Личностные особенноcти делинквентных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование личностных характеристик и самооценки подростков с делинквентным поведением, путем сравнения их с подростками не нарушавших закон.
Задачи исследования :
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Выявить уровень самооценки у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования особенностей подростков –делинквентов 5
1.1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности 5
1.2 Причины и условия формирования делинквентного поведения 9
1.3 Личностные особенности делинквентных подростков 17
2. Эмпирическое исследование личностных особенностей у подростков-дилинквентов 23
2.1 Организация и методики исследования 23
2.2 Описание результатов исследования 26
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Помимо противоправной мотивации, у большинства криминальных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб[12].

Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной тематикой[14].

Группа отечественных  исследователей установила, что у  несовершеннолетних правонарушителей потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей. Подростку-делинквенту свойственна гипертрофированная потребность в свободе, независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок.

Особенности деформации ряда существенных для развития личности в подростковом возрасте психологических  характеристик, обусловленность отклоняющегося поведения характерологическими особенностями личности, дисгармоничностью развития характера рассматривалась также в работах Личко А.Е. Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к учебе и познанию. Подростки - делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом. Имеют сочетание не менее трех грубых криминогенных качеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых - эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением - мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность[11].

Личностные особенности  делинквентных подростков свидетельствуют  о деформации их характера криминогенный  комплекс личности несовершеннолетнего  правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение  к позиции взрослого; заниженная у половины подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением. Игнорирование делинквентов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения[22].

Необходимо отметить следующие составляющие личности:

    • постепенное усугубление отдельных негативных качеств личности, складывающихся в криминогенный комплекс;
    • особое стечение обстоятельств и действие факторов, приводящих к «сонастройке» и взаимодействию криминогенных качеств, их развитию и фиксации;
    • фоновым условием для образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка общих трудностей и отставания в развитии личности;
    • наличие криминогенного комплекса делает подростка нечувствительным к воздействию воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон его личности[22]

Остается открытым вопрос о том, стремится ли личность перестроить  отношения и поведение, которые  противоречат нормам социума.

Одним из факторов возможных  отклонений в поведении младших  подростков является неразвитое логическое, конкретное мышление. Возможно, что  у подростков с делинквентным поведением имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете, скрыть делинквентным поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «неодобряемое» поведение. Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с делинквентным поведением - более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты. Возможно, что данную их особенность определяет сниженная критичность мышления[18]

Делинквентным  подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.

Эго-структура делинквентным подростков перенапряжена, что отражается на более высоких показателях самоконтроля поведения, моральности, демонстративности и силе «Я». Возможно, что среди делинквентным подростков имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете. Они говорят о себе больше хорошего, отрицая плохое поведение.

Итак, на нормативность  поведения подростков оказывают  влияние доброжелательность, открытость в общении, социальная зрелость, выражающаяся в реакциях во взаимодействии с окружающими, способах решения проблемных ситуаций[26].

Отгороженность, отчужденность  подростка, дефицит в общении  и эмоциональная неустойчивость в условиях стресса могут провоцировать  его отклоняющееся поведение.

Возможно, что слабая нервная система - источник повышенной возбудимости подростка с девиантным поведением. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность стоит за проявлениями его конфликтности, агрессивности.

Обобщение исследований позволяет констатировать у подростка  с делинквентным поведением следующие психологические особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; игнорирование препятствий; сверхнапряженность; апатичная подчиненность группе с асоциальными установками; сниженная самокритичность, двойной локус контроля; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематическими учебными неуспехами; негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям; слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности; агрессивность.

 

2. Эмпирическое исследование личностных особенностей у подростков-дилинквентов

 

2.1 Организация  и методики исследования

 

Исследование проводилось  в апреле   2007 года в средней общеобразовательной школе г. Калуги.

Выборку составили  ученики 8-х классов, в количестве 30 человек, 15 из которых стоят на учете в детской комнате милиции (группа А), и 15 не склонных к нарушению закона (группа Б).  Выборка формировалась путем анализа личных дел и экспертной оценки классных руководителей и социального педагога.

Этапы проведения исследования:

а) определение проблемы;

б) выдвижение гипотезы;

в) формулирование цели и  задач исследования;

г) определение выборки  и места проведения исследования;

д) установление объекта, предмета исследования;

е) подбор методик; проведение обследования;

з) анализ результатов, выводы.

Целью данной части работы является выявление  личностных характеристик и самооценки  подростков с делинквентным поведением, путем сравнения их с подростками не нарушавших закон.

Объектом  являются подростки с делинквентным поведением и подростки,  не нарушающие закон .

Предметом исследования являются личностные характеристики и самооценка у подростков с делинквентным  поведением.

Гипотеза: мы предполагаем, что есть различия в личностных характеристиках и самооценки  между подростками с делинквентным поведением и подростками не склонными к нарушению закона.

Задачи исследования :

    1. Выявить уровень самооценки у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;
    2. Определить личностные особенности у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;
    3. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

 

Методики исследования:

    1. Методика исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
    2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (подростковый вариант)

 

Методики  исследования

  1. Методика исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан[28].

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Вам предлагалось оценить  семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровый человек
  2. ум, способности
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников
  5. умение многое делать своими руками
  6. внешность
  7. уверенность в себе

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная  — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина  каждой шкалы 100мм, в соответствии с  этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить высоту самооценки — от «0» до знака «—»;

Рассчитывался средний показатель уровня самооценки (Приложение 1)

 

 

2. Многофакторный личностный  опросник Р. Кеттела (подростковый вариант) [28]

Тест для исследования личностных особенностей подросков разработан Р.Б. Кеттеллом

В описываемом варианте он содержит 13 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа, которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований и 14-й шкалы лжи. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 14 шкал опросника.

    1. Фактор А /шизотемия-аффектомия/.
    2. Лож
    3. Фактор C /степень эмоциональной устойчивости/
    4. Фактор D /флегматичность-возбудимость/.
    5. Фактор Е /пассивность-доминантность/.
    6. Фактор F /осторожность-легкомыслие/.
    7. Фактор G /степень принятия моральных норм/..
    8. Фактор H /робость, застенчивость - смелость, авантюризм/
    9. Фактор I /реализм - сензитивность/
    10. Фактор J /неврастения, фактор Гамлета/.
    11. Фактор O /самоуверенность - склонность к чувству вины/
    12. Фактор Q2 /степень групповой зависимости/
    13. Фактор Q3 / степень самоконтроля/
    14. Фактор Q4 /степень внутреннего напряжения/

.

Обработка производится по ключу (Приложение 2)

 

 

2.2 Описание  результатов исследования

 

Результаты исследования уровня самооценки и притязаний с помощью методики Дембо – Рубинштейн представлены на рис. 1. (Приложение 3)

Рис. 1. Результаты исследования самооценки у подростков

Анализ первичных  данных, при исследовании самооценки  показал, что у большинства подростков –делинквентов (группа А) наблюдается очень высокий (47%) и высокий (27%) уровень самооценки, в то время как у подростков, не склонных к нарушению закона 7% имеют очень высокий и 33% высокий уровень самооценки Полученные  результаты указывают на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - нечувствительности к ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

У большинства подростков е склонных к нарушению закона  (60%) выявлен средний уровень самооценки, что удостоверяет адекватную самооценку, при этом лишь у 13% подростков-делинквентов уровень самооценки средний

Информация о работе Личностные особенноcти делинквентных подростков