Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:09, контрольная работа
Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.
Личность в психологии – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
На протяжении XX века в мировой психологии сложилось два основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая и психоаналитическая психология.
Гуманистическая психология есть ни что иное, как альтернатива двум важным течениям в психологии – психоанализ и бихевиоризм. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, отвергающей положение, что человек – продукт либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты выделяют идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.
Целостную личность характеризуют :
Таким образом,
в рамках гуманистического подхода,
личность – это внутренний мир
человеческого «Я» как результат
самоактуализации, а структура личности
– это индивидуальное соотношение
« реального Я » и « идеального
Я », а также индивидуальный
уровень развития потребностей
в самоактуализации.
2. Гуманистическая
теория личности.
Гуманистическая теория изучает
здоровье, гармоничные личности,
достигшие вершины
А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал « иерархию потребностей ». Она состоит из следующих ступень : 1- физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самосознание. Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т .п. Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение их потребностей необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно. Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуется группы. Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека :
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущим ( «Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба» ). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация ( потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни.). Для многих людей присущи так называемые « неврозы существования », когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.
Если человек стремиться
понять смысл своей жизни,
максимально полно
«
Самоактуализирующейся
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни таким, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательны эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста,- вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации , так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей. Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие : пассивная позиция по отношению к действительности ; вытеснение и другие способы защиты «Я» ( проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию ). Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности : 1. Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил ( феномен «выученной беспомощности»); 2. Создание дефицита благ, в результате ведущими становиться первичные потребности в пищи и выживаемости; 3. Создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя; 4. Создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал; 5. Сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии); 6. Формирование специализированного языка ( сложенные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
В результате
всех этих факторов для человека
становиться привычным «нереальное
существование», поскольку из сложного,
противоречивого, неопределенного
реального мира человек переходит
в «нереальный мир ясности, упрощенности
»
В результате построения психоаналитических, гуманистических и других теорий личности психология обогатилась обширным числом понятий, исследовательских методик и тестов.
В процессе жизнедеятельности большинство людей проявляется как отдельные социальные индивиды, которые подчиняются определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. К сожалению, система предписаний не может предугадать все варианты ситуаций или жизненных случаев, поэтому человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и есть критерии личностного уровня самосознания.
Гуманистическая психология основной моделью принимает ответственного человека, который беспрепятственно делает свой выбор среди предоставляемых возможностей. Главное положение этого направления – концепция становления. Человек динамичен, всегда находится в процессе становления. Но это не только формирование биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий развитие, отрицает, что в нем есть все возможности для полноценного человеческого существования.
Таким образом, можно выделить основные достоинства гуманистической теории личности: ее ярко выраженную практическую направленность и ориентацию на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями
Жизнь человека нельзя понять,
если не принимать во внимание
наивысшие стремления. Рост, самоактуализация,
стремление к здоровью, поиски
самотождественности и
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности.
Самоактуализироваться
– значит стать тем человеком, которым
мы можем стать, достичь вершины своих
возможностей.
Информация о работе Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности