Личность и неврозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза: при высоком уровне невротизации характерны следующие типы акцентуаций: циклотимический, экзальтированный, тревожный, дистимический.
Задачи исследования:
1. Подбор методов исследования.
2. Подбор испытуемых.
3. Проведение эксперимента.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВАΙ.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И НЕВРОЗА………………………………………………………………….......……..4
1.1 Личность и характер…………………………………….……………………….4
1.2.Невроз.Виды неврозов……………………….…………………………..…….14
ГЛАВА ΙΙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ НЕВРОТИЗАЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА …………………………………………………………………………….…………17
2.1 Организация и проведение исследования………………………………….. 19
2.2 Полученные результаты и их анализ………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya 3 kurs личность и неврозы.docx

— 72.76 Кб (Скачать файл)

Есть попытка разработки положения о снятии характера личностью. Согласно А.Ф. Лазурскому, выделяются три уровня зрелости взрослой личности: низший, средний и высший. Для характеристики личностей каждого уровня используются различные понятийные средства, суть различий коих состоит в том, что при переходе от низшего уровня к высшему акцент перемещается с эндопсихики на экзопсихику: если нижний уровень классифицируется по признаку того, как живут и действуют субъекты, то высший — по видам деятельности ведущей, — по тому, ради чего они живут. Можно сказать, что при переходе от низшего уровня к высшему из описания индивидуальности исключаются черты характера и заменяются свойствами личности.

Но не следует думать, что «снятие» свойств характера личностью происходит всегда — это лишь самая общая тенденция. Часто она реализуется не до конца, порой встречает серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, кои еще более усугубляются внешними условиями. Тогда личность оказывается не в состоянии преодолеть или переработать свой характер, и он становится существенной детерминантой поведения, а то и тормозом в развитии личности (что наблюдается при психопатиях).

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1.      гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2.      дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3.      циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4.      эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5.      демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6.      возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7.      застревающий – "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, "сводит счеты", служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;

8.      педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9.      тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10.  экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11.  интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12.  экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

 

