Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:09, курсовая работа
Цель – выявить и проанализировать личностные детерминанты раннего замужества.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование у девушек по выявлению личностных факторов, способствующих раннему замужеству
3. Сделать выводы по проведенному теоретическому и эмпирическому исследованию.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Личностные факторы раннего замужества:
теоретический аспект………………………………………………………5
1.1 Теория личностных черт Кеттела………………………………….......5
1.2 Психологическая готовность к браку у людей
юношеского возраста………………………………………………………9
1.3 Основные причины вступления в брак в раннем возрасте……. ……13
2. Результаты эмпирического исследования личностных факторов раннего замужества………………………………………………………………….18
2.1 Организация и и проведение исследования……………………. …..18
2.2 Анализ полученных результатов и их обсуждение………………….27
Выводы……………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………32
Список используемой литературы……………………………………….34
Результаты
качественного анализа
Таким
образом, мы видим, что существует целый
ряд факторов, влияющих на вступление
в ранний брак. Из них можно выделить
комплекс личностных факторов. А какие
именно личностные факторы влияют на
раннее замужество, покажет эмпирическая
часть нашего исследования.
2.
Результаты эмпирического
исследования личностных
факторов раннего
замужества
2.1 Организация и проведение исследования
Цель – выявить и проанализировать личностные детерминанты раннего замужества.
Объект – раннее замужество.
Предмет – личностные факторы девушек, вступивших в брак в раннем возрасте.
Задачи:
1. Подбор методики для диагностики личностных факторов раннего замужества.
2. Сбор и обработка эмпирических данных.
3. Анализ результатов и формулирование выводов.
Гипотеза: мы считаем, что существует комплекс личностных факторов, способствующих вступлению в брак в раннем возрасте.
Эмпирическая база исследования:
1. Экспериментальная группа (20 человек) - девушки 18-20 лет, вступившие в брак.
2. Контрольная группа (20 человек) - девушки 18-20 лет, не состоящие в браке и не планирующие вступить в брак на данный момент. Подбор испытуемых в данную группу осуществлялся по результатам анкеты, которая выявляла отношение девушек к раннему браку.
Для решения поставленных задач использовалась методика тест Р.Б. Кеттела (16 PF - личностный опросник).
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности, как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует
4 формы опросника: А и В (187 вопросов)
и С и Д (105 вопросов). В России
чаще всего используют формы А
и С. Наибольшее распространение
опросник получил в медицинской
психологии при диагностике
Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов, экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
1. Интеллектуальный блок:
2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q4 - наличие внутренних напряжений; Q3 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.
3. Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q2 - зависимость от группы; N - дипломатичность.
Подробное описание факторов перечислено в таблице №1
Таблица №1
Фактор А
А+ | А- |
"Общительность"
Готовый к сотрудничеству, приветливый, уживчивый, внимательный к людям, естественный в общении. |
"Замкнутость"
Холодный, замкнутый, скептичный, негибкий в отношениях с людьми, твердый, бескомпромиссный |
Фактор B
В+ | В- |
"Развитое
мышление"
Сообразительный, умеет анализировать ситуации, способен к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный |
"Ограниченное
мышление"
Трудности в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдается, столкнувшись с трудностями. |
Фактор С
С+ | С- |
Эмоциональная
стабильность
Спокойный, зрелый , уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально устойчив |
Эмоциональная
неустойчивость
Нетерпимый, нетерпеливый, раздражительный, склонный к озабоченности и огорчениям, откладывает решение сложных вопросов |
Фактор Е
Е+ | Е- |
"Доминантность"
Самоуверенный, твердый, серьезный, неуступчивый, оригинальный, неподатливый, сам для себя является "законом" |
"Подчиненность"
Мягкий, уступчивый, зависимый, мягкосердечный, дает волю чувствам, легко впадает в смятение, застенчивый, конформный |
Фактор F
F+ | F- |
"Экспрессивность"
Беззаботный, импульсивный, разговорчивый, веселый, радостный, живой, готовый реагировать, проявлять чувства |
"Сдержанность"
Серьезный, углубленный в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем |
Фактор G
G+ | G- |
"Высокая
нормативность
поведения" Выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный, выраженная сила "супер-ЭГО" |
"Подверженность
чувствам"
Небрежный, легкомысленный, ненадежный, непостоянный, легко сдается, столкнувшись с трудностями создает помехи и трудности, с претензиями, не связывает себя правилами |
Фактор H
H+ | H- |
"Смелость"
Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый |
"Робость"
Нерешительный, уходит в себя, застенчивый |
Фактор I
I+ | I- |
"Чувствительность"
Нетерпимость, зависимый от других, ищущий помощи, приветливый, с богатой фантазией, требующий внимания других, боязливый, мечтательный, утонченный, непрактичный |
"Жесткость"
Реалист, надеется на себя, берет на себя ответственность, суровый, жесткий, действует по практическим соображениям, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик, самоуверенный |
Фактор L
L+ | L- |
"Подозрительность"
Ревнивый, замкнутый, задумчивый, твердый, раздражительный, излишнее самомнение, направленный на "себя", независимый |
"Доверчивость"
Дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благодушный, не завистливый, умеет ладить с людьми |
Фактор M