Личность в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 03:11, курсовая работа

Краткое описание

Тема нашей курсовой работы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Цель настоящего курсового проекта – изучения понятия личности и присущих ему характеристик в таких науках как социология и психология.

Содержание

Введение
Глава I. Личность в психологии
1.1 Сущность понятия «личность» в современной психологии
1.2 Особенности психологического подхода к изучению личности
Глава II. Личность в социологии
1.1 Основные определения личности в социологии
1.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

личность в психологии.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Личность в психологии

1.1      Сущность понятия «личность» в современной психологии

1.2      Особенности психологического подхода к изучению личности

Глава II. Личность в социологии

1.1      Основные определения личности в социологии

1.2      Особенности применения и интерпретации понятия «личность»

Заключение

Библиография

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашей курсовой работы связана с изучением понятия  личности. Заметим, что личность –  это основополагающее понятие для  многих наук, в том числе и для  социологии и психологии. Определение  личности несколько разниться, в  зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как  субъекта отношений с другими  людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке (не обязательно в социологии или  психологии) подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как  члена того или иного общества или общности.

В целом, основные особенности  и сущность понятия «личности», значимые для психологической и социологической  науки, формируют в каждой из них  определенную методологию и методы научного познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные  науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это  понятие характеристик, позволяет  понять множество других понятий  и теорий. Сравнение подходов к  сущности понятия «личности» в социологии и психологии позволяет глубже постичь  основные особенности этих наук, и  их инструментария. Этим определяетсяактуальность нашей работы.

Цель настоящего курсового проекта – изучения понятия личности и присущих ему характеристик в таких науках как социология и психология.

Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:

- изучить понятие личности  в психологии: ознакомится с основными  определениями личности в отечественной  и зарубежной психологии; проанализировать  основные особенности психологического  подхода к личности;

- ознакомиться с социологическим  подходом к понятию «личность»: изучить основные определения  «личности» в социологической  науке; понять особенности применения  и интерпретации понятия «личность»  в современной социологии.

Исходя из поставленных целей  и задач, нами формируется структура настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, с двумя параграфами в каждой, заключения и библиографии.

Для решения поставленных задач и общей цели работы мы пользовались работами таких психологов, как А.Г. Асмолов, Ю.Б. Гиппенрейтер. А.Г. Ковалев, И.Б. Котова и О. Гордона, а также  работами таких социологов как Г. Осипов, А. Кравченко, С. Лебедева и В. Ольшанского. Ряд важных для настоящей  работы моментов помогли осветить «Большой толковый социологический словарь», а также некоторые хрестоматии.

 

Глава I. Личность в психологии

1.1      Сущность понятия «личность» в современной психологии 

 

В настоящей части нашей  работы мы изучим особенности психологической  науки к понятию «личность», которое, как мы уже указывали, относится  к числу основополагающих для  этой науки. Для этого, вначале, ознакомимся  с основными понятиями личности, применяемыми в отечественной и  зарубежной психологии. Для более  глубокого изучения темы обратимся  к наследию ряда отечественных и  зарубежных психологов.

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально  термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его  роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. С развитием психологии в отдельную  науку, личность стала являться одним  из центральных объектов изучения, как в теоретической, так и  прикладной психологии[1].

Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных  ученых. В дальнейшем изложении мы приведем мнения лишь, некоторых наиболее крупных специалистов.

Так, «личность» по мнению А.Н. Леонтьева (1903-1979) – советского ученого, основателя факультета психологии МГУ[2], это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит на протяжении всего цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленные особенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные к характеристике личности не относятся, а формируют индивидуальность человека, которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности. Таким образом, личность – есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Научные разработки А.Н. Леонтьева стали основой для выработки общего подхода к личности в отечественной психологии.

Один из последователей А.Н. Леонтьева – советский ученый А.В. Петровский занимался развитием  его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде»[3]. Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество.

Российский психолог (1889-1960 гг.) С.Л. Рубинштейн считал[4], что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

Зависимость психических  процессов от личности как индивидуальности выражается, в первую очередь, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются  по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются  в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает  в избирательном характере запоминания  и забывания.

Зависимость психических  процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал  анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.

Другой ученый – А.Г. Ковалев[5], определил личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития – с другой. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

А.Г. Асмолов[6] рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

Таким образом, исходя из всех приведенных мнений, можно выделить синтезированное понятие[7], согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми.

В зарубежной психологии определению  понятия личность, также уделялось  довольно большое влияние:

- «личность» по определения  американского ученого У.Джеймса  (1842-1910), возникает как взаимодействие  инстинктивных и привычных граней  сознания, а также личных волевых  аспектов. Патологии, персональные  различия, стадии развития, тенденции  самоактуализации и всё остальное  – это реорганизация основных  «строительных» блоков, предоставленных  природой[8];

- Г.У. Олпорт (1897-1967), американец, который впервые дал теоретическую  характеристику чертам личности  сформулировал известное определение  личности: «личность есть динамическая  организация тех психофизических  систем в индивиде, которые определяют  его поведение и мышление»[9];

- в работах ученых В.Мак-Дугалла,  и А.Адлера, личность трактовалась  как ансамбль иррациональных  бессознательных влечений[10];

- в рамках концепции  «бихевиоризма», личность не рассматривалась  вообще, заменяемая механической  схемой «стимул – реакция»[11];

- американский психолог  В.Джеймс писал, что личность  «в наиболее широком смысле  – есть общий итог того, что  человек может назвать своим,  т.е. не только собственное  тело и собственные психические  силы, но и принадлежащие ему  дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие  произведения, поземельную собственность,  лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда – потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности[12];

- согласно З. Фрейду, личность  есть замкнутая в себе биологическая  индивидуальность, живущая в обществе  и испытывающая его влияния,  но противостоящая ему. Оказывается,  что источником активности личности  являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом.  Соответственно смысл жизни состоит  в удовлетворении этих изначальных  биологических влечений. Общественное  развитие, цивилизация с её многочисленными  моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному  развитию человеческой личности, являются источниками её неврозов[13];

- Личность, по Юнгу, включает  три основные системы: Эго,  личное бессознательное и коллективное  бессознательное. При этом, Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир[14].

Таким образом, в зарубежной науке, понятие «личность» также  получило широкое развитие, причем в западной школе психологии, по поводу сущности личности, было и есть гораздо больше мнений.

В целом, и в отечественной  и зарубежной науке (по крайней мере, в большей части из имеющихся  мнений), понятие «личность» можно  свести к одному общему знаменателю. Итак, личность в психологии – это  совокупность выработанных привычек и  предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В дальнейшем изложении, мы на основании полученных теоретических  данных, выделим особенности психологического подхода при изучении личности.

1.2 Особенности  психологического подхода к изучению  личности

Итак, разберем основные психологические  подходы к изучению личности. Сразу  оговоримся, что как видно из предыдущего  изложения, для изучения личности в  психологии широко используются такие  понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и  межличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.

Итак, для психологической  трактовки личности, учеными используется понятие индивид. Значение этого  понятия состоит и в том, что  анализ отношения «индивид-общество», в ряде случаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого, представляется необходимым  кратко остановиться на понятии индивид. Для этого обратимся к определению  уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическим изысканиям понятие  индивид, выражает[15]:

Информация о работе Личность в психологии