                                          1.2. Невроз. Виды неврозов

Невроз – пограничное психическое состояние, группа заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяется психогенными факторами. Невротический срыв возможен у любого человека, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальным предрасположением и особенностями личности, индивидуального развития высшей нервной системы. Невроз, в основе которого лежит срыв высшей нервной деятельности, сопровождается болезненными нарушениями и снижением качества жизни. 
Неврозы являются обратимыми психическими расстройствами, независимо от их длительности, возникают психогенно с преобладанием в клинической картине эмоциональных, соматовегетативных расстройств, а так же истощаемости, раздражительной слабости с утомляемостью и медленным «восстановлениемсил».  Невроз отличается отсутствием острой психотической симптоматики. При разграничении неврозов и психопатий нужно помнить, что при неврозах личностные расстройства парциальные (частичные) с сохраненным критическим отношением к болезни и способностью адаптироваться к окружающей среде; при психопатиях страдает вся личность, отсутствует критика к своему состоянию, отрицается наличие явных проблем, которые перекладываются на других, нарушается адаптация в обществе. При неврозах влияние среды более значительно, чем при психопатиях и иных психических расстройствах. Неврозы чаще всего возникают после психологической травмы, имеют достаточно четкое начало, ясно определяются и в своем большинстве хорошо поддаются комплексному лечению, т.е. имеют четкие границы начала заболевания, период развития психического расстройства и излечения. Неврозы необходимо правильно диагносцировать и дифференцировать от ряда психических заболеваний, имеющих неврозоподобную симптоматику, но с прогредиентным (постоянным, беспрерывным) течением. Прежде всего, следует отметить вялотекущую шизофрению, которая не редко принимается за неврозы и наоборот. Шизофрения и шизотипические психические расстройства имеют свои особенности в изменении личности, свойственные шизофрении и не  свойственные неврозам. Выделяют три основные формы неврозов.  
1.Неврастения.  
2.Истерическийневроз.  
3.Невроз навязчивых состояний 
Так же возможны и различные смешанные картины неврозов.  
В последнее время происходит увеличение числа неврозов со сложными вегетативно-висцеральными нарушениями (нарушения сердечной деятельности, дыхания, двигательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение питания, профессиональные дискинезии, сексуальные нарушения, головные боли и др.). Происхождение неврозов основано на комплексной оценкироли:  
- биологических факторов - наследственность, конституция, беременность и роды; 
- психологических факторов - особенности личности, психические травмы детского возраста, психотравмирующие ситуации, их длительность и актуальность;  
- социальных факторов - родительская семья, образование, профессия, взаимоотношение на работе, воспитание, структура общества и др.  
Существует генетическая предрасположенность развития неврозов, так же как и иных других психических расстройств и индивидуальных черт личности. Невротические расстройства у женщин протекают более тяжело и заканчиваются инвалидизацией значительно чаще, чем у мужчин. Некоторые психические особенности развития личности, а именно психопатия или акцентуация характера часто служит благоприятной почвой для возникновения неврозов в неблагоприятной психологической ситуации.  
Неврастения – наиболее распространенная форма неврозов; выраженное ослабление нервной системы в результате перенапряжения раздражительного или тормозного процесса либо их подвижности. Сочетание повышенной раздражительности и возбудимости с повышенной утомляемостью и истощаемостью – чрезмерная сила и быстрое истощение эмоциональных реакций. Расстройство внимания, снижение обучения, неспособность думать вообще, оттенок тоски, вялость, склонность к сосредоточению на своих болезненных ощущениях. Нарушение сна – сон не освежающий, поверхностный, тревожный. Нарушение аппетита. Вегетативные расстройства – могут произвести впечатления наличия соматического расстройства, с жалобами болей в различных частях тела и расстройства функций органов, повышенное потоотделение. Некоторые врачи даже не редко выделяют так называемые органные неврозы – невроз сердца, желудка, кишечника, половая неврастения и т.д. Возможны "потери нити мысли", "замирание мозговой деятельности". Прогноз при неврастении благоприятный. В 65% - наблюдается полное выздоровление, в 15% - стойкое улучшение и компенсация, в 15% - могут возникать рецидивы, и только в 5% - происходит ухудшение состояния, что чаще всего говорит о недостаточной терапии и характерологических особенностей личности пациента. Неврастению необходимо различать с иными психическими состояниями, связанными с астеническими состояниями нервной системы при инфекциях, органических изменениях головного мозга и эндогенных психических заболеваниях. Истерический невроз – группа психогенно обусловленных невротических состояний с соматовегетативными, сенсорными и двигательными нарушениями. Это вторая, по частоте, форма неврозов. Значительно чаще формируется в молодом возрасте, и значительно чаще у женщин, чем у мужчин. Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, внушаемостью и самовнушению, неустойчивостью настроения и склонностью привлекать к себе внимание окружающих, что отрицательно сказывается на лечении, т.к. такие пациенты склонны к не выполнению предписаний врача. Симптоматика истерического невроза чрезвычайно пестра и обычно её подразделяют на: психические расстройства; моторные расстройства; сенсорные расстройства; и вегетативно-висцеральные нарушения. Прогноз, обычно ставится сомнительный, главным образом из-за того, что такие пациенты не лечатся, а делают вид, что лечатся. На самом деле они в своем большинстве не выполняют все необходимые указания врача.  
Невроз навязчивых состояний – объединяет различные невротические состояния психогенного происхождения. Протекает преимущественно с проявлением различных форм навязчивостей - с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, впечатлениями, влечениями, действиями, страхами.  
Это наиболее редкий вид неврозов. У мужчин и женщин встречается с одинаковой частотой. Этот вид невроза легче возникает у лиц мыслительного типа, особенно при ослаблении организма соматическими и инфекционными заболеваниями. Как правило, ведущей симптоматикой являются неврастенические признаки с картиной обсессивно-фобическими расстройствами. Настроение преимущественно снижено, с оттенком безнадежности и чувством собственной неполноценности.  
Прогноз. Невроз навязчивых состояний, в отличие от иных видов невроза, склонен к хроническому течению с периодами обострения и ремиссии, обычно обусловленные психогенными факторами. Лечение всех видов неврозов должно быть комплексным и строго индивидуализированным, с учетом не только клинической картины заболевания, но и личностных особенностей больного. Обычно, на начальных этапах лечения отдается предпочтение медикаментозной терапии, но психотерапия не должна и не может исключаться, так как не стоит забывать, что основным методом лечения всех видов невроза, является индивидуальная и групповая психотерапия, которая должна быть сформирована по индивидуальному плану.  
Как говорилось выше, лечение должно быть комплексным и состоять из:  
нейрометаболической терапии (укрепление и восстановление высшей психической деятельности), психотерапии (основной лечебный инструмент при наличии патологических психогенных факторов), физиотерапии (как улучшение функций головного мозга и стимуляция положительных трофических импульсов), диета и режим дня (для нормализации общего физического и психического состояния организма). Ответственность за лечение неврозов, на 80% лежит на самом пациенте, который должен полностью выполнять абсолютно все указания лечащего врача-психиатра, психотерапевта и в обязательном порядке посещать психотерапевтические занятия, придерживаться установленному психотерапевтом режиму и диете. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ΙΙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ НЕВРОТИЗАЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА 

 

                         2.1. Организация и проведение исследования

Объект исследования.  10 девочек (19-20лет) 
Предмет исследования: уровень невротизации и тип акцентуации характера. 
Для решения заявленной проблемы использовались следующие методики: для определения уровня невротизации и психопатизации - методика УНП, для определения типа акцентуации характера - опросник Г. Смишека. Обе методики валидны и надежны, являются достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом. 
Методика УНП состоит из 90 вопросов, на которые испытуемый отвечает по принципу "согласен - не согласен". Обработка полученных результатов проводится с помощью ключей с учетом пола испытуемого. Алгебраическая сумма положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации соответственно является итоговым показателем уровня невротизации. Отрицательная величина коэффициента свидетельствует за патологию, а положительная против. Оценки не выходящие за пределы + 10 по шкале невротизации попадают в зону неопределенного диагноза. Если оценка выходит за эти пределы, то может быть принято соответствующее диагностическое решение. При этом, чем больше абсолютное значение итоговой оценки, тем дальше данный испытуемый находится от границ, разделяющих дифференцируемые группы. 
Содержательный анализ шкал УНП показал, что утверждения, входящие в шкалу невротизации содержат такие характерные проявления невротических состояний как быстрая утомляемость, нарушения сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях, снижение настроения, повышенная раздражительность, возбудимость, наличие страхов, тревоги, неуверенности в себе. 
При высоком уровне невротизации может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Безынициативность этих лиц формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость. 
При низком уровне невротизации отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формирует чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении. 
Опросник Г. Смишека. Данная методика была разработана Г. Смишеком в 1970г. на основе концепции К. Леонгарда акцентуированных личностей. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предлагающий два варианта ответов "да", "нет". 
После тестирования ответы обрабатываются с помощью ключа. В результате получаются показатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: 

Информация о работе Личность и неврозы