубляет познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету. Знания, подлежащие усвоению, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате выполнения определенных действий.

У человека прием (1 П) информации осуществляется посредством органов чувств, включаются в работу его ощущения и восприятие и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление. Необходимым условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к тем органам чувств (рецепторам) достаточно интенсивных, четких, не искаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. При этом необходимо учитывать акустику помещения и остроту зрения учащихся, находящихся в глубине учебного помещения (при использовании рисунков и таблиц). Исследования зависимости остроты зрения от освещенности и контраста показали, что с увеличением яркости фона растет и острота зрения. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается. Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты. Исследования показывают, что человек запоминает 25 % информации, полученной им в зрительной форме (визуальной информации), и 15 % информации, получаемой в речевой форме (аудиальной вербальной информации). Если использовать одновременно оба эти способа передачи информации, человек воспримет ее до 65 %.

Психолог Б. Г. Ананьев отмечает, что восприятие через зрительную систему происходит по трем уровням - ощущение, восприятие, представление; через слуховую (аудиальную) систему восприятие - на одном уровне, а именно, на уровне представления. Это означает, что при чтении информации визуально она воспринимается лучше, чем со слуха. 20 % поступающей слуховой (аудиальной) информации может потеряться по той причине, что мыслительный процесс протекает в 8 - 10 раз быстрее, чем звучит речь, а также вмешиваются внешние раздражители (отвлекающие факторы). К тому же мозг через каждые пять - десять секунд отключается на доли секунды от приема информации. Поэтому  для обучающегося требуется повторение одной и той же информации разными способами и средствами.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов 48 %  людей мыслят логическим путем и 52 % - образным. Одному легче запомнить номера телефонов, другому - теорему, третьему - хронологию исторических событий. Большинство психологов считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие - эмпирически. Четко характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материал его логическая память.

Восприятие - активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Разные люди могут увидеть разное,  даже рассматривая один и тот же объект. Это относится к слуховому восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали, или тем, что ему сказали. Восприятие материала зависит от готовности восприятия, от ожиданий воспринимающего. Таким образом, конспекты, составляемые учащимися, в значительной степени являются записью их собственных мыслей по поводу того, что говорит преподаватель, которые они считают словами преподавателя.

Понимание (2 П) информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.

Универсальный компонент любого учения – заучивание (3 П). Заучивание - совокупность действий обучающегося, направленных на овладение учебным материалом. Мало смотреть - надо увидеть, мало слушать - надо услышать.

Проявление  личности человека в отборе, переработке  и использовании определенных сведений психологи называют установками. Установка,  т. е. готовность к событию, определяет сроки, прочность и характер запоминания. Учение с установкой до экзамена сохраняет знания лишь до выхода их экзаменационной аудитории, с установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Восприятие информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний.

Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала):

1)   содержание  учебного материала. Предметом  заучивания могут быть фактические  сведения, понятия, умения или  навыки;

2) форма учебного  материала. Она может быть жизненной,  и дидактической, когда обучение  осуществляется на специально  препарированных и схематизированных  учебных объектах и задачах;

3)..трудность учебного материала, влияющая на эффективность заучивания, его быстроту и правильность;

4)  значение, важность учебного материала. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала;

5)  осмысленность.  Сама осмысленность и ее степень  зависят от существенных связей между новым учебным материалом и уже имеющимися знаниями, понятиями ученика;

6)  заучивание  любого материала облегчается  по мере повышения структурности,  т. е. логических, семантических  и синтаксических связей его  частей;

Информация о работе Личностные качества лыжника гонщика