Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:14, реферат
Закончив Учительский Институт в Полтаве Макаренко начинает свою педагогическую деятельность в железнодорожной школе при вагонном заводе, где работал его отец и где «воздух был чище, чем в других местах; рабочее, настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках… Из этой школы вышло много большевиков».
В 1920 году Советское правительство поручило отделам народного образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Заведующий Полтавским роно предложил Антону Семёновичу взять на себя это большое дело.
Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин не быть может. Тем более возмутительно и печально, если люди, которым доверено было воспитание детей, не только не захотели воспользоваться этим великим могуществом педагогики, но и ограничились простым наблюдением, простым изучением ребёнка, разделением всех детей на разряды, на отдельные биологические группы и т.д. Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких случаев масса.
Нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимость от качества или таланта отдельно взятого учителя. Так говорит моя логика. Я хочу отвечать за свою работу. Так говорит и мой опыт.
Воспитать человека, говорил Макаренко, это значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная «система перспективных линий», которую он назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.
Перспективные линии должны привлекать внимание молодёжи «общим видом удовлетворения, но это удовлетворение ещё не существующее. По мере движения к нему возникают новые завтрашние планы, тем более притягательные, чем больше усилий вложено на преодоление различных препятствий».
Перспектива – цель, которая ставится перед коллективом и ее надо достичь.
Таким образом, «система перспективных линий» призвана не только вызывать стремление человека к всё более ценным трудовым перспективам, но и будить его мечту о высоких моральных вершинах.
Его
цель воспитания – воспитать коллективиста.
Он разрабатывает многие проблемы воспитания,
в том числе и проблему воспитания
личности и коллектива.
Основы педагогики Макаренко
Воспитание детей в коллективе
Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом. По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе. Педагогический коллектив – это коллектив и воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.
Дисциплина и режим.
Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: - должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.
Трудовое воспитание.
Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.
Проблема семейного воспитания.
Макаренко
пишет лекции для родителей о
воспитании, в которых есть общие
условия семейного воспитания, пишет
о родительском авторитете, о трудовом
воспитании в семье, о дисциплине, о половом
воспитании. Он пишет «Книгу для родителей»,
рассматривает проблемы педагогического
мастерства и педагогической техники.
На
мой взгляд, педагогика Макаренко
есть непросто теория о воспитании
людей, а теория подкреплённая практикой,
или даже вернее практика перенесённая
в теорию, что немаловажно в таком важном
и ответственном деле как педагогика.
Прежде чем писать Макаренко прошёл огромный
жизненный путь, он работал с детьми разного
рода, с детьми разных возрастов, и не только
детьми, а также и взрослые постепенно
воспитывались под его влиянием.
Заключение
Мне нравится методика Макаренко, и более того, меня воспитывали по подобной системе. Он правильно сконцентрировал свое внимание на воспитании в коллективизме. Ведь в течение каждого дня человек у приходиться сталкивать с массой людей, людей, интересы которых, порой, расходятся с нашими. И тем нименее, нам как-то приходится разрешать спорные вопросы. Коллективизм делает нас лояльными, умеющими идти на компромисс.
Он считал, что все люди обладают правом на жизнь. И каждый ребенок, как пластилин, изначально бесформенный предмет. Но попав в руки мастера-педагога, он преображается и становится полноценным человеком, так же как и алмаз, после огранки ценится в сотни раз дороже. Макаренко, разработав и применив свою систему на «трудных детях» сумел пробудить в их душах светлое, человеческое чувство любить, жить и творить. Но теперь творить уже благие дела. А вот в полноценных семьях, где дети уже обладают какими-то жизненными ценностями, моралью, тем более, легче применить эту же систему. И, как результат, мы получим полноценного гражданина, социализированного, адаптированного для жизни в обществе.
Система коллективной работы – просто бесподобна, ведь в объединении сила. У подростков была общая цель, например, в работе: если нужно прибраться в помещении, то разделив между собой обязанности, можно гораздо быстрей справиться с трудностью. Тут хочется вспомнить Лева Толстого и его задание детям: сломать «веник». Лишь сплотившись, и по веточкам сломав веник, они справились с заданиями. Этот пример показывает, что скооперировавшись, человек сильнее в любых делах, пускай даже 1 их них обладает какими то особыми индивидуальными качествами.
Я
являюсь старостой своей группы,
и наблюдаю раздробленность в коллективе.
Сейчас же, узнав данную нюансы данной
методики, я постараюсь сплотить коллектив.
И как советует Макаренко, я начну с первичной
группы.
Библиографический
список
М. П. Павлова. – М. : Высшая школа, 197. – 390 с.
Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.