Макаренко и его система воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:14, реферат

Краткое описание

Закончив Учительский Институт в Полтаве Макаренко начинает свою педагогическую деятельность в железнодорожной школе при вагонном заводе, где работал его отец и где «воздух был чище, чем в других местах; рабочее, настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках… Из этой школы вышло много большевиков».
В 1920 году Советское правительство поручило отделам народного образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Заведующий Полтавским роно предложил Антону Семёновичу взять на себя это большое дело.

Вложенные файлы: 1 файл

Макаренко и его система воспитания.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

       Я уверен, что если человек плохо  воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин не быть может. Тем более возмутительно и печально, если люди, которым доверено было воспитание детей, не только не захотели воспользоваться этим великим могуществом педагогики, но и ограничились простым наблюдением, простым изучением ребёнка, разделением всех детей на разряды, на отдельные биологические группы и т.д. Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких случаев масса.

       Нельзя  ставить вопрос о воспитании в  зависимость от качества или таланта  отдельно взятого учителя. Так говорит  моя логика. Я хочу отвечать за свою работу. Так говорит и мой опыт.

       Воспитать человека, говорил Макаренко, это  значит воспитать у него перспективные  пути, по которым располагается его  завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных  путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная «система перспективных линий», которую он назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.

       Перспективные линии должны привлекать внимание молодёжи «общим видом удовлетворения, но это  удовлетворение ещё не существующее. По мере движения к нему возникают  новые завтрашние планы, тем более  притягательные, чем больше усилий вложено на преодоление различных препятствий».

       Перспектива – цель, которая ставится перед  коллективом и ее надо достичь.

       Таким образом, «система перспективных линий» призвана не только вызывать стремление человека к всё более ценным трудовым перспективам, но и будить его мечту о высоких моральных вершинах.

       Его цель воспитания – воспитать коллективиста. Он разрабатывает многие проблемы воспитания, в том числе и проблему воспитания личности и коллектива. 

Основы  педагогики Макаренко

Воспитание  детей в коллективе

       Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь  данного коллектива с обществом. По своей структуре коллектив  делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе. Педагогический коллектив – это коллектив и воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.

Дисциплина  и режим.

       Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: - должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

Трудовое  воспитание.

       Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил  промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.

Проблема  семейного воспитания.

       Макаренко пишет лекции для родителей о  воспитании, в которых есть общие  условия семейного воспитания, пишет  о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники. 

       На  мой взгляд, педагогика Макаренко  есть непросто теория о воспитании людей, а теория подкреплённая практикой, или даже вернее практика перенесённая в теорию, что немаловажно в таком важном и ответственном деле как педагогика. Прежде чем писать Макаренко прошёл огромный жизненный путь, он работал с детьми разного рода, с детьми разных возрастов, и не только детьми, а также и взрослые постепенно воспитывались под его влиянием. 

 

Заключение

     Мне нравится методика Макаренко, и более того, меня воспитывали по подобной системе. Он правильно сконцентрировал свое внимание на воспитании в коллективизме. Ведь в течение каждого дня человек у приходиться сталкивать с массой людей, людей, интересы которых, порой, расходятся с нашими. И тем нименее, нам как-то приходится разрешать спорные вопросы. Коллективизм делает нас лояльными, умеющими идти на компромисс.

     Он  считал, что все люди обладают правом на жизнь. И каждый ребенок, как пластилин, изначально бесформенный предмет. Но  попав в руки мастера-педагога, он преображается и становится полноценным  человеком, так же как и алмаз, после огранки ценится в сотни раз дороже. Макаренко, разработав и применив свою систему на «трудных детях» сумел пробудить в их душах светлое, человеческое чувство любить,  жить и творить. Но теперь творить уже благие дела. А вот в полноценных семьях, где дети уже обладают какими-то жизненными ценностями, моралью, тем более, легче применить эту же систему. И, как результат, мы получим полноценного гражданина, социализированного, адаптированного для жизни в обществе.

     Система коллективной работы – просто бесподобна, ведь в объединении сила. У подростков была общая цель, например, в работе: если нужно прибраться в помещении, то разделив между собой обязанности, можно гораздо быстрей справиться с трудностью. Тут хочется вспомнить Лева Толстого и его задание детям: сломать «веник».  Лишь сплотившись,  и по веточкам сломав веник, они справились с заданиями. Этот пример показывает, что скооперировавшись,  человек сильнее в любых делах, пускай даже 1 их них обладает какими то особыми индивидуальными качествами.

     Я являюсь старостой своей группы, и наблюдаю раздробленность в коллективе. Сейчас же, узнав данную нюансы данной методики, я постараюсь сплотить коллектив. И как советует Макаренко, я начну с первичной группы.  

Библиографический список 

  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования  [Текст] /  В. В. Давыдов. –  М. : [б. и.], 1986. – 240 с.
  2. Павлова, М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко [Текст]/

    М. П. Павлова. –  М. : Высшая школа, 197. – 390 с.

  1. Радугин, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Радугин. – М. : Центр, 1996. – 287 с.
  2. Реан А. А. Психология  и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В.      

       Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.

Информация о работе Макаренко и его система воспитания