Личностные факторы раннего замужества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить и проанализировать личностные детерминанты раннего замужества.


Задачи:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

2. Разработать и провести эмпирическое исследование у девушек по выявлению личностных факторов, способствующих раннему замужеству

3. Сделать выводы по проведенному теоретическому и эмпирическому исследованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Личностные факторы раннего замужества:

теоретический аспект………………………………………………………5

1.1 Теория личностных черт Кеттела………………………………….......5

1.2 Психологическая готовность к браку у людей

юношеского возраста………………………………………………………9

1.3 Основные причины вступления в брак в раннем возрасте……. ……13

2. Результаты эмпирического исследования личностных факторов раннего замужества………………………………………………………………….18

2.1 Организация и и проведение исследования……………………. …..18

2.2 Анализ полученных результатов и их обсуждение………………….27

Выводы……………………………………………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы……………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)
  1. Делинквентное поведение. С. А. Терехина изучала образы родительской и будущей семьи у девочек-подростков с делинквентным поведением. При сравнении результатов модифицированного варианта методики ценностных ориентаций М. Рокича было выявлено, что ценности иметь счастливую семью и иметь детей в большей степени отмечались в группе делинквентных девочек-подростков по сравнению со школьницами. Эти данные позволили сделать вывод о том, что собственная семья и дети выступают для делинквентных девочек в качестве компенсаторных образований, выполняющих функцию фрустрированных в детстве потребностей.

Результаты  качественного анализа свидетельствуют  о возможности двух различных  путей развития делинквентных девочек  в русле направленности на создание семьи и рождение детей. Первый путь характеризуется ранним возрастом замужества, отсутствием ориентации на рождение детей и организацией супружеского взаимодействия по типу родитель-ребенок, где роль ребенка отводится жене. Второй вариант связан с ориентацией на рождение ребенка, который обеспечивает удовлетворение фрустрированной в родительской семье аффилиативной потребности матери. Такая модель не предполагает в качестве обязательного условия замужество. Таким образом, образ будущей семьи у делинквентных девочек имеет компенсаторный характер и является проявлением фрустрированных в родительской семье потребностей в безопасности и аффилиации. В результате собственная будущая семья выступает для них в качестве способа решения проблем и избавляет их от ответственности за свою дальнейшую судьбу [20].

     Таким образом, мы видим, что существует целый  ряд факторов, влияющих на вступление в ранний брак. Из них можно выделить комплекс личностных факторов. А какие  именно личностные факторы влияют на раннее замужество, покажет эмпирическая часть нашего исследования. 
 
 
 
 
 

2. Результаты эмпирического  исследования личностных  факторов раннего  замужества 

2.1 Организация и  проведение исследования

      Цель  – выявить и проанализировать личностные детерминанты раннего замужества.

         Объект – раннее замужество.

     Предмет – личностные факторы девушек, вступивших в брак в раннем возрасте.

      Задачи:

1. Подбор методики для диагностики личностных факторов раннего замужества.

2. Сбор и обработка эмпирических данных.

3. Анализ результатов и формулирование выводов.

      Гипотеза: мы считаем, что существует комплекс личностных факторов, способствующих вступлению в брак в раннем возрасте.

  Эмпирическая база исследования:

1. Экспериментальная группа (20 человек) - девушки 18-20 лет, вступившие в брак.

2. Контрольная группа (20 человек) - девушки 18-20 лет, не состоящие   в браке и не планирующие вступить в брак на данный момент. Подбор испытуемых в данную группу осуществлялся по результатам анкеты, которая выявляла отношение девушек к раннему браку.

      Для решения поставленных задач использовалась методика тест Р.Б. Кеттела (16 PF - личностный опросник).

      Опросник  Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов  оценки индивидуально-психологических  особенностей личности, как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

      Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

      Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А  и С. Наибольшее распространение  опросник получил в медицинской  психологии при диагностике профессионально  важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

      Опросник  Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение  теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

      Предлагаемый  опросник состоит из 105 вопросов (форма  С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

      Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

      Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и  количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов, экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

      Результаты  применения данной методики позволяют  определить психологическое своеобразие  основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

1. Интеллектуальный блок:факторы:В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q1 - восприимчивость к новому радикализму.

2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q4 - наличие внутренних напряжений; Q3 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

3. Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q2  - зависимость от группы; N - дипломатичность.

      Подробное описание факторов перечислено в  таблице №1

Таблица №1

Фактор А

А+ А-
"Общительность"

Готовый к сотрудничеству, приветливый, уживчивый, внимательный к людям,

 естественный

в общении.

"Замкнутость"

Холодный, замкнутый, скептичный, негибкий в отношениях с людьми, твердый, бескомпромиссный

Фактор B

В+ В-
"Развитое  мышление"

Сообразительный, умеет

 анализировать ситуации,   способен

 к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный

"Ограниченное  мышление"

Трудности в  обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдается, столкнувшись с трудностями.

Фактор  С

С+ С-
Эмоциональная стабильность

Спокойный, зрелый , уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально устойчив

Эмоциональная неустойчивость

Нетерпимый, нетерпеливый,

раздражительный, склонный к озабоченности и огорчениям, откладывает решение сложных  вопросов

Фактор  Е

Е+ Е-
"Доминантность"

 Самоуверенный, твердый,

серьезный, неуступчивый, оригинальный, неподатливый, сам 

для себя является "законом"

"Подчиненность"

Мягкий, уступчивый, зависимый,  мягкосердечный, дает волю чувствам, легко впадает в смятение, застенчивый, конформный

Фактор F

F+ F-
"Экспрессивность"

Беззаботный, импульсивный, разговорчивый, веселый, радостный, живой, готовый реагировать,

 проявлять чувства

"Сдержанность"

Серьезный, углубленный  в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем

Фактор G

G+ G-
"Высокая  нормативность 

поведения"

Выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный, выраженная сила "супер-ЭГО"

"Подверженность  чувствам"

Небрежный, легкомысленный, ненадежный, непостоянный, легко сдается, столкнувшись с трудностями создает помехи и трудности, с претензиями, не связывает себя правилами

Фактор H

H+ H-
"Смелость"

Авантюрный, легко  знакомится с людьми, реактивный, бодрый

"Робость"

Нерешительный, уходит в себя, застенчивый

Фактор I

I+ I-
"Чувствительность"

Нетерпимость, зависимый от

 других, ищущий помощи, приветливый, с богатой фантазией, требующий внимания других,  боязливый, мечтательный,

 утонченный, непрактичный

"Жесткость"

Реалист, надеется на себя, берет на себя ответственность, суровый, жесткий, действует по практическим соображениям, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик, самоуверенный

Фактор L

L+ L-
"Подозрительность"

Ревнивый, замкнутый,

задумчивый, твердый, раздражительный, излишнее самомнение, направленный на "себя", независимый

"Доверчивость"

Дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благодушный, не завистливый, умеет ладить с людьми

Фактор M

Информация о работе Личностные факторы раннего замужества