Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 03:11, курсовая работа
Тема нашей курсовой работы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Цель настоящего курсового проекта – изучения понятия личности и присущих ему характеристик в таких науках как социология и психология.
Введение
Глава I. Личность в психологии
1.1 Сущность понятия «личность» в современной психологии
1.2 Особенности психологического подхода к изучению личности
Глава II. Личность в социологии
1.1 Основные определения личности в социологии
1.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Библиография
В дальнейшем изложении мы
изучим особенности применения и
интерпретации понятия «
2.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Итак, основные понятия социологической теории личности связаны с процессами формирования личности, ее социализации, статуса личности, ее ролей и т.д.
Личность как субъект
социальных отношений, прежде всего, характеризуется
автономностью, определенной степенью
независимости от общества, способной
противопоставить себя обществу. Личная
независимость сопряжена с
Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации[29]. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация личности предполагает
формирование и интеллектуальных, и
социальных, и физических навыков. Социализация
как процесс представляет собой:
с одной стороны — передачу
обществом социально-
Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека.
Перейдем к структуре личности в социологии. Здесь можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты[30].
Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
- Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
- Способности к творчеству, знания, навыки;
- Степень овладения культурными ценностями общества;
- Нравственные нормы, принципы,
которыми руководствуется
- Способ реализации в
деятельности всех социальных
качеств, что проявляется в
семейной жизни, труде,
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Поэтому, именно социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.
Основные подходы к изучению личности можно свести к следующим[31]:
- социально-психологический
- функциональный подход
подразумевает статусно-
Социология имеет множество
теорий личности. Все теории признают
человеческую личность специфическим
образованием, непосредственно выводимым
из социальных факторов. В основе одних
доктрин лежит уверенность, что
самореализация человека как личности
возможна лишь через государство. Сторонники
теории ролей исходят из того, что
личность есть функция от той совокупности
социальных ролей, которые исполняет
индивид в обществе, и, следовательно,
социальная роль выступает важнейшим
элементом механизма
- -социальный статус - это
соотносительное положение
- социальная роль - поведение,
ожидаемое от личности
Таким образом, подведем основные выводы данной части нашего изложения:
- на социологическое понятие
личности влияют как
- при определении сущности
личности в социологии
- формирование личности
в социологии рассматривается
в контексте двух
- основные подходы к
изучению личности можно
В целом все социологические
теории признают человеческую личность
специфическим образованием, непосредственно
выводимым из социальных факторов.
То есть личность в социологии –
это механизм, который позволяет
который позволяет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь в соответствии с поставленными нами целями и задачами подведем общие выводы нашей работы.
Личность – это
Проработкой особенностей личности,
значимых для психологии, занимались
множество зарубежных и отечественных
ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В.
Петровский А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг,
У.Джеймс) оставили в своем научном
наследии различные определения
«личности» с точки зрения психологии,
которые, в целом, сформировали сущность
психологического подхода к личности.
В целом, в психологической науке,
понятие «личность» можно свести
к одному общему знаменателю: совокупность
выработанных привычек и предпочтений,
психический настрой и тонус,
социокультурный опыт и приобретённые
знания, набор психофизических черт
и особенностей человека, его архетип,
определяющие повседневное поведение
и связь с обществом и
Особенности психологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязи понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являются основополагающими для изучения личности в психологии. Обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности.
Таким образом, личность в
психологии – это особое качество,
приобретаемое индивидом в
Перейдем к понятию личности в социологии. При определении сущности личности в этой науке существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Если свести, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому и функциональному подходу. В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.
Таким образом, сделаем общий вывод работы. Если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Научные монографии
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 367с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. - 336с.
3. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М.: Энциклопедия,1999. – 450 с.
4. Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. - 391с.
5. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. - 294с.
6. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2007. – 349 с.
7. Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. - 248 с.
8. Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», 2005. - 345с.
9. Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – 318 с.
10. Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. – 240 с.
II. Статьи из журналов и сборников научных трудов
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Вопросы психологии. – 204. - № 2. – С. 19-37.
2. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 51-69